Мелодии

Айгуль Мустафина
Мелодии… завораживающие этюды, нотные переливы, россыпь музыкальных мотивов.. звуки аккордеона, гитары, барабанной дроби.. удивительным  образом музыка может влиять на наше настроение, так же, как и книги. Может быть потому, что музыка соприкасается с вечным? Она – словно третье пространство между миром земным и небесным. Она способна проникать в души и рождать мысли, впечатления.  Музыка может смеяться и радоваться вместе с тобой. Не поэтому ли люди поют, когда им радостно? И они не властны над этим порывом.  Это способ выражения счастья, радости, переполняющих душу.
 Музыка – это и боль. Боль, которую легче выразить словами песни. Боль, которую отдаешь услышанной мелодии,  словно понимая, что ты не один в этом мире, кто-то понимает твои страдания, кто-то уже пережил это и передал свои чувства в своем музыкальном творении.
Не родилась ли музыка раньше слова?...

Я открыла для себя мир  музыки в десятилетнем возрасте. Скорее не открыла, а поняла, как сложно творить музыку, соприкасаться с ней, знать ее тайные ключи. 
Я родилась  и провела детство в небольшой деревне. Не каждому, выросшему вдали от города ребенку выпадает счастливый шанс научиться играть на музыкальном инструменте. У меня такая возможность была.
Я хорошо помню тот зимний вечер. Помню, как папа спросил, не хочу ли я  научиться играть на пианино. Учитель музыки предложил обучить меня. Не знаю, почему именно я была выбрана этим человеком   в качестве своей ученицы, ПЕРВОЙ ученицы. Я  всегда была очень мечтательным ребенком, я умела слушать и слышать. Все мои одноклассники терпеть не могли уроки музыки, где нужно было чертить в специальную тетрадь скрипичные и басовые ключи, учить ноты, записывать на слух мелодии, а потом вокруг фортепиано  под аккомпанемент    учителя петь  песни. Но для меня каждый такой урок был открытием. Я любила петь, хотя у меня никогда и не было голоса. Зато у меня был прекрасный слух и я безошибочно определяла длительность каждой прозвучавшей ноты. Мне нравилось читать ноты вслух, отбивать такт,  учиться дирижировать.  Быть может, учитель заметил это мое стремление к музыке, мое недетское  выражение лица, когда я старалась услышать красоту  вечного Моцарта, Шопена, Баха, которых он играл нам на уроках? Что бы ни было, но на вопрос папы я ответила робким «да».

И вот я шла по запорошенной улице в Дом Культуры, в огромное, как мне казалось, здание.  Мои сапожки утопали в снегу. Падавшие с неба хлопья снега словно стремились соединить небо и землю. От белизны вокруг вечер казался не таким темным, а свет редких фонарей освещал улицу  мягким, тихим сиянием.
Я была худенькой, часто болевшей девочкой невысокого роста. Моя черная лохматая шуба делала меня похожей на медвежонка, я всегда чувствовала себя в ней неуютно, неуклюже, что только подчеркивало сходство. Теперь я с улыбкой  вспоминаю эти маленькие детали, так прочно сохранившиеся в моей памяти. Я помню и мои мечты, в которых я рисовала себе необыкновенное будущее знаменитой пианистки, как я виртуозно играю перед огромным залом, совсем так, как показывают по телевизору. Я шла по улице и твердо верила, что мои детски фантазии станут со временем реальностью.
Я помню и волнение, робость, когда я открыла тяжелые двери Дома Культуры, поднялась на второй этаж и постучалась в стеклянные двери  комнаты, где учитель уже что-то наигрывал и ждал меня.
И вот я сижу за инструментом. Смотрю на белые и черные клавиши, пытаясь понять, как можно соединить их в последовательность так, чтобы инструмент оживал и рождалась музыка.. мне пришлось долго запоминать, где находиться самая первая нота ДО -  перед двумя черными верхними клавишами. Я искала эту затерявшуюся  ДО в каждой гамме, боясь сделать ошибку. Когда мне это удалось, я стала искать и другие ноты, что было уже значительно легче. Моей первой мелодией стала всем знакомая с детства «во поле береза стояла». Я медленно, часто останавливаясь, волнуясь, доиграла мелодию правой руки. Учитель отправил меня в другую комнату, чтобы я позанималась самостоятельно.  Я играла, проговаривая каждую нотку вслух, чтобы легче было отыскать нужную клавишу. Но почему то мелодии не получалось, я правильно подбирала ноты, через какое-то время уже почти не глядя могла сыграть и всю песенку. Но набор звуков не  превращался в мелодию. Учитель зашел послушать.  И тут он раскрыл мне маленький, но очень важный секрет – надо соблюдать длительность каждой ноты. Если нота закрашена в черный цвет и у нее есть забавная завитушка –  она самая короткая. Если она пустая и хвостика нет – нота самая длинная, значит на клавишу нужно нажимать дольше.  Восьмые, четвертные, половинные, целые – смысл этих слов, столько раз повторяемых на уроках, я осознала только теперь. Это и есть Длительность  Нот.
 Медленно, робко, очень тихо моя первая мелодия зазвучала в стенах этой маленькой комнатки…

Я стала заниматься музыкой несколько раз в неделю. Инструмента  дома не было. Я  почти каждый вечер бежала в школу, чтобы самостоятельно  выучить несколько аккордов.   В  один из вечеров учитель объяснил мне, как нужно играть обеими руками одновременно. Это стало для меня настоящим открытием.  Подобно азбуке, слагая из букв подобие слов, я медленно, осторожно пыталась склеивать звуки в единое целое.  Я  путалась,  останавливалась, начинала все сначала. Остается только удивляться, как у моего доброго учителя хватало терпения. Я возвращалась после занятия домой и рассказывала родителям, как все это сложно, невыразимо трудно - играть обеими руками.  В  радостном возбуждении я делилась своими впечатлениями, гордая от того, что мои пальцы постепенно стали слушаться меня.
Я отлично помню свой первый в жизни экзамен по музыке. В  школу приехали преподаватели музыкальной школы, чтобы послушать меня и еще троих мальчиков, которые учились игре на баяне.  Я очень старалась не сделать ни одной ошибки, играть четко и громко. Я очень сильно стучала по клавишам, почему то уверенная, что чем громче, тем лучше воспримут мою игру. И учителя поразились этому – они и не представляли, что в таком возрасте, такая крохотная, худенькая девочка может играть настолько громко.  Я взяла последний аккорд, встала, поклонилась, и неторопливо, как- будто глядя на себя со стороны, направилась к двери. Как только я открыла ее,  увидела свою маму. Она подсматривала за моей игрой и так радостно, так тепло обняла меня... меня это очень растрогало. Мне поставили «пятерку». Я была очень счастлива в этот день, так, как может быть счастлив только ребенок.

Семь лет я продолжала ходить в «музыкалку». Теперь я была не единственной  ученицей. Наш учитель открыл свой маленький филиал музыкальной школы нашего района, мы два раза в год сдавали экзамены, разучивали новые мелодии.. конечно, я не стала великой пианисткой, как мечтала в детстве. Теперь я уже очень мало помню из того, что учила с таким упорством   когда-то. Но я очень благодарна судьбе, за то, что у меня была такая возможность – открыть для себя мир Музыки. Дома меня всегда ждет пианино и я в любой момент могу подойти к нему, открыть крышечку, провести рукой по клавишам и сыграть что-нибудь, пусть даже не мелодию, а просто набор музыкальных фраз.. и соприкоснуться в это мгновение с вечностью… 

27.01.10