Св. княгиня Ольга

Константин Рыжов
                1. Месть Ольги

Христианство утвердилось на Руси в конце 80-х гг. Х века при киевском князе Владимире Святославиче. Но гораздо прежде – еще в середине столетия - приняла крещение бабка Владимира, благоверная княгиня Ольга, которая, по словам летописца, стала «предвозвестницей христианской земле», точно так же, как заря является предвозвестницей солнца.

Жизнь этой выдающейся правительницы Древней Руси весьма скудно освещена источниками и известна нам лишь по поздним преданиям и легендам. Родилась будущая великая княгиня на севере Руси – в селении Выбутовская весь, недалеко от древнего русского города Пскова и была «от языка варяжского, рода же не княжеского, не вельможеского, но от простых людей». Однако именно ее выбрал себе в жены киевский князь Игорь Рюрикович (http://proza.ru/2010/04/30/245). Хотя некоторые летописи сообщают об их браке под 903  г.,  дату эту следует принимать с большими оговорками, поскольку своего сына Святослава Ольга родила лишь в 942. г. Мы ничего не знаем о деятельности Ольги в эпоху княжения ее мужа. На политическую сцену она вышла в 945 г.,  после того, как Игорь был убит в древлянской земле во время сбора дани.  Древ­ля­не, будто бы, ста­ли со­ве­щать­ся ме­ж­ду со­бой    и  ска­за­ли: «Вот уби­ли мы кня­зя рус­ско­го; возь­мем теперь же­ну  его  Оль­гу  за  кня­зя на­ше­го Ма­ла».  И по­сла­ли своих  луч­ших  му­жей  к  Оль­ге, что­бы  со­сва­тать  ее.  За­мыс­ел  их,  од­на­ко,  не  увен­ча­лись ус­пе­хом.

Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини Ольги убийцам мужа, имеющий явно фольклорное происхождение. В первый раз, когда древлянские послы явились в Киев звать ее замуж, Ольга притворно согласилась, но затем повелела бросить послов в глубокую яму и закопать их в ней живыми. Новое посольство («лучшие бояре древлянские») вновь было обмануто хитроумной и жестокой Ольгой: княгиня предложила древлянам вымыться в бане, а затем сожгла их в мыльне. Вслед затем она отправила сказать ничего не подозревавшим древлянским старейшинам: «Вот уже иду к вам! Готовьте меды у могилы мужа моего – поплачу над нею и устрою тризну». Когда Ольга с небольшой дружиной подошла к могиле Игоря, местные жители стали спрашивать ее, где же бояре, посланные к ней прежде. Ольга отвечала, что они идут следом. Древляне поверили и начали поминальный пир. Но едва они захмелели, киевские дружинники набросились на гостей и перебили их всех; и погибло здесь, по свидетельству летописца, пять тысяч человек. Однако и эта расправа не стала концом мести Ольги!

