Клинская Русь. Патриарх Никон на Клинской земле

Валентин Стариков
1.
      Этот человек занимает значительное место в истории России. И не только по масштабам своей личности и не только по своей роли в событиях, происходившим на Руси, но и по последствиям своей деятельности.
      Ведь мы и сейчас живем по установленным им православным христианским законам.
Шестой Патриарх Московской и всея Руси Никон (в миру Никита Минич, или Минин) родился в 1605 году в крестьянской семье, в селе Вальдеманово Княгининского уезда Нижегородской области. Детство его проходило тяжело. Он много пострадал от ненавидевшей его мачехи, поэтому рано приучил себя к самостоятельности. Научившись грамоте, пристрастился к чтению и залпом прочитывал случайно попадавшие ему в руки книги. Жажда знаний привела его в Желтоводский Макарьев монастырь. Через несколько лет он стал священником в приходе неподалеку от родного села. Заезжие купцы оценили превосходную службу отца Никиты и постарались перевести его в Москву.
В Москве в его семье произошло несчастье: погибли все дети. Отец Никита уговорил свою супругу принять монашеский постриг, и сам на Белом море, в Анзерском скиту принимает монашество с именем Никона. В 1642 году он перешел в Кожеозерскую пустынь, где вскоре стал ее игуменом.
2.      
      С 1646 году Никон стал известен царю Алексею Михайловичу, который перевел его архимандритом в Московский Новоспасский монастырь.
 А в 1648 году поставил митрополитом в Новгород.
 Там Никон занялся некоторыми нововведениями, запретил ускоренную (многогласную) службу, ввел нотное пение.
Собрал много рукописей древнеславянских переводов, византийских хроник, классических древних писателей, много работал, сравнивая рукописные богослужебные книги. В 1650 году Никон помог царю остановить бунт.
 А в 1652 году избран Патриархом, главой Русской Православной церкви, с полным верховенством над Церковью, причем сам царь на коленях просил его принять сан.
С той поры Никон стал дружен с царем.
С этого же времени новый Патриарх стал вводить в церковном служении и в духовной жизни такие основательные реформы, которые стали причиной его дальнейшей драматической судьбы. Собор 1654 года постановил по древним рукописям исправить богослужебные книги, накопившие много ошибок от времени и переписки.
 Собор 1656 года одобрил Служебник Никона, исправленный по венецианскому греческому изданию 1602 года, и проклял крестящихся двумя перстами.
Никон в своих устремлениях готовился поставить власть Патриарха в России над властью царя, он категорически отдавал первенство духовной власти перед светской. Это и стало одной из причин его падения.
3.
      Бояре восстановили царя против Никона, в его жизни началась полоса несчастий. В 1666 году с него был снят сан Патриарха, но на том же соборе все-таки приняты были его нововведения.
(С этого момента началось разделение церкви на господствующую никониансакую и старообрядческую).
Никона сослали в Ферапонтов, затем в Кирилло-Белозерский монастырь.
Он умер в Ярославле по пути из ссылки 17 августа 1681 года и был похоронен в Воскресенском монастыре в сане Патриарха…
4.
Впервые Никон появился в Клину в 1648 году, когда он ехал на митрополичье служение в Новгород.
В этом сане он посетил Клин не менее двух раз.
 Эти посещения были и при его возвращении из Новгорода в Москву.
А мы рассказываем о его приезде в Клин 2-5 сентября 1654 года, в первые месяцы его патриаршего служения.
В тот момент, замещая царя Алексея Михайловича, который вел войну с обнаглевшими поляками, он именовался высоким титулом: «Великий Государь Святейший Никон, патриарх Московский, всея Великия, Малые и Белые России».
Таково было высочайшее доверие к Никону как к Первосвященнику Российского государства. Целью путешествия было молитвенное паломническое и ревизионное посещение Валдайского Иверского монастыря.
 Но по пути возникло много непредвиденных дел, и путешествие закончилось лишь через четыре месяца, 4 января 1655 года.
Патриарший поезд состоял из нескольких разновеликих карет и, конечно, привлекал внимание всех едущих навстречу людей и жителей придорожных окрестных сел и деревень.
По пути от Москвы до Твери было пройдено шесть станов.
Причем из Клина Патриарх заехал в вотчину Иверского монастыря, в село Щапово.
Патриарх приехал в Клин не один.
Вместе с ним ехала вся царская семья.
В ее составе находились: царица Мария Ильинична (у которой в будущем году родится дочь Анна), грудной младенец царевич Алексей Алексеевич, царевны Евдокия и Марфа Алексеевны. Ехали вместе с Патриархом несколько бояр с женами и детьми и отряд стрельцов.
Кратко познакомим читателя с другими главными клинскими гостями, посетившими наш город в начале сентября 1654 года.
Мария Ильинична (урожденная Милославская)(1625 – 1669) – первая супруга царя Алексея Михайловича.
 Их брак состоялся в 1648 году. Алексей Михайлович случайно увидел эту девушку в церкви, после чего повелел взять ее на «царский Верх», где «тое девицы смотрел и возлюбил и нарек царевной и в соблюдение предаде ее сестрам своим, дондеже приспеет час женитьбы».
