Письмо от 14 апреля 1948 года

Рагим Мусаев
        Итак, учеба окончена, появилась желанная работа, но до ожидаемого благополучия оказалось далеко.

        п. Плавск, 1948г.,
        апреля м-ца, 14 дня.

        Здравствуй, мама!

        Прости, что на Твое письмо ответ пишу с некоторым опозданием. Дело в том, что я было решил приехать домой раньше, чем до 1го мая, а к маю приехать еще. Но сейчас так сложилась обстановка, что я должен остаться (нехорошо с работой, т.е. ее много и нужно как можно быстрее ликвидировать многие хвосты. Это, в основном, не у меня, а по прокуратуре в целом и особенно много у моего начальника, а в связи с этим надо что-то делать, т.е. выезжать на место и прочее).

        Прости, родная, но поверь, я рвусь в Богородицк, хотел бы забрать Тебя в Плавск, но пока мне обещают Богородицк, как-то, думается, обидным столько промучиться и переехать в Плавск. Подождем до 1го мая, а там зайду к Голеву, если потребуется, в Тулу, и в последний раз предложу или перевести, а если это невозможно, то заберу в Плавск на частную квартиру, черт со 100 - 150 рублями, что же теперь делать. Видимо, так необходимо.

        Здоровье тоже что-то разладилось. Без конца грипп и грипп. Харч хреновый, а деньги уходят 300 – 350 рублей за квартиру, баланду, 100 – 120 курево и пр. мелочи. Остается малое, но к маю немного скоплю. Мужайся, как-нибудь скоро встретимся и будем жить вместе в Плавске или в Богородицке.

        Целую. Твой сын (подпись).



        Запись в дневнике: «Отдел кадров направил меня в прокуратуру Плавского района, где я проработал помощником прокурора 2 года. Так как там квартиры не было, я добился перевода в г.Богородицк, где проработал в прокуратуре – помощником прокурора, заместителем прокурора еще 17 лет. Из прокуратуры ушел в милицию по собственному желанию, так как в милиции в то время платили больше… В прокуратуре получал 102 рубля 50 копеек, в милиции с первых дней около 170 рублей, а затем все больше и больше, дошло до 387 рублей. Это была приличная зарплата. Первый секретарь районного комитета КПСС получал 350 рублей».

        Владимир Владимирович Саморуков, полковник юстиции, больше 40 лет отдавший работе в правоохранительных органах, воспитавший множество учеников, вошел в историю российского следствия как родоначальник первой в стране династии следователей, которой посвящен раздел экспозиции музея МВД в Москве. Эстафету подхватил зять – Мусаев Гашам, а сейчас в органах предварительного следствия МВД России трудятся его внуки: названный в его честь Владимир и я - Рагим.

        В деде меня всегда поражало то, что война и прочие выпавшие на долю его поколения трудности, не озлобили его. Наоборот, он почти стеснялся того, что убивал фашистов. Я как-то спросил его: «Почему?» Он ответил: «Они тоже люди».
То же самое дед говорил и о преступниках: «Совершил преступление - пусть отвечает по Закону, но нельзя забывать, что и преступник - человек».

        С этим девизом живем и мы – его наследники, вольно или невольно продолжая оценивать себя по деду. И каждый думает про себя: «Бог даст, и я буду человеком».

        Рагим Мусаев