В 946 г., со­брав мно­гих вои­нов, Оль­га вновь пошла на древ­лян.  С  ней был и четырехлетний сын ее Свя­то­слав. Древ­ля­не вы­сту­пи­ли на­встре­чу,  и  ко­гда  со­шлись оба вой­ска для схват­ки, Свя­то­слав бро­сил  свое  ко­пье  во  вра­га. Ко­пье про­ле­те­ло ме­ж­ду ушей ко­ня и упа­ло у его ног. Но воевода  Све­нельд и дядька Святослава Ас­мунд ска­за­ли: «Князь уже на­чал бой: по­сле­ду­ем, дру­жи­на, за кня­зем!» И на­ча­лась бит­ва, в  ко­то­рой одо­ле­ли ки­ев­ля­не. Древ­ля­не по­бе­жа­ли и за­тво­ри­лись в сво­их го­ро­дах. Оль­га, ос­та­вив про­чих  в  по­кое,  уст­ре­ми­лась  к  Ис­ко­ро­сте­ню,  так  как именно его жи­те­ли уби­ли ее му­жа. Го­ро­жа­не  креп­ко обо­ро­ня­лись, поскольку зна­ли, что им не на что на­де­ять­ся по­сле сда­чи. Ми­ну­ло ле­то, а Оль­га  все  не  мог­ла  взять  го­ро­да. То­гда она от­пра­ви­ла к искоростянам по­слов со сло­ва­ми:  «До  че­го  хо­ти­те до­си­деть­ся?  Все  ва­ши  го­ро­да  уже  сда­лись  мне   и   обя­за­лись вы­пла­чи­вать дань. Они уже воз­де­лы­ва­ют свои ни­вы и  зем­лю,  а  вы, от­ка­зы­ва­ясь пла­тить дань,  вид­но  со­бра­лись  уме­реть  с  го­ло­да». Древ­ля­не от­ве­ти­ли: «Мы бы ра­ды пла­тить дань, но  ведь  ты  хо­чешь еще и мстить за му­жа сво­его».  Оль­га  воз­ра­зи­ла  им:  «Я  уже мсти­ла за оби­ду сво­его му­жа. Боль­ше уже не хо­чу мстить; хо­чу толь­ко  взять  с  вас не­боль­шую дань и, за­клю­чив  с  ва­ми  мир,  уй­ду  прочь».  Древ­ля­не спро­си­ли: «Че­го хо­чешь от нас? Мы бы ра­ды те­бе дать мед и  ме­ха». Она же ска­за­ла: «Нет у вас те­перь  ни  ме­ду,  ни  ме­хов,  по­это­му про­шу у вас не­мно­го: дай­те мне от ка­ж­до­го дво­ра по три го­лу­бя  да по три во­ро­бья для при­не­се­ния жерт­вы».  Древ­ля­не  об­ра­до­ва­лись, со­бра­ли от дво­ра по три го­лу­бя и  по  три  во­ро­бья  и  по­сла­ли  к Оль­ге с по­кло­ном. Оль­га ска­за­ла им: «Вот вы уже и по­ко­ри­лись  мне и мо­ему ди­тя­ти. Иди­те в го­род, а я  зав­тра  от­сту­п­лю  от  не­го  и отой­ду  в  свой  го­род».  Древ­ля­не  вер­ну­лись   в Ис­ко­ро­стень и шум­но ра­до­ва­лись  из­бав­ле­нию  от  на­ше­ст­вия.  Оль­га же, раз­дав вои­нам ко­му по го­лу­бю,  ко­му  по  во­ро­бью,  при­ка­за­ла при­вя­зы­вать  ка­ж­дой  пти­це  трут,  за­вер­ты­вая  его  в   не­боль­шие пла­точ­ки и ук­ре­п­ляя нит­кой. Ко­гда ста­ло смер­кать­ся, она приказала вои­нам пус­тить го­лу­бей  и  во­робь­ев.  Те  по­ле­те­ли  в  свои гнез­да:  го­лу­би  в  го­лу­бят­ни,  а  во­ро­бьи -  под  стре­хи.  И  так за­го­ре­лись, где го­лу­бят­ни, где кле­ти, где са­раи и се­но­ва­лы. Не бы­ло дво­ра, пишет летописец, где бы не го­ре­ло.  И  нель­зя  бы­ло  га­сить,  так  как сра­зу за­го­ре­лись  все  дво­ры.  Люди  по­бе­жа­ли  из  го­ро­да,  но ки­ев­ля­не пе­ре­хва­та­ли их  всех.  Таким образом, они  взя­ли  го­род.  Оль­га при­ка­за­ла ста­рей­шин  каз­нить,  про­чих  по­уби­вать  или  про­дать  в раб­ст­во. На всех древ­лян она  опять по­ло­жи­ла тя­же­лую дань.  Две час­ти ее шли в Ки­ев, а тре­тья - в Вы­шго­род.

Эта беспощадная расправа, бывшая совершенно в духе времени, сделала имя Ольги широко известным. Ее начали бояться и уважать.

 

                2.Крещение Ольги

Но все же главным событием в жизни княгини стало принятие ей христианства. «Господь избрал ее как честной сосуд для пресвятого имени Своего, - пишет автор «Жития святой Ольги», - да пронесет она его в земле русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию истинного Бога». Каким образом она пришла к этому важному решению – неизвестно. Сообщается только, что в 957 г. Ольга отправилась в Константинополь, дабы принять там святое крещение. О ее пребывании в столице Византии повествует другая легенда. Согласно ей, император Кон­стан­тин VII Баг­ря­но­род­ный стал, будто бы, беседовать с гостей о государственных делах и увидел, что Ольга очень разумна. Подивившись ее мудрости, император сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!» и предложил ей стать его женою. Но Ольга, видя, что император стар, и не имея желания выходить за него замуж, подумала: «Если откажусь от его предложения, он разгневается на меня и не позволит креститься». Поэтому она возразила Константину: «Как я могу быть твоей женой? Ведь я язычница, а ты – христианин». Константин еще раз подивился  уму княгини  и стал уговаривать ее принять христианство. Ольга сделала вид, что колеблется и страшится этого крещения, хотя в душе давно его жаждала. Наконец она дала себя уговорить и сказала: «Если хочешь, чтоб я крестилась, то крести меня сам – будь моим крестным отцом и наставником, иначе не крещусь». И крестили ее император с патриархом, пишет летописец, и было ей в крещении дано имя Елена.