Когда приспел час (невесте было 23, жениху 19), была отпразднована свадьба.
Но не развязно, как прежде чаще всего бывало, а, по настоянию духовника царя, благоговейно: не были допущены при этом «кощуны, бесовские играния, песни студные (стыдные) сопельные и трубное козлогласование», а вместо того были «устроены» песни духовные.
 Мария Ильинична отличалась благочестием и благотворительностью.
У нее родилось 13 детей, том числе будущие цари Феодор(1661-1682) и Иоанн (1666-1696), правительница Софья (1657-1704).
Алексей Алексеевич – самый маленький путешественник, родился в том же году, 5 февраля.
 В годовалом и двухгодовалом возрасте его именем подписывались некоторые грамоты самого царя.
 Подрастая в дальнейшем, он отличался большими способностями и любознательностью. Во время войны царя Алексея с Польшей шли переговоры о возможности кандидатуры Алексея Алексеевича на Польский престол, если женится на родственнице польского королевского дома «как будет царевич в совершенных летах».
 В 1667 году мальчик был объявлен наследником престола, но через два года, к большому горю царской семьи, умер.
 Именем царевича кощунственно воспользовался Степан Разин.
 В начале своего бунта он объявил, что идет против изменников бояр, и что с ним идут «Нечай, царевич Алексей Алексеевич», якобы бежавшие от жестокости отца и благодаря наветам бояр, «да патриарх Никон».
Среди клинских гостей – четырехлетняя царевна Дунечка, Евдокия Алексеевна (1650 – 1712). Через много лет, заподозренная в сочувствии планам сестры Софии Алексеевны, при Петре Первом (сыне второй жены царя, Наталии Кирилловны Нарышкиной), была в немилости.
Еще одна маленькая путешественница – двухгодовалая Марфенька, - Марфа Алексеевна (1652 – 1713), став взрослой, принимала некоторое участие в событиях правления сестры Софьи. Несмотря на осторожное поведение, во время Петра Первого ее привлекли к делу царевича Алексея Петровича. Окончила жизнь в ссылке, инокиней Маргаритой в Александровском Успенском девичьем монастыре.
 Упоминалась в числе не канонизированных святых.
О путешествии Патриарха Никона можно читать в финансовых документах царского Приказа.
 А остальные подробности можно извлекать из логически обоснованного поведения всей миссии Патриарха.
5.
      Приехав вечером в Клин, Никон со всем своим поездом отправился прямо в Успенский мужской монастырь.
Здесь его встретила заранее предупрежденная братия монастыря во главе с игуменом. Приезжие разместились в специально освобожденных и подготовленных кельях.
 Пока неизвестно точно, сколько времени пробыл в Клину Патриарх Никон, но можно предположить, что на службы и отдых здесь ему потребовалось не менее половины суток.
 В монастыре его миссия приняла участие в вечернем молитвенном правиле.
 Наутро Никон в сослужении игумена и иеромонахов вел литургию в недавно восстановленном (в 1652 году) каменном Успенском соборе.
После службы был совершен молебен о путешествующих.
 Затем началась общая трапеза.
После трапезы, немного отдохнув, весь поезд Патриарха двинулся от монастыря на восток по Дмитровскому тракту.
 Экспедиция переехала Сестру по мосту (мост тогда был несколько выше по течению, чем сегодняшний).
На пути вскоре встала деревня Белавино.
 Здесь путешественники свернули влево.
 Дорога на Щапово в то время шла напрямую от Белавина.
Немного времени прошло, когда навстречу Патриарху вышли из села монахи с иконой и крестьяне с хлебом-солью.
В то время в Щапове (ныне Большое Щапово) находилось подворье Валдайского Иверского монастыря.
Село с деревянной церковью было своего рода продовольственной и фуражной базой монастыря и центром монастырских владений – многих деревень и сёл Клинского уезда.
Здесь Патриарх и его царственные и боярские спутники отдыхали и участвовали в службах в деревянном храме Николая Чудотворца.
 В то же время их помощники, стрельцы и слуги заготовляли продовольствие и овёс на дальнейшую дорогу.
5 сентября после литургии и молебна, вся процессия, возглавляемая каретой Патриарха, двинулась в обратный путь.
6.
 Переночевав в Клинском монастыре, Патриарх со спутниками направил путь в сторону Твери…
В документах Приказа сохранились некоторые финансовые отметины этого путешествия через Клинский край.
Например, по Стану в Клину было записано: «… Подъяку Григорию Кирикову», за то, что он преподнес Государю Патриарху шапку яблок, была выдана из казны полтина.
 По пути дано за квас клинским крестьянкам, у которых утоляли жажду боярские дети, 3 копейки.
Но еще до того, в селе Щапове было выдано четырем конюховым женам по 50 копеек, затем безногому нищему 50 копеек, кроме того, в деревне Белавино крестьянской вдове на лошадь 2 рубля, а всего по селу Щапову выдано было из казны 5 рублей 14 копеек.
После Клина Патриарх Никон и его свита отправились в Тверь.
Оттуда поехали в Вязьму для встречи с царем Алексеем Михайловичем.
Потом посетили на Валдае Иверский монастырь и по требованию царя снова приехали в Вязьму. А оттуда уже возвратились в Москву.