Авторская песня. В Израиле и не только...

Логово Улогова
Мой взгляд на извечную тему - эссе

Написано по спецзаказу для сайта: http://www.astrologya.ru/index.php?id=143



В качестве малого предисловия

Давно уже вызревала мысль написать об этом феномене – русской авторской, бардовской песне. На эту тему написано уже немало, и я точно знаю, что многое, мной тут написанное, далеко не ново. Наверняка, кое-кто, кое-где, уже так высказывался. Есть замечательное исследование Дмитрия Антоновича Сухарева о жанре, которое предваряет, составленную им антологию авторской песни. Необыкновенный труд написал писатель-бард Борис Александрович Алмазов “Не только музыка к словам...” Да и ещё многие и многие... Не собираюсь их повторять, и не претендую на оригинальность. Но написать всё же хочется. Наверняка, что-то для читателей покажется и новым. Что-то явно кому-то не понравится. Что ж – сколько людей столько и мнений. Можете соглашаться, можете нет. Можете совсем не читать – не настаиваю. Вобщем начнём...

                Эпиграф:
                БАРДЫ – народные певцы древних кельтских племён
                Впоследствии стали профессиональными поэтами-
                бродячими музыкантами или живущими при княжеских
                дворах( гл. Образом Ирландии Шотландии Уэльса ).
                МИНЕСТРЕСЛИ – ср. века - XII - XII в. – придворные
                певцы и музыканты( нередко так же поэты  и композиторы )
                в феодальной Франции и Англии. Воспевали рыцарские
                подвиги служение даме...
                БЭС Москва Сов.энциклопедия 1991 г. т.1 стр 107 и 793



Корни и истоки жанра

Много раз уже задавался этот вопрос среди теоретиков и исследователей интересующего нас жанра. Кого считать первым автором? Кого первым исполнителем? Наверно на эти вопросы нельзя дать исчерпывающего, точного ответа. У всех народов, населяющих, или когда-либо населявших, наш незабвенный земной шарик были свои певцы – выразители мыслей и чаяний своих соплеменников. Помните пушкинское стихотворение “Арион”? Кто он – этот певец? - Автор-исполнитель собственных песен, т.е. тот, кого мы сейчас называем бардами. Древние греческие мореплаватели брали с собой в плавания певцов. Вспомните Орфея, в знаменитой легенде об аргонафтах. Они – эти певцы, согласно поверьям, отвечали своими песнями на пение морских сирен, и тем самым, не давали морякам погибнуть в пучинах моря. Морские мифологические певицы сбивали с толку моряков своими песнями и чарами – заманивали их в морские глубины. А значит, корабельные певцы должны были превосходить их своим умением. Вспомним песни нибелунгов. Кто их сочинил? Кто их пел? Ещё примеры... Времена трубадуров и минезингеров. Что пели трубадуры? Свои песни, сочинённые в порыве любви и вдохновения или, как отклики на значительные исторические события своего времени. А иудейский царь Давид! Все знают его псалмы. Но не многие знают, что он их сам исполнял под струнный инструмент. Чем вам не бард? Перенесёмся в Среднюю Азию. Все помнят известную шутку:

Палка палка, два струна
Я - хозяин вся страна!
Что вижу – то и пою!

А ведь в этой шутке как и в любой другой есть доля истины. Что пели акыны – народные певцы? Именно то, что видели, т.е. песни собственного сочинения. Одного из них вы знаете наверяка – это Джамбул Джабаев. Он конечно более близок к современности, но истоки его песен в древности своей земли. Ну, и наконец – Древняя Русь. Многие знают тех певцов, по крайней мере двоих – Евпатия Коловрата или легендарного Бояна.
Все приведённые примеры показывают что корни явления, под названием авторская, бардовская песня, очень и очень глубокие.