После крещения император призвал Ольгу и сказал: «Ну вот, теперь нет препятствий нашей свадьбе! Хочу взять тебя в жены!» Она же ответила: «Как хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? Нельзя этого делать по закону христианскому».  И сказал ей Константин: «Перехитрила ты меня, Ольга!» Он дал ей много даров: золота, серебра, дорогих тканей, сосудов и отпустил, назвав дочерью. Ольга, приняв благословение от патриарха, благополучно вернулась в свою землю и приплыла в Киев. Здесь она стала править вместе со своим сыном Святославом и уговаривала его принять святое крещение, Но  Свя­то­слав  от­ве­тил:  «Как  мне од­но­му при­нять иную ве­ру? А дру­жи­на моя ста­нет на­сме­хать­ся». И не по­слу­шал Свя­то­слав ма­те­ри, про­дол­жая жить по  язы­че­ским  обы­ча­ям. Но дру­гим кре­стить­ся не за­пре­щал.

Русские летописи ничего не сообщают о том, что в 959 г. Ольга отправила  посольство в Германию к королю Оттону I с просьбой прислать на Русь немецкого епископа и священников. Но об этом повествует сразу несколько немецких хроник. Оттон велел рукоположить для Руси  епископа по имени Адальберт, который и отправился в Киев в 961 г., но, ничего не добившись, вынужден был вернуться уже через год. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он едва спасся. Чем объяснить совершившуюся перемену? По-видимому, прибывший с опозданием на полтора года  немецкий епископ застал  в Киеве радикально изменившуюся политическую ситуацию: бразды правления перешли в руки возмужавшего Святослава Игоревича, который не собирался принимать крещения.

 

                3. Смерть Ольги

В последующих событиях политической истории Ольга уже не играла той роли, что прежде.  Ко­гда Свя­то­слав вы­рос, говорит летописец, он стал со­би­рать вокруг себя храбрых вои­нов  и мно­го вое­вал. В 968 г., ко­гда Свя­то­слав со всей дружиной находился  в  Бол­га­рии, на рус­скую зем­лю при­шли пе­че­не­ги. Оль­га вместе с вну­ка­ми Яро­пол­ком, Оле­гом и  Вла­ди­ми­ром за­пер­лась в Кие­ве. Пе­че­не­ги  же  оса­ди­ли го­род ве­ли­кою си­лой: бы­ло их  во­круг  бес­чис­лен­ное  мно­же­ст­во,  и нель­зя бы­ло ни вый­ти из го­ро­да, ни  на­брать  во­ды,  и  из­не­мо­га­ли лю­ди от го­ло­да и жа­ж­ды. То­гда,  со­брав­шись, ки­ев­ля­не по­сла­ли    к Свя­то­сла­ву гон­ца со сло­ва­ми: «Ты, князь, ищешь чу­жой  зем­ли  и  о ней за­бо­тишь­ся, а  свою  по­ки­нул.  Нас  же  чуть  бы­ло  не  взя­ли пе­че­не­ги вме­сте с ма­те­рью тво­ей и деть­ми. Ес­ли не при­дешь,  и  не за­щи­тишь нас, то не ми­но­вать нам по­ло­на.  Не­у­же­ли  не  жаль  те­бе сво­ей  от­чи­ны,  ста­рой  ма­те­ри  и  де­тей?»  Ус­лы­шав  эти   сло­ва, Свя­то­слав с дру­жи­ною ско­ро  сел  на  ко­ней  и  вер­нул­ся  в  Ки­ев; при­вет­ст­во­вал мать свою и де­тей и со­кру­шал­ся о том, что слу­чи­лось с ни­ми от пе­че­не­гов. По­сле со­брал он вои­нов, про­гнал пе­че­не­гов  в по­ле, и на­стал по­кой в Рус­ской зем­ле.

Впрочем, долго задерживаться здесь князь не собирался. Он со­звал бо­яр и ска­зал ма­те­ри:  «Не  лю­бо  мне си­деть в Кие­ве, хо­чу жить в Пе­ре­яс­лав­це на Ду­нае, -  там  се­ре­ди­на зем­ли мо­ей, ту­да сте­ка­ют­ся все бла­га: из Гре­че­ской зем­ли - зо­ло­то, па­во­ло­ки и ви­на, раз­лич­ные пло­ды; из Че­хии и из Венг­рии -  се­реб­ро и ко­ни; из Ру­си же ме­ха и воск, мед и ра­бы». Оль­га от­ве­ча­ла ему на это:  «Ви­дишь-  я  боль­на;  ку­да  хо­чешь  уй­ти  от  ме­ня?   Ко­гда по­хо­ро­нишь ме­ня, - от­прав­ляй­ся ку­да за­хо­чешь». Спустя три дня после этого разговора старая княгиня умер­ла, и пла­ка­лись по ней  пла­чем ве­ли­ким сын ее и вну­ки ее, и все лю­ди. Оль­га за­ве­ща­ла не со­вер­шать по ней  триз­ны; ее похоронил по христианскому обряду христианский священник.

 Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522