1. Месть Ольги
Христианство утвердилось на Руси в конце 80-х гг. Х века при киевском князе Владимире Святославиче. Но гораздо прежде – еще в середине столетия - приняла крещение бабка Владимира, благоверная княгиня Ольга, которая, по словам летописца, стала «предвозвестницей христианской земле», точно так же, как заря является предвозвестницей солнца.
Жизнь этой выдающейся правительницы Древней Руси весьма скудно освещена источниками и известна нам лишь по поздним преданиям и легендам. Родилась будущая великая княгиня на севере Руси – в селении Выбутовская весь, недалеко от древнего русского города Пскова и была «от языка варяжского, рода же не княжеского, не вельможеского, но от простых людей». Однако именно ее выбрал себе в жены киевский князь Игорь Рюрикович (http://proza.ru/2010/04/30/245). Хотя некоторые летописи сообщают об их браке под 903 г., дату эту следует принимать с большими оговорками, поскольку своего сына Святослава Ольга родила лишь в 942. г. Мы ничего не знаем о деятельности Ольги в эпоху княжения ее мужа. На политическую сцену она вышла в 945 г., после того, как Игорь был убит в древлянской земле во время сбора дани. Древляне, будто бы, стали совещаться между собой и сказали: «Вот убили мы князя русского; возьмем теперь жену его Ольгу за князя нашего Мала». И послали своих лучших мужей к Ольге, чтобы сосватать ее. Замысел их, однако, не увенчались успехом.
Летописи сохранили яркий рассказ о мести княгини Ольги убийцам мужа, имеющий явно фольклорное происхождение. В первый раз, когда древлянские послы явились в Киев звать ее замуж, Ольга притворно согласилась, но затем повелела бросить послов в глубокую яму и закопать их в ней живыми. Новое посольство («лучшие бояре древлянские») вновь было обмануто хитроумной и жестокой Ольгой: княгиня предложила древлянам вымыться в бане, а затем сожгла их в мыльне. Вслед затем она отправила сказать ничего не подозревавшим древлянским старейшинам: «Вот уже иду к вам! Готовьте меды у могилы мужа моего – поплачу над нею и устрою тризну». Когда Ольга с небольшой дружиной подошла к могиле Игоря, местные жители стали спрашивать ее, где же бояре, посланные к ней прежде. Ольга отвечала, что они идут следом. Древляне поверили и начали поминальный пир. Но едва они захмелели, киевские дружинники набросились на гостей и перебили их всех; и погибло здесь, по свидетельству летописца, пять тысяч человек. Однако и эта расправа не стала концом мести Ольги!
В 946 г., собрав многих воинов, Ольга вновь пошла на древлян. С ней был и четырехлетний сын ее Святослав. Древляне выступили навстречу, и когда сошлись оба войска для схватки, Святослав бросил свое копье во врага. Копье пролетело между ушей коня и упало у его ног. Но воевода Свенельд и дядька Святослава Асмунд сказали: «Князь уже начал бой: последуем, дружина, за князем!» И началась битва, в которой одолели киевляне. Древляне побежали и затворились в своих городах. Ольга, оставив прочих в покое, устремилась к Искоростеню, так как именно его жители убили ее мужа. Горожане крепко оборонялись, поскольку знали, что им не на что надеяться после сдачи. Минуло лето, а Ольга все не могла взять города. Тогда она отправила к искоростянам послов со словами: «До чего хотите досидеться? Все ваши города уже сдались мне и обязались выплачивать дань. Они уже возделывают свои нивы и землю, а вы, отказываясь платить дань, видно собрались умереть с голода». Древляне ответили: «Мы бы рады платить дань, но ведь ты хочешь еще и мстить за мужа своего». Ольга возразила им: «Я уже мстила за обиду своего мужа. Больше уже не хочу мстить; хочу только взять с вас небольшую дань и, заключив с вами мир, уйду прочь». Древляне спросили: «Чего хочешь от нас? Мы бы рады тебе дать мед и меха». Она же сказала: «Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас немного: дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья для принесения жертвы». Древляне обрадовались, собрали от двора по три голубя и по три воробья и послали к Ольге с поклоном. Ольга сказала им: «Вот вы уже и покорились мне и моему дитяти. Идите в город, а я завтра отступлю от него и отойду в свой город». Древляне вернулись в Искоростень и шумно радовались избавлению от нашествия. Ольга же, раздав воинам кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждой птице трут, завертывая его в небольшие платочки и укрепляя ниткой. Когда стало смеркаться, она приказала воинам пустить голубей и воробьев. Те полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи - под стрехи. И так загорелись, где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы. Не было двора, пишет летописец, где бы не горело. И нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. Люди побежали из города, но киевляне перехватали их всех. Таким образом, они взяли город. Ольга приказала старейшин казнить, прочих поубивать или продать в рабство. На всех древлян она опять положила тяжелую дань. Две части ее шли в Киев, а третья - в Вышгород.
Эта беспощадная расправа, бывшая совершенно в духе времени, сделала имя Ольги широко известным. Ее начали бояться и уважать.
