Между Ю и Я

Вадим Довнар
Незадолго до президентских выборов в Украине довелось мне некоторое время путешествовать автостопом. Если кто не знает, то это такой способ передвижения, зачастую, вообще без денег в кармане. Вариант, при котором водители попутных транспортных средств соглашаются подкинуть вас куда-либо за простое человеческое «спасибо». Безусловно, процесс этот достаточно сложный и далеко не всегда приятный. (Особенно учитывая капризные погодные условия последних двух месяцев). Однако бесспорным плюсом такого приключения является возможность общения с совершенно разными людьми. (Кстати, когда вы слышите от кого-то, что люди в большинстве своем стали бездушными, что души их превратились в бумажники и т.д. не очень-то в этому доверяйте. По моим подсчетам, сделанным за время, проведенное на трассе, «хороших» людей и «плохих» приблизительно поровну. И это, учитывая, что не все из моих попутчиков были разговорчивы, не всех удалось хоть как-то идентифицировать). Тем показательнее, как представляется, мои встречи на дороге со сторонниками Юлии Тимошенко.
Депутат Броварской районной рады от БЮТ, подобрал меня, когда промокший под дождем до нитки, я уж не надеялся оказаться в чьем-то теплом салоне автомобиля и уже раздумывал, как бы напроситься на ночлег в бытовку работников бензоколонки. Этот добрый человек, говоривший на суржике, едва пустив меня к себе в автомобиль, стал расспрашивать, как я оказался на трассе. Ознакомившись немного с деталями моей биографии и вздохнув для приличия, выдал что-то о том, что «нужно уметь зарабатывать деньги». При этом, заметим, сам на олигарха он совсем не походил: простенькая грязная машина, мобильный телефон «Samsung» и одежда отнюдь не от Луи Витона.
Сравнив его с лощеными «бютовскими» депутатами Верховной Рады, я подумал, что сидящий рядом мужчина, вряд ли мог бы оказаться в условиях, при которых экс-парламентарий того же БЮТ Виктор Лозинский, по версии следствия, «в своих владениях» убил человека. Даже банального взяточника в моем собеседнике рассмотреть было сложно.    
Своеобразным тестом на доверие с его стороны стал вопрос о том, знаю ли я названия месяцев года на своем родном языке. После того, как я перешел в разговоре на «беларускую мову», депутат окончательно дал волю своим размышлениям. (До этого он, как показалось, искренне негодовал, мол, как это можно, игнорировать свою культуру, что в Беларуси является едва ли не нормой).
Замечу, он был неплохо осведомлен о политических реалиях моей родины и считал, что Украине есть, что позаимствовать у авторитарной Беларуси. Отвечая на мой осторожный вопрос о том, не имеет ли он в виду, в частности отсутствие свободы СМИ и собраний, он активно замахал руками.
-- Нет, нет, что вы! Я про порядок в государстве и на улицах, про социальную помощь малоимущим.      
При этом, как оказалось, парламентарий не слышал от Юлии Владимировны ее известной тирады о необходимости закрыть политические ток-шоу и о прочих ее высказываниях и поступках, о которых известно, пожалуй, каждому журналисту и позволяющих усомниться в демократизме госпожи Тимошенко. Так или иначе, но уворачиваться от вопроса о допустимости хихиканья в ответ на хамские шутки зарубежного лидера в адрес президента ее государства (во время переговоров в Ялте), депутат не стал.
-- Конечно, это не очень приятно смотреть и слышать, но куда денешься, ей нужно заигрывать с восточным электоратом, который в большинстве своем любит Россию. Да и влияние самой России сложно переоценить.
