Мой брат Юрий

Галина Чеснокова
Мой брат Юрий

Он родился в самом начале февраля 1945 года в Сибири. Шла война. Наш отец Дмитрий Иванович вернулся с фронта летом 1944 года с тросточкой и огромной раной на бедре. Весь 1944 год пролежал в госпитале. Мне было 5 лет. Я сидела на высоком стуле за столом на крыльце дома и ела со сковородки жареную картошку. Какой-то человек в гимнастерке и с палкой в руке подошёл к дому и сказал, что я его дочь. Я заплакала и сказала, что мой папа в альбоме на фотографии. Потом каждый день смотрела на фотографию и на кожаную портупею, висевшую на стене с тех пор, как отец вернулся. Юрий появился в феврале. Помню, как мать увезли в роддом, а меня оставили с соседями. Я спала на их кровати у теплой печки, обсасывала вкусную шкурку от рыбы-горбуши и однажды пролила чай на скатерть, за что получила большую оплеуху от хозяина дома.

С малолетства братишка был шкодливый малый. Вот он падает с тополя и ударяется затылком о деревянные качели, вот он пробивает себе голову камнем, когда на берегу реки Томи швыряет гальку в реку, вот он падает в бане и разбивает голову о ванну... На месте матери я бы с ума сошла. Однажды, когда мать с отцом и младшей сестрицей Таней уехали в дом отдыха а меня оставили присматривать за братом, я его потеряла и искала целый день. Ходила меж деревянных домов в Соцгороде и ревела. Братишка явился только вечером. Был на рыбалке с пацанами. Рыбачить он любил. Ловил на самодельную удочку гальюнов и карасиков, красноперку, устраивал ловушки , приспособив банку с марлей и хлебом внутри, которую устанавливал под камнем. Попавших в ловушку гальюнов мы жарили на сковородке прямо с потрохами и заливали яйцом. Вкусно было. Однажды на его крючок попался глазом котенок и пришлось спилить острие, чтобы вынуть крючок из кошачьего глаза.

В школе Юра учился плохо. Матери было недосуг следить за нами, а отец учился в партшколе, затем в Академии и работал на нудной партийной работе. Жили в Кемерово, на улице Советской, в квартире на 5 этаже. Помню 1953-54 год,  Умер И. В. Сталин. На центральной площади собрались люди на митинг, во всю гремел траурный марш из репродуктора, а мальчишки, забравшись на окно , пуляли в народ клубни картошки, которая хранилась в мешочке с вышитыми буквами ( для пионерлагеря)- Юрий Лебедев. Мешочек упал вниз, кто-то его подобрал и передал в КГБ. Отца долго тягали за проступок сына. В другой раз мой неугомонный братишка вышел из окна (пятый этаж) на парапет и прошелся по нему вдоль всего здания туда и обратно. Я плакала от страха и просила прекратить эксперимент, но брат ухмылялся и прошел-таки по парапету, узенькому, как ступня ноги, туда и обратно. Моё школьное детство проходило рядом с детством брата. Только у него были свои друзья- пацаны, а я сидела с книжками, Юрий пел солистом и в хоре, я тоже пела в хоре, катался на коньках-снегурочках, а я так и не научилась, ездил на чужих великах, а я так и не научилась, падал в канализационный колодец, а я отмывала его и его шубейку. Частенько он брал деньги из карманов радителей и выпивал водочку, стоявшую в графинчике у родителей в шкафу, подливая туда для объема воду. Отец частенько бил сына. Частенько мы слышали вопли Юрия из комнаты, мать плакала, а я прислушивалась. Уши отец тягал всем. И мне тоже. Однажды мы незаметно съели мёд из вазочки и, конечно, не сознавались. Досталось всем. Вместе с братом мы болели корью, вместе с ним мы съели весь сахар из казенного пайка и угостили соседских ребят, за что нам влетело от отца и мы получили оба болезнь золотуху, вместе с братом уходили в загородные походы и никого не боялись.

В армии Юрий служил в Германии. Помню, как рассказывал о песне "Лён мой, Лён". Он часто пел её там, в Германии. Однажды остановилась пожилая немка на улице и стояла, слушала русскую песню. Из армии Юрий вернулся возмужавшим и долго отмечал свое возвращение с друзьями. Невеста Валя сказала - Или друзья, или я. Юра выбрал друзей. И потерял невесту. Женат был дважды. Жёны- Надежда и Галина. От Надежды - дочь Наталья, от Галины- дочь Ксения. У Ксении и Натальи сейчас уже свои дети, внуки Юрия, но, увы, его уже нет почти 5 лет.

Да, братан, рано ты ушёл. В памяти остался как добрый, работящий, талантливый и почему-то несчастный. Мало мы общались с тобой во взрослости. Я уехала в страны и города дальние, ты кормил семью, работал. Тебя очень любила мать наша. Единственный сын. У тебя дочери и внуки. Надеюсь,  помнят.