Братья Валерий и Виктор Шевченко

Валерий Шевченко
              Братья Валерий и Виктор Шевченко

К 100- ЛЕТИЮ  Геннадия Дмитриевича ШЕВЧЕНКО
(1907-2007)

Из всех пережитых  нами столетних событий почему-то больше всего и мне и брату запомнилось 100 – летие со дня смерти  А.С. Пушкина. В 1937 г.  мы уже были «большими» - мне шёл восьмой год, а братцу – шестой. Событие это, видимо, запомнилось потому, что пушкинские дни выглядели непривычно, торжественно, нарочито  нарядно, кругом было много красивых  портретов Александра Сергеевича, и всюду он был строго-торжественным  и в то же время, хотя и бронзовым, но  простым, знакомым каждому мальчишке во дворе. Тогда невольно думалось: так вот как оно бывает, если отмечается сто лет со времени какого-нибудь большого памятного события... Но, одно дело, когда отмечается пушкинский юбилей и совсем другое когда подходит день рождения  твоего собственного отца…
Идея рассказать о папе, о его жизни возникла у нас с братом Виктором давно. Мы собирали всё, что, казалось, могло поведать людям  о его непростой жизни и особенно показать читателям события прошлого столетия, когда отцу выпало счастье работать с дедом нашим Виктором Петровичем Вологдиным.
Отец происходил из крестьян – переселенцев с Украины, которые перебрались из села Галенки на Днестре и в Дальневосточном крае основали село Новые Галенки. Родился Геннадий Дмитриевич 17 января  1907 г. в гор. Никольске-Уссурийском. Вся  трудовая жизнь его батюшки была связана с почтовой станцией, где он служил, как пишет отец, «в качестве не то ямщики, не то почтальона». Дослужился он до начальника железнодорожного почтового отделения. Однако 14 декабря 1937 г. был арестован, а жене его Евгении Матвеевне было (без объяснения причин) предписано покинуть пределы Дальнего Востока.
Как-то бабушка, когда я (Валерий) был уже студентом,  рассказала мне такую историю. Когда арестованных гнали к железнодорожной станции, конвоиры передали по рядам клочок бумаги, на котором значилось примерно следующее: «Вас передавали нам не по спискам. Кто может – бегите».  Дед наш – мужичёк обстоятельный, говорят, сказал; «А зачем же бежать? – Пулю в спину получить за попытку к бегству! Нет уж.. Я не в чем не виноват, - пусть судят… И остался». Остался на лесоповале без права переписки на пять лет.  Два его соседа бежали. По словам  бабушки, оба прожили жизнь со своими семьями, прячась по чердакам да подвалам, прикрываясь чужими паспортами.
В отношении деда бабушка получила одну из миллионов – стандартную справку, которая гласила:
Дана в том, что  дело по обвинению гр. Шевченко Дмитрия Петровича  Военным Трибуналом Дальневосточного военного округа пересмотрено.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 марта  1938 года, по которому он был осуждён, отменено и дело производством прекращено  за отсутствием состава преступления. Шевченко Д.П.  посмертно полностью реабилитирован, умер от крупозного воспаления легких в январе 1941 г.
У Дмитрия Петровича было четыре брата, а у его жены (нашей бабушки) Евгении Матвеевны (в девичестве Сребной)  - два брата и две сестры.
Восьми лет от роду  (т.е. в 1915 г.) отец поступил в  Никольск-Уссурийское Реальное училище, которое в 1922 г. было  преобразовано в школу II ступени. Её он и окончил в 1923 г. и в том же году поступил на механическое отделение технического факультета  Дальневосточного Государственного университета. Однако университет был реорганизован и, поступив в один ВУЗ,  папа в 1930 г. окончил другой – Дальневосточный  Политехнический институт им. Куйбышева.
В первые два года обучения его поддерживали материально родители, хотя   приходилось подрабатывать репетиторством. С  осени 1925 года по июль 1926 проходил практику в управлении  Дальневосточного Механического  и Судостроительного завода  в группе инвентаризации. Так судьба с самых первых самостоятельных трудовых шагов усердно принялась вводить его в мир техники, демонстрируя многообразие замысловатых деталей, машин и механизмов. Позаботилась она  и о расширении ассортимента  оборудования, с которым приходилось знакомиться будущему инженеру, ибо довелось ему работать и в Отделе коммунального хозяйства Владивостока  техником по оценке механического и теплосилового оборудования. Всё было любопытно, ново. Однако в особый восторг  привела отца работа в управлении трамвая треста коммунальных предприятий. В этой организации он занимал должность техника и одновременно выполнял обязанности технического руководителя. Свою влюбленность в дела трамвайные отец, можно сказать, пронёс через всю жизнь. Уж очень весел был перезвон трамвайных  сигналов, пробуждавших город по утрам, суров и тревожен  ноющий скрежет колёс об рельсы на поворотах, который будтопредупреждал: не всё гладко в жизни – будь осторожен и внимателен. Стоило ему заговорить о трамваях, - глаза загорались, лицо освещала какая-то особая добрая улыбка. С трамваями и трамвайщиками отца  связали три года жизни.
Послужной список Геннадия Шевченко в годы работы во Владивостоке формально отличался заметным разнообразием (техник-трамвайщик, сотрудник группы инвентаризации, конструктор университетской мастерской). Разумеется, это, прежде всего было связано с переменами в личной жизни, ведь он собрался жениться…Избранницей его была дочь проф. В.П. Вологдина – Вероника Викторовна.
                На фотографии 1936 г.  Г.Д. Шевченко с  сыновьями Виктором (слева) и Валерием .

