Мрачные готы Сибири

Джеймс Александр Даркфорс
  Не в смысле, что goth-музыканты в их классическом понимании, хотя кто-то сказал, что в наше время их так бы и назвали. Просто им был свойственен именно «германический» настрой в некоторых песнях. Не во всех, но во многих. Хотя вообще очень и очень многие считают эту группу всё-таки панками. Речь о такой одиозной команде, как БОМЖ. Да-да, те самые, из Новосибирска. Новосибирцы эти – команда не менее культовая в среде так называемого «сибирского панка», чем та же ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ или, к примеру, ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА, а уж по части интересных идей они им точно не уступали, хотя в силу массы обстоятельств оказались в тени этих формаций. Так же, как, впрочем, и многие другие.
  А началось всё в марте 1984 года, в Новосибирске, и состав там был заметно иной, чем многие привыкли. Во всяком случае, вокалист там точно был не тот, к которому знающие люди привыкли – Евгений «Джон» Соловьёв (Джон Соловьёв или Джоник) в раннем составе играл на барабанах. Группа сначала называлась ЧЕТЫРЕ ТАНКИСТА И СОБАКА. Играли не ахти, поэтому стиль автоматически определялся, как панк-рок. Уже позже Джон выходит к микрофону. Группа приобретает привычное многим название БОМЖ. Постепенно появляются стабильные музыканты – Владимир Зюбин (бас), Марк Якшин (флейта, возможно, он же был ещё и клавишником), Ренат «Роник» (или Ронни) Вахидов (барабаны), Сергей Жданов (гитара). Джон становится освобождённым вокалистом. Он же написал большинство песен группы (включая скандальные «Дом, который построил Фрейд» и «Пират эфира»). Первый концерт «бомжи» дали в 1985 году, в Новосибирске.
  Стилистически БОМЖ – как бы не совсем панк, хотя этой эстетики у них было в избытке. Они смело экспериментировали с тонной разных стилей – от традиционного рока до реггей и даже вальсов. Харизматичный (при его небольшом росте) Джон с его своеобразными текстами, шумовые клавишные партии (самопальный аппарат, кстати), грязный звук – для СССР это было уже слишком, наверное. И именно это привлекло к группе тех, кто считал себя панками. Также им помогал Сергей Глазатов (или просто Джекл), который вносил в группу идеологию, помогал с концертами и даже несколько песен написал. Группа считалась очень мрачной, их тексты нередко были очень агрессивными и провокационными (в частности, «немецкая тема», хотя Джон реально был этим увлечён).
  В 1986 году БОМЖ записывает свой первый альбом «Презумпция виновности». Уже здесь группа демонстрирует не столько классическое «рубилово», сколько «двинутый» пост-панк, который и принёс «бомжам» славу. Также парни довольно активно, насколько позволяло время, выступали, заработав известность в своём родном Новосибирске. Джон и единомышленники делали весьма даже неплохое шоу, создавая вокруг себя очень и очень скандальный ореол. При этом «бомжи», несмотря на часто вульгарные тексты, были настоящими интеллектуалами – все участники этой группы были дипломированными математиками (включая Джекла), но их интересы, стоит ещё раз заметить, на этом никогда не замыкались. Несмотря на то, что их постоянно писали связкой с ПУТТИ, и эти группы работали в одном Новосибирском Рок-клубе, а также играли один и тот же панк-рок, это были настоящие противоположности: ПУТТИ все такие весёлые, часто писавшие дубоватые тексты, а БОМЖ – мрачные интеллектуалы, хорошо знающие, что такое постмодернизм (достаточно прочитать текст «Дома, который построил Фрейд»). Сильные элементы концептуализма характерны и для «Презумпции виновности», построенной на темах судебных процессов.
  Годом позже БОМЖ выбирается также и за пределы Новосибирска, в частности, они выступают (без клавишника) на фестивале в Подольске, где их снимают с конкурса… Нет, не за остросоциальные тексты («Пират эфира» уже был поводом для скандала из-за строчки «Я в диапазоне УКВ, а он в диапазоне КГБ» – некоторые утверждают, что «бомжам» за это отрубили звук). Дело в том, что кто-то из участников проекта (не Джон, вроде бы) что-то ляпнул матом – к песням это отношения, впрочем, не имело. За это их исключили из конкурса. Но фурор был произведён по полной программе, группа сумела при не самом экстравагантном имидже встать вровень с эстонцами JMKE, и тут ещё им помогло, что они пели-то всё-таки по-русски – в отличие от эстонцев. И эпатаж у них был русский, а не эстонский – тоже дало свои плоды. В общем, Комета (Наталья Комарова, организатор фестивалей «Сырок») не зря их потом туда, на свой фестиваль, пригласила. Но это уже 1988 год.
  На «Сырке» Джон-со-товарищи выглядели уже «по уставу», как положено панкам (кожаные куртки и булавки). И шоу тоже вышло на славу (отчасти спасибо осветителям, хотя Роника Вахидова они зря так – на него какой-то софит чуть не упал). Зрители закидали парней обувью, но успех на самом деле был мощнейший, поклонников у «бомжей» только прибавилось. Кстати, в этот раз клавишник всё-таки приехал. Так что группа «выстрелила» даже сильнее, чем в Подольске годом раньше. Во всей своей красе. Дальше Москвы и Санкт-Петербурга они не выступали, чаще всего это происходило в их родном Новосибирске. Выступят они и на «Сырке» в декабре 1988, Джон выкрасит лицо какой-то сепийной краской, но триумфа уже не получится – ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА уже к тому моменту стала знаменем «сибирского панка», подвинув остальных.
  Группа опять меняет состав. Уходит Марк Якшин, Зюбина сменяет Дмитрий Воронов, а к 1990-91 годам из состава выпадает и Джон Соловьёв (вместе с Джеклом они начинают формирование нового состава). Лидером пытается стать Жданов, в этом составе группа также даёт концерты, уже давно перейдя под крыло новосибирской «Студии-8». Джон реагирует на это открытым письмом, в котором он заявляет, что прав на это название Жданов, Зюбин и Воронов (пытавшиеся играть под ним без Джона) не имеют – особенно Воронов. Он предложил им назвать новую группу ГКЧП (что, мол, так же себя ставят), а правообладателями старого названия он назвал себя и Джекла.
  К 1994 году группы уже стопроцентно не было, Зюбин что-то ещё пытался собрать, но без особых успехов, а Джон уехал в родной Курган, музыкой он продолжал (правда, больше, как меломан) интересоваться, освоил и Интернет. Но больше всего он себя в эти годы проявил, как писатель, тяготеющий к крупным формам. Писал и стихи. Очень любил читать Канта, защитил кандидатскую диссертацию (кандидат физико-математических наук). Несколько раз Джон пытался покончить с собой, но безуспешно. Умер он в 2006 году, в возрасте 44 лет, причиной стал целый клубок болезней – от язвы желудка до анемии. К этому моменту Джон уже был далёк от какой бы то ни было депрессии и радовался жизни.
  Но дальше уже начинается разговор о Евгении Соловьёве, а не о группе БОМЖ, а о Джоне после распада «бомжей» вообще нужно говорить отдельно – это само по себе явление масштабное, что он делал, как писатель и как философ. И для этого уже давно существует мемориальный сайт, созданный Дмитрием Быковым. Поэтому здесь и завершим…