Кукла

Алек Иванов
За достоверность этой истории поручиться не могу, как рассказали, так и записал. Был у меня знакомый, вернее, знакомый знакомого. Порядком старше, битый-тертый и успевший послужить прапорщиком где-то «там», в особо хитрых войсках. Разговор на эту тему зашел случайно, во время посиделок не то 23 февраля, не то 9 мая – в общем, сидели. И тут странный вопрос: а знаешь, что такое «кукла»? Тогда этот фильм по телевизору показывали, его только ленивый не посмотрел. Ну я ему сдуру и выдал с видом знатока: мол, так и так, заключенный-смертник, используется для тренировок по рукопашному бою спецназом. Прапор этот бывший фыркнул в рюмку и негромко посоветовал больше никому такой дури не повторять, а главное, поменьше читать россказни предателей типа Резуна. Ну а потом рассказал, что же такое эта самая «кукла».

Насчет тренировок все верно – тренироваться «волкодавам» из особо хитрых войск на ком-то надо. Друг с другом – само собой, но, во-первых, осторожно, дабы не покалечить ценную (буквально – в рублях, очень больших рублях) боевую единицу, а во-вторых, нужен был еще им и такой ценный навык, как работа с разнообразным противником. Специалистов-то и учат специалисты, причем всех одни и те же. Стиль, получается, почти один в один. А кто знает, с кем придется встретиться – с каратистом или борцом? Так что были «куклы», были. Только вот насчет зэков-смертников – полная ерунда. Кто посидел хоть раз в ожидании приговора к «вышке» - тот уже не боец. Сломан не то что пополам – вчетверо. Да и не станет драться зэк. Да и не владеет он никакими боевыми приемами. В общем – чушь. А кого еще у Родины любимой много? Правильно, солдат.

Вот и проводились в более-менее «боевых» частях порой по недвусмысленной команде «сверху» «спортивные праздники» с показательными боями рукопашников и просто желающих подраться. За поединками внимательно наблюдали те, кому положено – и отбирали. Не всегда это были победители, но всегда самые злые и стойкие бойцы. Такие уезжали из части «в командировку», якобы для участия в соревнованиях на уровне округа. Возвращались, иногда через госпиталь, спустя несколько недель. Тихие и какие-то пришибленные. Конечно, их никто не убивал и не калечил – просто возомнившим себя крутыми рукопашниками солдатикам крепко влетало от разминавшихся профессионалов. Некоторые так и не понимали, что побывали в роли «кукол» - считали, что выбыли с очередного тура состязаний. Другие догадывались, но помалкивали. В армии быстро учатся ценить молчание. Один раз, на памяти прапорщика, не в меру ретивый замполит взялся за воспитание очередных побитых «кукол», с его точки зрения опозоривших часть на «высоком уровне». Молодой вежливый особист обратил на это внимание и доложил куда положено. Замполит съездил по одному широко известному в узких кругах адресу и вернулся не менее пришибленным, чем «куклы».

А вот случай, который надолго прекратил использование «кукол» в особо хитрых войсках, прапорщик рассказывал не очень охотно. Во время одного из «турниров» 19-летний татарин откуда-то из-под Альметьевска вступил в бой с профессионалом. И на второй минуте схватки сломал ему ногу очень коварным ударом сверху вниз. Добить не дали, остановив бой. Одного из «псов войны» Родина надолго лишилась. Паренек, оказалось, прошел неплохую школу в уличных бандах, где приходилось драться насмерть. Вернулся в свою часть победителем. А «кукол» отбирать перестали. Наверное, на время. Потому что уже при мне к нам в часть приезжали какие-то «спортсмены» в штатском и требовали от комбата устроить им показательные выступления рукопашников. Но комбат был зол, отправил гостей по известному трехбуквенному адресу. Учитывая подчиненность части, комбат мог послать их еще дальше и совершенно безнаказанно. А батальон вместо «спортивного праздника» загнали в болота на марш-бросок, который многим запомнился надолго. Но это уже совсем другая история…