С тех пор, как Геннадий Дмитриевич  начал работать в мастерской при лаборатории сначала  Государственного университета (позже политехнического института) – вся дальнейшая его  жизнь во Владивостоке оказалась связана с созданием, а затем заведованием сварочной лабораторией.
В 1927 г. на Дальзаводе  в восточной его части   были смонтированы три самодельных сварочных аппарата, которые заняли площадь около 300 кв. метров– заработала   первая в СССР лаборатория сварки. Судьба Геннадия Дмитриевича была связана с нею до октября 1933 г.
     Судостроительный цех на Дальзаводе. Справа инж.
Е. Тучинский. Вдали, в центре (с заложенными за спину руками) заведующий мастерской Г.Д.Шевченко. Слева  в простенке (в кепке) проф. В.П. Вологдин.

Сварочная лаборатория только-только начинала становиться на ноги, а её создатель Виктор Петрович уже стремился заглянуть в будущее.  Шестого июня.1927 он составил краткую записку «Применение электрической дуговой сварки при постройке мостов и крупных железных конструкций» (рукопись).
Геннадий Дмитриевич также начал в 1928 г. работы в сварочной лаборатории с постройки моста. Был проведён расчёт, проектирование узлов  сооружения  пролётом 25.08 м.
Строго говоря, это был не мост, а виадук, позволявший  транспорту пересекать железнодорожные пути высоко над ними. Сооружение изготовили 4 сварщика за 20 дней, причём экономия металла составила 20%.
В  1929-30гг. осуществлена сварка второго подобного моста. Пролёт его был несколько меньше – 23.04 м. Однако важно, что при его строительстве впервые в СССР были применены пустотно-трубчатые элементы. И здесь, естественно, есть повод сказать доброе слово людям, не пошедшим по проторенной дорожке, а использовавшим новый строительный элемент.
 Испытание обоих сооружений лабораторией сопромата дало замечательные результаты: наблюдалось полное совпадение теоретического прогиба при нагрузке с действительным. Совершенно отсутствовал остаточный прогиб – явление, обычное при постройке клёпанных мостов.
В 1930 г. отец занимался на станции Невер  Уссурийской железной дороги  строительством сварного бака-бензохранилища, ёмкостью 2000 м2  . Это была не первая  большая ёмкость, сваренная вологдинцами. В 1922-23 гг. мастерские уже  изготовили несколько сварных резервуаров-маслохранилищ (также по 2000 м2). Сам Виктор Петрович считал, что они были интересны не только тем, что при их  строительстве не применялись заклёпки, но тем, что при диаметре 20 метров сферический купол, сваренный из 4 мм. листов, не имел ни подпор, ни стропил. Устойчивость купола обеспечивалась, с одной стороны, правильностью сферической формы, то есть отсутствием местных деформаций от сварки, а  с другой – высоким качеством сварных швов»
При строительстве бензохранилища также не обошлось без демонстрации принципиально нового подхода. Воплощая  идею шефа, отец и его помощники начали постройку бака с крыши. Сначала было сварено подобие «колпака». Затем это изделие с помощью тали подняли над землёй, а снизу подварили к нему верхнее кольцо. Затем тем же способом были подварены  прочие кольца и, наконец,  днище. Затем ёмкость установили на фундаменте. Всё строительство по изяществу, гармонии  ритму  не уступало какой-нибудь изысканной мелодии. От отца мы слышали, что за рубежом этот метод подращивания получил название  «метод Вологдина».
 
