О психологии пешеходов

Мидлав Веребах
Кто ездил за рулём, знает – психология пешеходов имеет ряд отличий от нашей. Глубоко в тему я не полезу, там чёрт ногу сломит, но одна характерная особенность их мировосприятия налицо: рафинированный пешеход уверен, что водитель – это такой же, как он, пешеход, только в некоей полностью послушной ему оболочке на колёсах, усиливающей динамические возможности. Когда надо – побежал, только резвее, чем бог человеку дал, где надо – остановился. Это ложное представление в пешем сидит глубоко, на уровне бессознательного. (Ничего удивительного – порой эту ошибку делают даже профессионалы, например, в судопроизводстве, особенно, если судья сам не за рулём).

А, ведь, водитель – совсем не пешеход по своей психологии, и совсем не пешеход по степени тяжести возможных последствий от проявления за рулём его личностных психических и физических особенностей и навыков.

Да и автомобиль, как третий, самостоятельный субъект, поведение которого зависит от кучи разнообразных факторов, типа погодных условий или степени взаимопонимания с шофёром, зачастую ещё и сам по себе непредсказуемый, как любая сложная система – пешими не учитывается. До той поры, пока сами за руль не сядут. Тогда начинается перестройка сознания. Если роковые обстоятельства прежде на ошибку не укажут.

                *****

Недавний случай. Еду утром на работу по трёхполосной улице. Гололёд. Дороги не чищены и не посыпаны. Машину таскает, если скорость выше 35 км. Нога всё время на тормозе, обе руки клещами в руль: не дай бог соседа или на соседа мотнёт, или, того хуже, встречка с неадекватным ездюком или сама не адекватная. Впереди, метров за 30, зелёный сменяется жёлтым. Я плавно вдавливаю педаль, и она… без сопротивления уходит в пол. Что-то в системе засбоило на пару секунд, до сих пор никто понять не может, что. Скольжу, скорость не снижается. Слежу, чтоб на коллег зад не стащило юзом. Не редкий, в общем-то, случай. До светофора уже метров 15.

В этот момент с тротуара, не поворачивая кудрявой белокурой головки, на дорогу спокойно шагает симпатичная, длинноногая деваха. За ней ещё две курицы, и тоже принципиально не глядят на источники повышенной опасности. Похоже, студентки строительного университета – в том направлении их устремлённость. Сопромат и физику-механику зубрили.

Девушки не торопятся, потому как скользко – шпильки можно сломать. Что было у них в голове? Ну, пусть, соотнести гололёд с уменьшением силы трения и удлинением тормозного пути сложно для пешехода. Но, ведь, секунду назад они смотрели в нашу сторону и видели приближение машин, а теперь отвернулись.

В тот раз спасли ручник, полный привод и 18-летний опыт ежедневной езды. Но передвижение на колёсах в центральной части России всегда связано с риском из-за разницы мышления водителей и пешеходов, из-за национальной бесшабашности и национального презрения тех и других к любым ограничениям воли. Случаи, когда немоторизованные граждане вышагивают по проезжей части, не глядя по сторонам, наблюдаешь каждый день, иногда не по разу.

                *****

p.s. Описанный феномен я знаю и с изнанки: однажды в молодости, когда сами были безлошадными, мы с другом-художником, брели ночью с шабашки по неосвещённой трассе вдоль края попутной полосы и трепались о загадках мироздания, трезвые, заметьте, почему-то. То, что мы тогда отделались сотрясениями и переломами, когда нас раскидал по дороге, догнавший сзади грузовик без фар – божий промысел. В лом нам было перейти дорогу и идти навстречу опасности. Как положено.