Трансграничные переходы россия китай

Александр Коломиец2
               
           Принципиально возведение мостов между нашими странами – как политических, экономических, культурных, так и буквальных, «инженерных» – безусловно необходимая и желанная историческая перспектива, особенно заметная с начала 21 века перед лицом американского военно-политического и финансово-экономического (а равно и идеологического, «антикультурного») тоталитаризма
    Стало быть, вести сегодня переговоры об их проектировании, включая конкретные проекты, рассматривать их вероятное местоположение, рассчитывать ТЭО, проводить «мостовые» конференции, научно-технические симпозиумы, проводить совместные исследования и т.д. – все это может и должно быть. Создаст предпосылки для тех  решений, которые рано или поздно будут приняты.
    Исходя хотя бы уже из глубокой, прекраснейшей мысли югославского писателя Иво Андрича, лауреата Нобелевской премии, кто подметил суть мостов – «олицетворение вечного, всегда неутоленного желания людей связать, соединить, примирить все, что появляется перед нашим разумом, взглядом и под ногами, дабы избежать раздела, противоречий, разлук».  Иво Андрич полагал: «Из всего того, что человек в инстинкте самосохранения возводит и строит, нет ничего в моих глазах лучше и ценнее мостов. Они важнее домов, священнее храмов. Принадлежащие каждому и всем одинаково, воздвигнутые всегда сознательно на тех местах, где пересекаются самое большое число людских потребностей».
    Заметим – «воздвигнутые всегда сознательно…». Но это означает и ту истину, что взвешивание всех «за» и «против», анализ предпосылок, обстоятельств и последствий не могут изыматься из контекста истории, из рамок глубинной по истокам действительности. А здесь далеко не все так просто, как хотелось бы.

1.Очевидный факт: современный Китай – достаточно мощное в военном и экономическом отношениях государство, способное к быстрой мобилизации и переброске ресурсов на нужном направлении, хорошо просчитывающее и учитывающее свою выгоду с честолюбивыми и вполне реальными планами на занятие  одного из ведущих мест в мире. Его руководство умственно деятельно, а научно-технический потенциал возрастает с каждым годом.
         И все это перед лицом резко и всесторонне ослабленной России, несцементированной ни политически, ни экономически, ни идеологически.
При факте самым очевидным образом прогнившей (коррумпированной, бездеятельной, только имитирующей государственно-национальные интересы)  власти, растраты корпуса специалистов и ученых высокой квалификации. С нарастающей массой дезинтеграционных процессов. И, наконец, с широко пропагандируемой доктриной, идеей «ненужности» Дальнего Востока для нынешней и «обновляемой» России.
    Между тем опыт изучения  настойчивых попыток решения инспирированной китайской стороной «проблемы» принадлежности островов Б.Уссурийский и Тарабаров показал то, что Китай жестко придерживается своих национальных интересов и стоит на них даже при кардинальной смене своей  государственности: от императорского Китая к республиканскому (гоминдановскому), от  гоминдановского – к Китайской народной республике (социалистическому государству).

  2.С конца 50-ых годов прошлого века (начала «культурной революции») китайские источники, включая представителей власти, в достаточной мере «темнят» - не раскрывают подлинной картины в точных цифрах, относящейся как к экономическому потенциалу Северо-Восточного Китая, так и его населения. Т.е., судя по всему, вполне сознательно затрудняют оценку этого совокупного потенциала со стороны и не дают возможности точно оценить его уровень и перспективы роста, понимая его роль и значение в непосредственной близости от теряющей свои позиции России.
    Заглянув же в недавнее историческое прошлое, мы можем обнаружить, что уже в 1940-м году здесь проживало, по японским данным, 38 миллионов человек, а в 1945-м, по американским, более 47 миллионов. Таким образом, современные оценки наших специалистов в 70-90  миллионов скорее всего явно занижены. И, видимо, правы те, кто полагает, что здесь сегодня проживают не менее 120 – 130 миллионов человек. А это, в свою очередь, при достаточной официальной безработице, при достаточной личной предприимчивости и «экономической самоотверженности» (браться за любой труд) китайцев означает и то, что ныне эта масса людей вполне готова к броску на слабозаселенные земли российского Дальнего Востока, где готова же и к любой конкуренции и к любым нашим неурядицам. К тому же – при неплохом знании нашей брошенности центральной властью и наших богатств, а также при традиционной (со времен хунхузов и прочих им подобных) готовности и способности браконьерить, заниматься контрабандой, поставлять наркотики и т.д. и т.п.
   
