Квадратно-гнездовой способ

Сев Евгений Семёнов
Ещё на пару штыков углубиться…подчистить…глаза боятся – руки делают…вот…аккуратненько…финиш на горизонте…даже, самому нравится…произведение искусства…квадрату Малевича, ох, как далёко-далёко….

- Мишка! О! Бох в помош! На крыльцо вышел и смекаю - не узнать, хто, там ковырятся с лопатой-то! Здорово! Погостить приехал к дедам, штоль?

Сосед – дед Степан. Сухощавый старичок в просторной рубахе и штанах. На голове клетчатая кепка прикрывает седые пряди волос, торчащие по солнцу-ветру. На ногах парадно-хозяйственные кирзачи с завёрнутыми голяшками, пережившие не одного Генерального секретаря эСэСэСэРа, включая президентов России. Дедок перешагнул межу, отделявшую огороды и присел на корточки перед ямой, в которой я пребывал землекопом, последние полтора часа.

- Пасиба! Здорово, дед Стёп! Да, на выходные.
- А, де дед-то Егор, твой? Чё не помогат? Обленился…, кудритваю в качель!
- Там, во дворе где-то. По дому управляется. Недавно подходил.
- А-а-а. А то, думка пришла, грешным делом, что он, совсем в пенсионеры заделалси, вылёживатся в хате-прохладе!
- Да, нет. Баб Клаша бельё стирает, вот он ей, по-моему, воду в баню подтаскивает.
- А-а-а. Тады, ой! Бросай, Мишка! Яма ента не убежит! Вылазь – подымим трохи! Угошай, своими скусными! А, я тебе, самосаду взаймы! Буш? У миня, вот, и газетка нарвана, на то дело.

Выбираюсь наверх, коли судьба, так повернулась. Да и перекур, не помешает перед последним рывком. Майское солнышко ласково трётся пушистыми боками. Садимся на берёзовые чурки рядом с поленницей. Обмениваемся с дедом курительными принадлежностями. Я ему Винстон в синей пачке с написанным предупреждением, что курить – кердык организму, он мне домашний табак в жестяной, плоской банке из-под леденцов – а-ля Дунькина радость. Дед Степан наблюдает, как мучаюсь, но, всё-таки справляюсь с козьей ножкой. Хмыкает, когда делаю первую затяжку. Дым продирает рашпилем всё тело. Кажется, даже, что клубами идёт из глаз. Да-а-а, крепок самосад! Вот, чем тараканов травить-то надо!

- Чё, Мишка? Хорош табачок-то, а?
- Да, уж! Душу пронимает!
- Зато! После баньки! Тяпнул сотку первачка, скурил, таку от, цигарку! И всё! Ни поноса тебе, ни грыппа, ни какой, ишо напасти! Дарю рэцэпт – пользуйся на здоровье!
- Ага, запомню, дед Стёп.

День обещает быть тёплым, почти летним. Млеем, как те коты на колхозной завалинке. Жизнь хороша….

- Люблю я, Мишка, таку вот погоду! Тяпло! И гнус не пишыт, ишо, под ухо! Благодать…. Нову яму-то, под сартир ладишь, чёли?
- Ага. Старая-то, под завязку, полняком.
- Это, Клавдея, виновата! Кормит справно, даже через чур, тваво деда! Вот, он и гадит кажен день – не через раз! Пайку, бы урезала ему!
- Так, всему, свой конец наступает. Сколько, уж лет-то, на одном месте простояла уборная. Пора.
- Во! И я, про то! Картошку поменьше бы трескал дед! До поры бы, ещё года два-три, было бы!
- Ну, на всё не напасёшься!
- А, эту, гляжу с запасом копаш! Добрая ямка-то! Всей деревне, со скотиной вместе, на пятилетку хватит, однако!
- Да, уж! Этой-то, надолго….
- Извиняй, канешна! Но, Егор, дед твой, о-о-ох и тупо-о-ой! От, скока раз предлогал ему! Сроби сартир, как у меня! Нет, не по-людски, говорит, так! Не хорошо-о-о, говорит! Вот и мучаца всю жись с бабкой! И тебя, щас мучит!
- А, чего, ты, дед Стёп предлогал-то?
- Смотри, Мишка в мой огород! Везде смотри! Уборную виш, али как?
- Да, не видать, что-то…только коробка, вон, какая-то большая, возле погреба.
- О! Усёк! Это, и есть моя уборная! У вас, в городах, это, ишо изобретенями зовут!
- Коробка, да коробка! В чём смысл-то?
- Щас, скажу! Хош, это тоже, подарю изобретене? Сделаш патент, кому-нить сбагришь! Глядь и деньга припрёт! А мене, потом чекушку купишь!
- Посмотрим, а чекушку после бани, мы и так выпьем. Так, что приходи к вечеру.
- От, за то, пасиба! Ну, слухай, значица! Просто, коробка, говоришь! Да-а-а, нет! Не просто! Смотри, у неё четыре стороны! Одна сторона в ней – дверь, как и полагаца, с крючком! От! Открываш дверку, заходишь унутрь, закрывасси на крючок! Пола там нет с дыркой посерёдке! По бокам две ручки для рук! От! Подымашь за ручки и поше-о-ол, куды душе твоей угодно! Хоть налево, хоть назад! Где облюбуш место, туды  и сидай, справляй нужду!
- Так, дед Стёп, коробка-то короткая по росту!
- А, зачем тебе высокая? Ты присел – тебя не видать! Я ж, замерял! От! Так, весь год хожу! Удобрения по всему огороду рассыпаю, это раз! И никакой ямы не надоть, што сама главно! Раздели огород на глаз и перемещайся квадратно-гнездовым способом!

Сзади брякнули пустые вёдра. Подошёл дед Егор.

- О! Долго жить буш, Егор! Здорово! А, меня Мишка на чекен приглашат!
- Здорово, Степан! Слыхал…твой голос на пол улицы слыхать! А, ты про квадратно-гнездовой способ, чё не всё расказываш-то?
- Как, не всё? Всё!
- А, позапрошлой зимой! Выбрал место на сугробе-то, забыл, чёли? Тока присел-расслабился и провалился! Скоко бы, ты кукарекал там, кабы кобель во дворе не загавкал, а?
- Ну-у-у…быват…всяко быват…. А, в общем-то, Егор, готовь закусь на вечер!