               
 

Бензохранилище, сваренное с применением метода                «подращивания».

При строительстве бензохранилища также не обошлось без демонстрации принципиально нового подхода. Воплощая идею шефа, отец и его помощники начали постройку бака с крыши. Сначала было сварено подобие «колпака». Затем это изделие с помощью тали подняли над землёй, а снизу подварили к нему верхнее кольцо. Затем тем же способом были подварены  прочие кольца и, наконец,  днище. Затем ёмкость установили на фундаменте. Всё строительство по изяществу, гармонии  ритму  не уступало какой-нибудь изысканной мелодии. От отца мы слышали, что за рубежом этот метод подращивания получил название  «метод Вологдина».
В конце 1930- начале 1931 г., располагая теперь уже известным опытом, лаборатория приступила к изготовлению  моста тяжелого типа пролётом 36,6 м и общим весом  около 300 т.  Как считает Г.П. Турмов,  ректор  ДВГПУ (2004): «По своей технической смелости эта работа должна быть поставлена в число работ, имеющих мировое значение». А ведь выполнялась она зимой при недостатке материалов и 40-градусных морозах.
     На фотографии Казанский мост¬, ведущий на полуостров Эгершельд, названный так в честь капитана  корвета «Гридень» Г.Х. Эгершельда, который причалил  к берегу будущего Владивостока в  1860 г. (фото Т.В.Лавровой, 2006).

Если поставить  в ряд перечисленные сооружения и попытаться дать им сравнительные оценки, нет сомненья, что первенствовать будет могучий 300- тонный мост – работа, которая априори уже поставлена в число имеющих мировое значение. Ну, а если сейчас бросить взгляд на первое сооружение лаборатории сварки, которое люди увидели в1929 г., станет ясно, что это  обыкновенный заштатный, давно не ремонтировавшийся и ничем не примечательный мостишко, коих на Руси многие тысячи, если не десятки тысяч.
Но вот ведь оказывается, что важно: мост этот, простоявший 76 лет, и которому народ дал  название «Казанский» есть отец всех сварных мостов России, ибо был он, есть и останется в истории техники первым цельносварным  мостом в нашем Отечестве! Когда папа со своими четырьмя «бойцами сварочного фронта» дивил прохожих феериями искр, ни ему, ни членам его «дружины» и в голову не приходило, что они создают нечто необычное – такое, перед чем потомки когда-нибудь ещё будут снимать шляпы.
         Говоря серьёзно, есть основания считать, что детище Шевченко - Вологдина – первый полностью сварной мост (точнее виадук) как минимум на просторах Евразии, а возможно и во всём мире. Помню, что мама, также интересовавшаяся проблемами приоритета в изготовлении сварных конструкций, как-то дала мне (Валерию) почитать книгу польского инженера, который
утверждал, что изготовил своё металлическое сварное детище несколькими месяцами позже папы и деда. При этом любопытно, что длина их сооружений была схожа К сожалению, не ведаю когда был построен первый сварной мост в Америке. Однако, в любом случае «Казанский мост» имеет все основания  рассматриваться       как первый во всей необъятной Азии. Название его связано с тем, что ведёт он к Храму иконы Казанской Божьей Матери.- защитницы восточных рубежей России.
 
            
    
Владивосток, Эгершельд  храм Иконы Казанской Божьей       Матери. Интересно, что отец наш родился в год закладки храма. Фото Т.В. Лавровой (2006).