От истории к современности

Недаром последним примером была приведена Древняя Русь. Ведь именно на этой земле, в России и в бывшем СССР, в конце XIX и в начале XX веков бардовское течение приобрело необычайно широкий размах. Что можно вспомнить, как альтернативу в этот период в других странах? Пожалуй, лишь чисто условно, можно причислить к бардовскому кругу французских шансонье – Жоржа Брассанса, Ива Монтана, Жюльетт Греко, Жильбера Беко, Шарля Азнавура.
Не буду вдаваться в исследования кто был первым русским бардом. Об этом написано, у того же Д.А.Сухарева и Б.А. Алмазова. Там упоминаются и Апполон Григорьев и Денис Давыдов, а потом и Алексей Охрименко, Александр Вертинский, Михаил Анчаров... Не будем раздавать пальмы первенства... Все они вложили свою долю в песню и были предвестниками современного нам жанра. А теперь попытаемся определить само название жанра – авторская песня. По современным понятиям, я бы даже сказал бардовская. Почему? Потому, что у любой песни – будь то, эстрада, джаз, блюз, рок, диско... – есть свой автор слов и музыки. А вот бард – это несколько иное! Давайте разбираться. Как получится – не знаю. Но попытаемся. Вернитесь в начало моего эссе и почитайте ещё раз эпиграф. Расширим и упростим написанное в энциклопедии.
Бард – это поэт-певец исполняющий написанные им произведения под акомпанимент музыкального инструмента. Но времена кельтов и трубадуров канули в Лету. Ныне, это иногда и выдающиеся поэты, композиторы, певцы и музыканты. Давайте углубляться в суть вопроса. Начнём с музыкальных инструментов.
Какие музыкальные инструменты используют барды в наше время? Гитару – скажете Вы и не ошибётесь. В большинстве своём, это именно так. Но не обращали ли Вы внимание, что и здесь есть множество различий и вариаций. А именно! Немногие барды, но они всё же есть – играли или играют на 7-ми струнке. Это Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Сергей Никитин, Владимир Туриянский и др. Да, конечно – большинство современных бардов и исполнителей используют 6-ти струнку. Но, когда слушаешь вышеуказанных авторов, а особенно Визбора или Никитина, то их 7-ми струнка добавляет свой необыкновенный лиризм к их произведениям. Есть ещё и другие примеры – Геннадий Жуков иногда выступал с 9-ти струнной гитарой ( с парными басовыми струнами ), а Александр Розенбаум и ещё некоторые, особенно в последние годы, выступают с 12-ти струнной гитарой.
О других инструментах. Сразу вспоминается Александр Вертинский. Он пел под акомпанимент фортепиано. С фортепиано начинал и Вадим Егоров. Иногда, на некоторых концертах, по просьбе зрителей, он подсаживается к этому инструменту и, поверьте, знакомые всем его песни звучат не хуже и под акомпанимент фортепиано. А, что касаемо Анэса Зарифьяна, из Бишкека ,так он, кроме фортепиано и не умеет больше играть ни на чём. Однако бардом мы его все признаём.
Можно использовать что-то другое? А почему бы и нет. Ведь пел же Боян под гусли, а царь Давид под маленькую арфу. Сейчас многие дуэты и ансамбли бардовской песни берут в поддержку к гитарам флейты, скрипки, мандолины, аккордеоны, губные, гармошки, перкуссии... И песни становятся только красивее и сочнее от звучания этих инструментов. Как видите рамки достаточно широки. Но... бардовская песня – это в первую очередь слова. А ныне, есть группы и музыканты, которые будучи увлечены музыкальным оформлением своих произведений забывают о том, что за звуками гитар и перкуссий пропадают, т.е. не слышны в процессе исполнения, некоторые слова песен в зрительном зале. Так что друзья, балансируя на канате украшения песни музыкальностью, опасайтесь не свалиться из жанра бардовской песни в сторону рока, или того хуже, хэви-металл!

