Письмо от 29 декабря 1945 года

Рагим Мусаев
        29.12.45

        Здравствуй, мама!

        Желаю тебе всего хорошего, только хорошего! Будь здорова и не падай духом. Сегодня, т.е. 29.12.45. получил твое письмо от 22.12.45.

        Дорогая мама! Я по-прежнему жив и здоров, чего и тебе желаю. Учусь. Все нормально. Поджидаю каникул. Пока точно о сроке ничего неизвестно, но на днях должен приехать директор из Москвы и привезти результаты.

        Пенсию я уже получил, так что сейчас деньги есть. Сегодня получил стипендию за декабрь 342 рубля, так что о посылке денег мне и не думай. При моей бережливости мне должно хватить до каникул. Сегодня ходил на базар. […] что компот стоит 12 руб. пол-литровая банка, так что я привезу (если будут деньги банок 10ь). Сегодня заплатил за квартиру за декабрь 50 рублей.

        Да, мама! Ты права, специальность – великое дело. Учиться надо. Мне завидуют многие, а сами боятся трудностей. Но мне к ним не привыкать. Все же кое-что в жизни я видел. Бог даст, буду человеком.

        Погода у нас терпимая. Морозы не более - 12°, а сплошь и рядом меньше. Мама! Я тебе писал насчет того, что приобрел шинель (вместо телогрейки). Были нужны деньги, а телогрейки здесь были дорогие, так что я и одет, и денег в этот раз выручил 200 руб. на жизнь. Во всяком случае я не прогадал, т.к. сукно хорошее, и оно всегда годится. Я писал, чтобы ты подготовила ваты и подкладки на пиджак. Но а сейчас, я думаю, не надо.  Сукно никогда не пропадет. Не тебе, так мне годится. А мне жаль тебя. Все ты обо мне хлопочешь. Лучше, верно, возьму я пиджак, который носил, да и дело с концом. Когда-нибудь и из шинели, живы будем, сошьем чего-нибудь, а сейчас не будем забивать себе голову.

        Мама! Ну как там у тебя? Еще раз прошу, пожалуйста, не высылай посылки. На этот счет, когда приеду, расскажу подробнее. Ну вот, кажется, и все новости. Завтра, т.е. 30го учимся, а 31го и 1го отдыхаем. Конечно, о встрече Нового года не может быть разговора, т.к. денег на водку нет. Такое положение у большинства студентов, так что с этим приходится мириться. Юрка прислал письмо. Он в Восточной Пруссии. Служит парень.

        Ну, крепко целую и обнимаю.
        Сын Володя.



        И снова заглянем в дневник: «Кто был побогаче получал посылки из дома. Моя мать ничего мне прислать не могла, так как не имела ничего, получала хлеба 400 гр. и в граммах сахар, крупу, какую-то рыбу и т.д.».

        Дом сгорел, поэтому дед с матерью ютились в комнатке площадью около 8 квадратных метров. Стол и стулья – перевернутые ящики, спали на полу. Посуда из той же серии «сделай сам». К примеру, ложка, которой дед ел, была отлита им еще на фронте. Да, прямо в земле из алюминиевого куска фюзеляжа сбитого немецкого самолета. Кстати, эта ложка хранится у нас до сих пор.