    3.В правящих - политических, экономических, историко-научных - кругах Китая сегодня достаточно много тех, кто считал и считает, что между Россией и Китаем в части определения границ и территориальных прав заключены неравноправные договора, которые рано или поздно подлежат полному пересмотру. А с такой точки зрения Китай имел и имеет все основания добиваться «возвращения» южной половины российского Дальнего Востока, включая остров Сахалин, под юрисдикцию КНР. Публичные выступления, заявления, публикации этих людей (даже на официальных «переговорных площадках»)  сегодня никаким очевидным для нас образом не пресекаются, не осуждаются, не дезавуируются. И это не может не настораживать.
    С другой стороны, хорошо известно, что китайские аналитики внимательно отслеживают как ход событий вокруг японских претензий на Курильские острова, так и реализацию Соединенными Штатами уже не скрываемых проектов расчленения России, переформирования наших восточных территорий в виде «протекторатов» и, наконец, образования «сибирских штатов» Америки.  Вполне логично ожидать, что в случае развала (разгрома) нашей страны, Китай попытается немедленно, стремительно  перехватить у конкурентов свои «исторические» земли.
Обращает на себя внимание и «незакрытость» инцидента с островом Даманский – наша и китайская оценки этого фактически военного приграничного конфликта остаются по прежнему диаметрально противоположны.

    4. По различным источникам ныне известно, что на Северо-Востоке Китая сформирована уже достаточно мощная «отрасль» производства и перевала на территорию ослабленной России потока некачественных товаров, пользующихся в силу бедности основной массы наших граждан устойчивым и растущим спросом. А с учетом того, что центральное правительство Китая заботится о строительстве магистралей в сторону нашей границы (не говоря о том, что хорошо сохранены и поддерживаются дороги этого же направления, выстроенные еще японцами), товарный поток может быть значительно расширен. А со вступлением России в ВТО станет практически неограниченным с ясной перспективой китайского товарного «блицкрига», за которым последует резкое ослабление позиций нашего мелкого и среднего предпринимательства. Северная половина Китая получит мощный экономический толчок, южная половина дальневосточной России понесет серьезные экономические потери с перспективой роста социального напряжения.

  5. К началу нынешнего века во всех крупных  приграничных российских городах  уже сформировались и достаточно укрепились замкнутые китайские финансово-экономические (и криминальные) системы «чайна-таунов», активно выкачивающие наши валютные ресурсы и столь же серьезно подрывающие потоки налоговых отчислений в нашу казну. Назавтра, в случае мощного усиления товарного и людского потоков на нашу территорию, они станут реальными и действенными очагами неудержимой  китайской экспансии с тяжелыми для нас последствиями.
    Между тем ни в политическом, ни в экономическом отношениях нам сегодня нечего противопоставить этому натиску.
    Существенно и то, что резкий товарный перекос в пользу Китая затормозит не только зарубежные инвестиции в дальневосточную экономику, но и создаст угрозу для возрождения нашей промышленности. Особенно опасны китайские товарные «атаки» для Хабаровского края, промышленной сердцевины всего Дальнего Востока.

    Таковы основные условия и процессы, вне которых, думается, нельзя рассматривать в ближайшем будущем возможность сооружения российско-китайских трансграничных  мостовых переходов. Если мы не хотим навредить нашей стране.

                Ю.Ефименко
                Председатель общественного               
                Комитета по сохранению российской юрисдикции островов Б.Уссурийский и Тарабаров