Об авторах и исполнителях

Пора переходить на личности. Попробую опять же чисто условно и по своим соображениям разделить их на четыре категории:
      1.Полный автор – тот, который пишет песни на свои и на чужие стихи и сам их исполняет. Но это ещё не всё! Для полноты картины полным автором считается, с моей точки зрения тот, на чьи стихи написаны песни другими авторами. Далее буду приводить примеры в каждой из категорий для полного представления Вами, о чём идёт речь. Здесь таких полных авторов не очень много это - Евгений Клячкин, Новелла Матвеева, Александр Городницкий и пожалуй больше не припомню.
      2.Неполный автор - тот, который пишет песни не только на свои, но и на чужие стихи. Здесь примеров больше - Александр Мирзаян, Елена Фролова, Александр Суханов и другие.
      2. Автор пишущий музыку на свои стихи и сам их исполняющий - большинство бардов поэтому примеры тут излишни.
      3. Автор пишущий музыку на стихи известных и других современных поэтов – то есть, бард-композитор. Вот тут назову – Сергей Никитин, Виктор Берковский, Анатолий Загот, Александр Дулов, Дмитрий Бикчентаев, Пётр Кошелев…
Сразу приходит на ум назвать этих авторов композиторами, что я и написал выше. В какой-то степени это верно. Но давайте вспомним, что были песни бардовского уклона, написанные композиторами профессионалами. Два примера у меня в памяти. Первый – Кирилл Молчанов. Песня из к/ф “Доживём до понедельника” – “Иволга“,на стихи Николая Заболоцкого. И конечно же “Ирония судьбы”! Все прекрасно знают, что музыка для цикла песен, исполненного в фильме Сергеем Никитиным и Аллой Пугачёвой, написана Микаэлом Таривердиевым. Песни явно бардовские. Вот что значит – работали профессионалы. Хотя обратный пример тоже все знают. Знаменитая “Гренада” Виктора Берковского, пелась и со сцен больших залов, например таких, как Колонный зал Дома Союзов. Но, однако, круг названных мной имён я бы назвал всё же, бардовскими композиторами. Можете не соглашаться...
     4.Исполнители – т.е. просто певцы исполняющие произведения бардовской песни под гитарный акомпанимент. Они не пишут ни стихов ни музыки.
Давайте подумаем, зачем я их включил в классификацию. Сперва вопрос! Состоялись бы многие нынешние авторы, не будь, например Петра Лещенко, молодого Леонида Утёсова, Аркадия Северного или Марка Бернеса? Вспомним что они пели. Кто-то из них блатной ресторанный шансон, кто-то подворотный блатняк, кто-то советские лирические песни. Многие из тех песен, с небольшой поправкой, можно смело отнести в разряд бардовских. А сколько неизвестных композиторов певцов, поэтов, вложивших свой микровклад в жанр, пропали безвестно? Это и сотни уличных шарманщиков. Это и безвестные авторы тюремно-уголовного фолклора. Само собой - тоже грани, того самого нашего алмаза, называемого “Бардовская песня”. Так о чём я? А о том, что бардовской песне нужны не только хорошие авторы, а и классные исполнители – они же ещё и популяризаторы. Ими являлись и являются в наше время в России: Дмитрий Дихтер и Александр Костромин, Галина Хомчик и Лидия Чебоксарова, Максим Кривошеев и др. Первые двое руководили в Москве знаменитыми гитарными школами. В них успешно обучались искусству бардовской песни многие известные ныне авторы и исполнители. Эту последнюю категорию “Исполнители”, можно разбить ещё на несколько подпунктов:
        - исполнители-профессионалы – их имена я назвал выше. Они своим сценическим мастерством не испортят любой концерт. Будь то их персональный сольный или сборный из нескольких авторов.
        - исполнители клубные ( региональные ) – немного рангом пониже, но участвуют в основном в клубных и региональных мероприятиях и на большие сцены сами не рвутся.
        - исполнители костровые ( застольные ) – чаще всего поют в кругу друзей. Иные из них и сами не помышляют о высоких подмостках. Другие же – наоборот! Либо навязывают себя сами, либо, до надоедливости, рекомендуют их лучшие друзья. В таком случае - ответ один. На многих слётах и фестивалях существует сцена под названием “Открытый микрофон”. Вот туда им и дорога. Если там, их зрители не закидают “гнилыми помидорами” – можно продвигаться и дальше. Но чаще всего – не стоит!
Вернёмся к нашей классификации. Бывают ли исключения из неё? Безусловно!
