Письмо от 4 декабря 1946 года

Рагим Мусаев
        г. Таганрог, 4.12.46

        Здравствуй, мама!

        Крепко жму руку и целую. Вчера получил от Тебя письмо от 25 ноября. Вчера не ответил потому, что был на бюро райкома, которое утвердило решение общего партийного собрания о принятии меня в члены ВКП(б).

        Итак, с 29 ноября с.г. я член ВКП(б). радости нет границ. Просто род[ился] заново. Приеду расскажу [подр]обнее.

        Мама! Я послал тебе справку на посылку, прошу особо не разоряться. Я и сам ранее думал, что можно послать сушеной картошки, а вот недавно услышал от ребят, что некоторые так делают. Нужно только ее почистить и, порезав мелкими кусочками, (как в суп), посушить в духовке. Я понимаю, что у Тебя нет особых денег, чтобы помогать мне, но мне сейчас очень тяжело, и только поэтому я решил просить Тебя о помощи. До каникул еще 1; месяца, так что нужно как-то чем-то подержаться. Если Тебе трудно продать калоши, напиши. Я продам свои и перешлю тебе деньги, чтобы Ты купила хлеба, т.к. у нас буханка 110 – 120 рублей.

        Здоровье мое ничего. Учусь хорошо. Мама! 1го был выходной день, и вот что-то так захотелось домой, что если бы крылья были, так бы и слетал к Тебе. Скажу одно: очень уж надоело, а все потому, что постоянно хочется жрать, ибо норму нам еще снизили. Но успокойся и не думай, что я смалодушничаю. Нет, буду до победы, чего бы то ни стоило.

        Значит, такова судьба моя. Прошу, родная, все […] еще раз, не [руг]айся, ради Бога, береги себя. Крепко целую и обнимаю.

        Твой сын (подпись).

        P.S.: Не оставляй незапертой квартиру, а когда ложишься спать, вернее, все сделала, так и дверь запри. А то, верно, придешь усталая, уснешь, а люди этим пользуются. Ну, еще раз будь здорова.
(Подпись).


        Дневник: «Тем не менее Юридическую школу я закончил с отличием – красным дипломом. Получил назначение в Прокуратуру Ставропольского края, но добился через Прокуратуру СССР, что меня направили в Тульскую область». Дед рвался к матери.

        Следующее письмо последнее в этом цикле. Оно написано не из Таганрога, а из Плавска – поселка Тульской области (10 мая следующего 1949 года он станет городом), куда после окончания Юридической школы деда направили помощником прокурора. Работа наложила свой отпечаток: стиль написания даты, в конце 1 листа стоит «см. на обороте», пустая строчка в конце письма прочеркнута, чтобы нельзя было ничего вписать. Кому надо было что-то вписывать? Да никому, просто привычка.

        Перестала быть дефицитом бумага. Плавское письмо – единственное, вложенное в конверт размером с четверть листа. Судя по всему, дед клеил его сам. Адрес матери прежний и отпечатан на машинке, а вот обратный адрес совсем короток: «Плавск». На конверте марка уже в 30 копеек и теперь с летчиком. Интересно, в 2 раза подорожала доставка? Или других марок в Плавске не оказалось? Судя по штемпелю, получено письмо только 22 апреля, то есть через 8 дней после отправки. Для почты тех лет расстояние от Богородицка до Таганрога (900 км) и до Плавска (80 км) было одинаковым. Только ли для тех лет?..