2.Крещение Ольги
Но все же главным событием в жизни княгини стало принятие ей христианства. «Господь избрал ее как честной сосуд для пресвятого имени Своего, - пишет автор «Жития святой Ольги», - да пронесет она его в земле русской. Он возжег в сердце ее зарю невидимой благодати Своей, отверз ее умные очи к познанию истинного Бога». Каким образом она пришла к этому важному решению – неизвестно. Сообщается только, что в 957 г. Ольга отправилась в Константинополь, дабы принять там святое крещение. О ее пребывании в столице Византии повествует другая легенда. Согласно ей, император Константин VII Багрянородный стал, будто бы, беседовать с гостей о государственных делах и увидел, что Ольга очень разумна. Подивившись ее мудрости, император сказал ей: «Достойна ты царствовать с нами в столице нашей!» и предложил ей стать его женою. Но Ольга, видя, что император стар, и не имея желания выходить за него замуж, подумала: «Если откажусь от его предложения, он разгневается на меня и не позволит креститься». Поэтому она возразила Константину: «Как я могу быть твоей женой? Ведь я язычница, а ты – христианин». Константин еще раз подивился уму княгини и стал уговаривать ее принять христианство. Ольга сделала вид, что колеблется и страшится этого крещения, хотя в душе давно его жаждала. Наконец она дала себя уговорить и сказала: «Если хочешь, чтоб я крестилась, то крести меня сам – будь моим крестным отцом и наставником, иначе не крещусь». И крестили ее император с патриархом, пишет летописец, и было ей в крещении дано имя Елена.
После крещения император призвал Ольгу и сказал: «Ну вот, теперь нет препятствий нашей свадьбе! Хочу взять тебя в жены!» Она же ответила: «Как хочешь взять меня, когда сам крестил и назвал дочерью? Нельзя этого делать по закону христианскому». И сказал ей Константин: «Перехитрила ты меня, Ольга!» Он дал ей много даров: золота, серебра, дорогих тканей, сосудов и отпустил, назвав дочерью. Ольга, приняв благословение от патриарха, благополучно вернулась в свою землю и приплыла в Киев. Здесь она стала править вместе со своим сыном Святославом и уговаривала его принять святое крещение, Но Святослав ответил: «Как мне одному принять иную веру? А дружина моя станет насмехаться». И не послушал Святослав матери, продолжая жить по языческим обычаям. Но другим креститься не запрещал.
Русские летописи ничего не сообщают о том, что в 959 г. Ольга отправила посольство в Германию к королю Оттону I с просьбой прислать на Русь немецкого епископа и священников. Но об этом повествует сразу несколько немецких хроник. Оттон велел рукоположить для Руси епископа по имени Адальберт, который и отправился в Киев в 961 г., но, ничего не добившись, вынужден был вернуться уже через год. На обратном пути некоторые из его спутников были убиты, сам же он едва спасся. Чем объяснить совершившуюся перемену? По-видимому, прибывший с опозданием на полтора года немецкий епископ застал в Киеве радикально изменившуюся политическую ситуацию: бразды правления перешли в руки возмужавшего Святослава Игоревича, который не собирался принимать крещения.
3. Смерть Ольги
В последующих событиях политической истории Ольга уже не играла той роли, что прежде. Когда Святослав вырос, говорит летописец, он стал собирать вокруг себя храбрых воинов и много воевал. В 968 г., когда Святослав со всей дружиной находился в Болгарии, на русскую землю пришли печенеги. Ольга вместе с внуками Ярополком, Олегом и Владимиром заперлась в Киеве. Печенеги же осадили город великою силой: было их вокруг бесчисленное множество, и нельзя было ни выйти из города, ни набрать воды, и изнемогали люди от голода и жажды. Тогда, собравшись, киевляне послали к Святославу гонца со словами: «Ты, князь, ищешь чужой земли и о ней заботишься, а свою покинул. Нас же чуть было не взяли печенеги вместе с матерью твоей и детьми. Если не придешь, и не защитишь нас, то не миновать нам полона. Неужели не жаль тебе своей отчины, старой матери и детей?» Услышав эти слова, Святослав с дружиною скоро сел на коней и вернулся в Киев; приветствовал мать свою и детей и сокрушался о том, что случилось с ними от печенегов. После собрал он воинов, прогнал печенегов в поле, и настал покой в Русской земле.
Впрочем, долго задерживаться здесь князь не собирался. Он созвал бояр и сказал матери: «Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае, - там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки и вина, различные плоды; из Чехии и из Венгрии - серебро и кони; из Руси же меха и воск, мед и рабы». Ольга отвечала ему на это: «Видишь- я больна; куда хочешь уйти от меня? Когда похоронишь меня, - отправляйся куда захочешь». Спустя три дня после этого разговора старая княгиня умерла, и плакались по ней плачем великим сын ее и внуки ее, и все люди. Ольга завещала не совершать по ней тризны; ее похоронил по христианскому обряду христианский священник.
Конспекты по истории России http://proza.ru/2020/07/17/522