Сварочные мастерская и лаборатория, как видно из сказанного, принялись за работу весьма энергично. Количество построенных к 1931 г. электросварочных единиц можно было насчитать уже десятки (Вологдин, 1931). Причём значительное количество созданных  сварных судов относилось к группе опытных, за которыми было установлено особое наблюдение. Среди всей сварной «флотилии», мы, вполне естественно, подробнее поговорим о  п е р в о м  цельносварном судне, за которым закрепилось название ЖС-6 (т.е. железный сварной)  Основные параметры катера были таковы: водоизмещение 30 т;  длина  16 м; ширина;  высота борта 1.93 м.
     C тех пор как люди начали строить суда и корабли с металлическими корпусами, основным способом  крепления деталей их корпусов, естественно, была клёпка. Не будет ошибкой сказать, что рабочим  клепать корабли было столь же привычно, как крестьянам ковать лошадей. Отсюда нетрудно понять, что любая попытка внедрения нового, совершенно непонятного – всегда встречается в штыки. Но и упрямства Виктору Петровичу и его ученикам было не занимать. Вологдин с 1920 по 1933 год прочитал около 130 докладов! Главная тема их сводилась к  проблеме «Клёпка или сварка?» Естественно, что Геннадий Дмитриевич, как пом. заведующего, а затем заведующий мастерской, на протяжении ряда лет вносил свой ощутимый вклад в реальную пропаганду преимуществ сварки перед клёпкой. Многие, созданные им во Владивостоке и других городах, объекты   годами надёжно служили  и продолжают служить людям. Так, например, до сих пор таскает  суда по водам  «Золотого Рога» буксир серии ЖС-6, которому 73 года. Сокращает путь машинам и пешеходам «Казанский мост», которому тоже более 7 десятков лет и многие другие мосты.
            

       Инженер-майор Геннадий Дмитриевич Шевченко
                10.02.1943 г.)

    После войны Геннадий Дмитриевич женился вторично. Супруга его Лариса Афанасьевна работала инженером Брянского машиностроительного завода, а их дочь Людмила закончила БИТМ, но с работой в своём Отечестве ей  не везло и она вынуждена была несколько лет проработать за рубежом. Вот лишь недавно вернулась она из Португалии и, связавшись с нами, влилась в наш братски-сестринский коллектив.
В годы войны папе несколько раз удавалось приехать в Пермь, где тоскливые дни эвакуации мы коротали с дедом, бабушкой, мамой и двоюродной сестрой Майкой (впоследствии писательницей Данини). До конца дней помнить будем, как ходили  всем  семейством в театр на «Князя Игоря». (Билеты, конечно, доставал папа). Рассказать о том, что мы чувствовали – нельзя. Надо было просто почувствовать это один раз в жизни, почувствовать всем ребячьим существом…
   Хорошо помню и красочные рассказы папы о работе поезда  N 13. Шло начало войны. Немцы любой ценой хотели взять Москву, а ускорить это могли прежде всего, железнодорожные пути. Задача папиного поезда состояла в том, чтобы, во-первых,  через каждые 30-50 метров взрывать железнодорожное полотно и, во-вторых, непрерывно тащить позади состава некое подобие мощного плуга и крюка. Крюк, словно спички, ломал шпалы, а плуг перепахивал полотно. Наконец, через определенное расстояние полотно подрывали мощными фугасами. Когда началось наступление, понятное дело, всё шло в обратном порядке.
Из папиных рассказов  запомнился ещё один. На вооружение нашей армии по Лендлизу поступала разная техника и в том числе маленькие, юркие джипы, примечательная черта которых состояла в том, что этим чудесам техники почему-то не полагалось дверей. Их заменял  прочный брезентовый «ремень», застёгивавшийся на карабин.  И вот однажды к поезду N 13  на бешеной скорости подлетел джип, из которого выскочили запыхавшиеся штабной офицер и шофёр-солдат. Они не стали искать начальника поезда, а сразу попросили отца: «Товарищ инженер-майор, срочно сделайте, пожалуйста, дверцу вместо этой американской подтяжки от штанов! А то ведь у нас беда случилась». Оказывается джип принадлежал чуть ли не командующему армией. А молодой солдат решил блеснуть техникой вождения и махнул «на полную катушку». И надо же было, чтобы дорога сделала крутой поворот, а большой начальник – человек высокий   встал. Через секунду он уже был гостем лягушек в придорожно канаве, солдат же был покрыт матюгами, как генерал болотной тиной. Понятно, что  инженер-майор со своими умельцами быстро исправил оплошность американских конструкторов.
До войны отец относительно часто бывал в Ленинграде. И каждый его визит был для нас праздником. Мы обязательно куда-нибудь ходили: в зоопарк, музеи, и, конечно же – магазины, в которых мы с братом становились обладателями удивительно интересных и обычно недоступных нам игрушек. И мы с братом, разумеется, бывали в Бежице. Там нас привлекали экскурсии в институт к отцу. Вспоминается такая история. Папа, несомненно, был сварщиком - виртуозом. И вот однажды, в довоенные времена  он сварил (точнее было бы сказать, «выварил» по аналогии с выгравировал) на нетолстой чёрной стальной пластинке размером примерно  25O x 8O мм  изящную надпись «проф.В.П. Вологдин». В ней поражало несколько вещей: изумительная выдержанность шрифта букв по ширине  (около 3 мм), одинаковость их наклона, каллиграфическая выдержанность всей таблички. После войны раритет исчез. Однако папа не отказался от своей идеи и ещё раз изготовил «Визитку  сварщика». На этот раз он доверил отвезти своё произведение деду в Ленинград мне. Я был в Брянске, возвращаясь с практики ленинградских биологов, которые проходили её в Белгородской области (в заповеднике «Лес на Ворскле»).
         Второе  творение   оказалось   менее   удачным. Впрочем, любой желающий может увидеть  его, если попадёт в музей Дальзавода.