Я заметил на это, что вся политическая биография леди Ю – это цепочка смены соратников и убеждений. Спросил о гарантиях того, что Тимошенко в своих заигрываниях с Россией и ее любителями не перейдет грань, пока вроде бы отделяющую ее от Виктора Януковича. Мои возражения вызвали у депутата бурю эмоций. Он доказывал, что его лидер давно осознала себя украинкой и никогда себе не позволит «прогибаться перед Москвой». А если и позволит, то за спиной ведущего политика есть много людей, которые, в случае чего ее образумят. В крайнем случае, если у них это не получится, то украинцы выйдут на новый Майдан и т.д.
Слушая этого местного парламентария, говорившего, чем более эмоционально, тем менее убедительно, я вспоминал о белорусских иллюзиях середины девяностых: «пусть председатель колхоза стал президентом, но ведь рядом с ним есть молодые интеллектуалы, они не дадут, они направят». И где сейчас эти самые «они». Дорогие украинцы, вы даже не представляете, как легко авторитарные лидеры избавляются от «больно умных» в своем окружении. Говорите «Вона», осознала себя украинкой? Но ни одного однозначного заявления по ключевому для нации языковому вопросу за последнее время не сделала. Нашумевшее в российских СМИ постановление правительства о языке преподавания в украинских школах ничего по сути не изменило. Подозрительно забыт, поданный депутатами БЮТ, законопроект об “украинизации” СМИ. А чекист Владимир Путин назвал Юлию Тимошенко “комфортной коллегой”…Да и протестный потенциал украинцев, после того, как власть обошлась с ними после оранжевой революции, я бы не переоценивал. Тем более, учитывая уже привычное явление, называемое «политическим туризмом».
Подозреваю, что, высказывая вышеприведенные тезисы, мой неглупый и неравнодушный к судьбе Украины собеседник, прежде всего, успокаивал себя.
«Знаете, я понимаю, что Тимошенко далеко не идеальна. Она хитра, лукава и, по большому счету, никто не знает, что в действительности у нее на уме, но, помогая ей, мы хотя бы продолжаем надеяться», -- сказал он напоследок. «Главное, чтобы президентом не стал Янукович. Тогда все».
Еще интереснее беседа случилась у меня спустя месяц в салоне микроавтобуса с символикой агитационного концертного тура «С УкраиноЮ в сердце», в котором «автостопщик» укрылся от жестокого утреннего мороза.
-- А вас не смущает, что Юлия Владимировна позаимствовала у чекиста Путина обещание «диктатуры закона»?
-- Какая разница у кого заимствовать удачное выражение. Бардак ведь, действительно, нужно прекращать.
-- А не допускаете, что, рожденная в Днепропетровске, Тимошенко посчитает политически выгодным для себя, подыграть Кремлю и ввести, например, государственное двуязычие?
-- Вряд ли. Но если и так, то не стоит преувеличивать значение этого вопроса. В первую очередь люди хотят есть. А на каком языке общаться сами решат.
-- Так может и свобода СМИ не нужна?
-- Пускай бы была, конечно. Хотя тоже вопрос, а так ли она нам нужна? Большинство людей уже устали от этих вечных перепалок и безответственности ораторов.
Не желая в очередной раз спорить об одном и том же, и быстро исчерпав свои аргументы, я просто спросил: “Не боитесь, что выбрав Тимошенко, вы снова выберите авторитаризм?»
-- Есть такая опасность, -- вздохнул водитель. Но выбора у нас нет. Или она или Янукович. Она, как говорится, меньшее зло.
В 2004 – м году, стоя на киевском Майдане, я жалел, что не являюсь гражданином Украины, не могу отдать свой голос за оранжевых. Сейчас же тешу себя мыслями о том, что избирательным правом в Украине я не наделен и являюсь всего лишь сторонним наблюдателем за процессом. Мне искренне жаль украинских граждан, вынужденных выбирать из двух зол, как им кажется, меньшее. Избирателей, питающих абсолютно призрачные надежды. Людей, в глубине души которых уже поселилось ощущение, что при любом номинальном фаворите, они, т.н «простые украинцы» уже проиграли.