В общем же папина семья, состоявшая из жены - Ларисы Афанасьевны, нашей бабушки - Евгении Матвеевны, и папиной дочки Людмилы, тихо, мирно жила в Бежице на Харьковской улице,    в доме 47 . Людмила со своей семьёй и сейчас продолжает жить в папиной квартире.
 
 Дом, в котором жила папина семья в Бежице
(Харьковская , 47)

Бабушка и Лариса Афанасьевна занимались работой и домашним хозяйством, отец писал лекции, доклады, статьи в газеты - был активным жителем г. Бежицы. А для того, чтобы отдохнуть - с любовью занимался дома  выращиванием лимонов, о которых мы уже упоминали. И отец всегда был особенно горд, если появлялись цитрусовые собственного  производства.
Людмила сначала училась в школе, а потом закончила Институт транспортного машиностроения. 

Папа после войны работал на кафедре "Оборудование и технология сварочного производства". Фактически ему пришлось создавать на ровном месте кафедру и лабораторию по сварочной специальности. При этом он всегда твердо следовал принципам своего учителя - Виктора Петровича, который считал, что главная заповедь научного работника состоит в том, чтобы поддерживать постоянную связь с производством.
Особенно гордился папа тем, что сохранял постоянные дружеские отношения со многими бывшими владивостокцами, перебравшимися в европейскую Россию. Одним из таких замечательных людей был коллега Виктора Петровича, известный  специалист по сопротивлению материалов Сергей Анатольевич Данилов, его Вы можете видеть на фотографии вместе с папой Не знаем где это снято (обычно папа отдыхал на юге в Лазаревском), но примечательно на снимке то, что на нем запечатлены коллеги по ДАЛЬЗАВОДУ -близкие друг другу  и нам  люди - отец Г.Д.Шевченко и милейшей души человек  - дедов соратник Сергей Анатольевич Данилов (подполковник, зав. кафедрой сопромата Академии им. Можайского)

Папа умер 21 марта 1976 года на 70-м году жизни.
Бежица - город маленький и любые вести распространяются в нем с большой скоростью. Не успели мы с Виктором сесть в такси у вокзала и заговорить о похоронах, как водитель перебил нас и спросил: "А Вы на похороны доцента приехали?".
На похороны собралось очень много народа. Разумеется, в основном это были студенты. Из выступлений многих было не трудно заметить, что это были люди, искренне по-доброму относившиеся к папе. Когда приехали на кладбище, оказалось, что никто не позаботился о том, чтобы разгрести снег от дороги до могилы. Сначала наступило некоторое замешательство, но студенты - народ находчивый: топая валенками и сапожками, они быстро протоптали тропку к могиле. А потом - взяли гроб на плечи и так донесли его до места. В громадном зале были поминки, на которые собралось очень много народа. Мне  (Валерию) поручили вести траурный митинг, и до сих пор помню, сколько добрых искренних слов было сказано о папе, о том, как много он сделал для того, чтобы не замерла  жизнь школы профессора,  сварщика Виктора Петровича Вологдина.
Его не стало, но продолжают жить и работать "Казанский мост", трудящийся без устали буксир "ЖС-6", многие другие спроектированные и сделанные Г.Д. Шевченко, так нужные людям машины и механизмы. А сам он нашёл вечный покой  недалеко от кладбищенского храма, на высоком берегу  Десны. 



               


Мы с братом ныне уже старики и у нас нет шансов побывать на могиле отца. Надеемся, что кто-нибудь из студентов - будущих сварщиков прочтёт эти страницы и поклонится могиле одного из первых дипломированных  сварщиков  России - Геннадия Дмитриевича Шевченко.  Помните ваших предшественников. Не забывайте,   что, добрая память об их упорстве и мужестве суть залог ваших   собственных успехов   


Второе  творение   оказалось   менее   удачным.  Впрочем, любой желающий может увидеть  его, если попадёт в музей Дальзавода.

В общем же папина семья, состоявшая из жены - Ларисы Афанасьевны, нашей бабушки - Евгении Матвеевны, и папиной дочки Людмилы, тихо, мирно жила в Бежице на Харьковской улице,    в доме 47 . Людмила со своей семьёй и сейчас продолжает жить в папиной квартире.
 
 
Дом, в котором жила папина семья в Бежице
(Харьковская , 47)

Бабушка и Лариса Афанасьевна занимались работой и домашним хозяйством, отец писал лекции, доклады, статьи в газеты - был активным жителем г. Бежицы. А для того, чтобы отдохнуть - с любовью занимался дома  выращиванием лимонов, о которых мы уже упоминали. И отец всегда был особенно горд, если появлялись цитрусовые собственного  производства.
      юдмила сначала училась в школе, а потом закончила Институт транспортного машиностроения. 

Папа после войны работал на кафедре "Оборудование и технология сварочного производства". Фактически ему пришлось создавать на ровном месте кафедру и лабораторию по сварочной специальности. При этом он всегда твердо следовал принципам своего учителя - Виктора Петровича, который считал, что главная заповедь научного работника состоит в том, чтобы поддерживать постоянную связь с производством.
Особенно гордился папа тем, что сохранял постоянные дружеские отношения со многими бывшими владивостокцами, перебравшимися в европейскую Россию. Одним из таких замечательных людей был коллега Виктора Петровича, известный  специалист по сопротивлению материалов Сергей Анатольевич Данилов, его Вы можете видеть на фотографии вместе с папой Не знаем где это снято (обычно папа отдыхал на юге в Лазаревском), но примечательно на снимке то, что на нем запечатлены коллеги по ДАЛЬЗАВОДУ -близкие друг другу  и нам  люди - отец Г.Д.Шевченко и милейшей души человек  - дедов соратник Сергей Анатольевич Данилов





















(подполковник, зав. кафедрой сопромата Академии им. Можайского)

Папа умер 21 марта 1976 года на 70-м году жизни.
Бежица - город маленький и любые вести распространяются в нем с большой скоростью. Не успели мы с Виктором сесть в такси у вокзала и заговорить о похоронах, как водитель перебил нас и спросил: "А Вы на похороны доцента приехали?".
На похороны собралось очень много народа. Разумеется, в основном это были студенты. Из выступлений многих было не трудно заметить, что это были люди, искренне по-доброму относившиеся к папе. Когда приехали на кладбище, оказалось, что никто не позаботился о том, чтобы разгрести снег от дороги до могилы. Сначала наступило некоторое замешательство, но студенты - народ находчивый: топая валенками и сапожками, они быстро протоптали тропку к могиле. А потом - взяли гроб на плечи и так донесли его до места. В громадном зале были поминки, на которые собралось очень много народа. Мне  (Валерию) поручили вести траурный митинг, и до сих пор помню, сколько добрых искренних слов было сказано о папе, о том, как много он сделал для того, чтобы не замерла  жизнь школы профессора,  сварщика Виктора Петровича Вологдина.
Его не стало, но продолжают жить и работать "Казанский мост", трудящийся без устали буксир "ЖС-6", многие другие спроектированные и сделанные Г.Д. Шевченко, так нужные людям машины и механизмы. А сам он нашёл чный покой  недалеко от кладбищенского храма, на высоком берегу  Десны.

               
               


      Мы с братом ныне уже старики и у нас нет шансов побывать на могиле отца. Надеемся, что кто-нибудь из студентов - будущих сварщиков прочтёт эти страницы и поклонится могиле одного из первых дипломированных  сварщиков  России - Геннадия Дмитриевича Шевченко.  Помните ваших предшественников. Не забывайте,   что, добрая память об их упорстве и мужестве суть залог ваших   собственных успехов   






               



























Над рукописью работали: Валерий и Виктор Шевченко (текст), а также  внук Геннадия Дмитриевича Н.В. Шевченко  и правнучка  Роксана Шевченко (дизайн)
Санкт-Петербург . "Изд. якобы Оз. СУЗДАДЬСКОЕ"
2007 г. Санкт_Петербург

Адрес: СПб, Выборгское шоссе д.№31 кв. 41 ;
 тел. 515-20-42. E-mail  vshev@inbox. ru