Яркий пример – Александр Моисеевич Городницкий. От него первого я услышал термин – поющий поэт. И, именно этим поэтом, он является сам. Многие, в том числе и я сам, знают его песни, чуть ли не с ранних школьных лет. Однако, он сам, так до сих пор и не осуществил свою розовую мечту – научиться играть на гитаре. Лично присутствовал на его концерте-презентации книги “Перелётные ангелы” в ДК МЭИ в 1991 году. Вечер организовал Игорь Грызлов. Весь концерт Александр Моисеевич аккомпанировал себе сам, причём за сценой стоял Александр Костромин и в зале была масса аккомпаниаторов. Но в ответ на записки о помощи в аккомпанименте, автор отвечал, что это было так задумано и Вы пришли слушать меня самого.Но песни-то хуже от этого не стали и поются всеми уже добрых полвека.
Ещё примеры? Есть авторы собственных песен, которые почти совсем не умеют играть на гитаре – 2-3 аккорда и простое бренчание. Но в этом-то и смысл существования жанра – основной упор в песнях, в большинстве случаев, всегда делался на слова. Яркий пример Александр Галич. Во многих его песнях и не всегда и гитару-то слышно. Простой перебор, а иногда идёт долгое пение акапелло или даже напевный речитатив. Я бы сказал, что Галич уникальное явление в бардовской песне. В таком стиле и жанре, каком писал и исполнял свои баллады он, не пел до него никто. Да и сейчас я не вижу близко равных ему. А вслушайтесь в слова его баллад – какой глубокий смысл, какой юмор! Правда, вскоре, мы должны будем объяснять своим внукам и правнукам, что такое прибавочная стоимость, и почему вместо лекции про африканскую страну Гану, все побежали в буфет за сардельками. Но если бы не было этих песен?... Не буду отвечать на этот вопрос – я не ставлю своей целью исследование творчества А.Галича. И без меня специалистов много.
Остановлюсь в ряду перечислений ещё на одном уникальном явлении – это Юлий Ким. Если следовать моей классификации, то его можно вписать сразу во все категории! И на его стихи написано, так же немало, шедевров профессиональными композиторами - В.Дашкевичем и Ген.Гладковым. Ко всему этому, Юлий Черсанович прекрасный драматург. А уж как он исполняет собственные песни!... Это даже не исполнение, а актёрская игра со зрителем. И это при том, что Ю.Ким не владеет особым мастерством игры на гитаре. Безусловно можно назвать и вспомнить ещё много бардов этого ряда. Но это сделали и сделают без меня.
Вернёмся к гитарному аккомпанименту. Есть ли обратные примеры – хорошего музыкального сопровождения? Безусловно! Александр Дольский, Вадим Мищук, Сергей Никитин и другие. Это такие мастера гитары, что можно слушать одну гитару. Что и подтверждается! У братьев Мищуков есть диск “Без слов “ – где все песни исполняются только двумя гитарами. А совместный диск Петра Тодоровского с Сергеем Никитиным “Ретро вдвоём” – вообще музыкальный шедевр!
         Приближаюсь к концу своего мини-исследования. Кого можно считать бардом? В последнее время эти границы очень и очень сильно размыты. Пути-дороги уходят в разные стороны. В сторону романса и баллад ( Жанна Бичевская чем не бард ), в сторону рока ( в некоторых бард-сайтах в интернете, и в книгах, например Ибрагим Имамалиев - в барды уже записали Юрия Шевчука, Виктора Цоя, Игоря Талькова и других им подобных ) Вы так же можете добавить, что Олег Газманов, Вячеслав Малежик, Юрий Лоза… поют свои песни под гитару. Но это, уже говоря простым языком – эстрада, а более вульгарно – попса. Тут уже дело не только в словах, а и музыке тоже. А. Розенбаум – скажете Вы? Кстати – да! Начинал он, именно с бардами вместе, в питерских клубах “Восток” и “Меридиан”. Сейчас это уже больше шансон, да и сам Александр Яковлевич, в одном из интервью открестился от бардовской песни. А жаль – она же дала ему дорогу на сцену.
В конце, поскольку я любитель классификаций, попытаемся построить ещё одну цепочку:

       1-е звено – барды. Авторы и исполнители авторской бардовской песни:
       2-е звено - уже не барды но ещё и не эстрада: Александр Розенбаум, Михаил Звездинский, Александр Новиков, Никита Джигурда, Трофим и другие. Скорее это уже шансон, но повторюсь, пока не эстрада.
       3-е звено – уже эстрада но... на ранних этапах, возможно и была, авторская бардовская песня: Александр Градский, Вилли Токарев, Владимир Асмолов и так далее.
       4-е звено – эстрада в чистом виде то есть никогда и ничего общего с авторской бардовской песней не имеющая: Олег Газманов, Вячеслав Малежик, Юрий Лоза, Александр Малинин и... даже Юрий Антонов. Это я беру всех тех, кто выступает с гитарой.

       Таким образом, мы проследили некоторую связь бардовской песни с эстрадной. Но... это совсем не означает, что из одного жанра вытекает другой. Я являюсь поклонником бардовской песни, но в жизни мне никогда не были чужды шедевры эстрады. Я о том, что всё должно быть расставлено по своим местам – мухи отдельно от котлет, а винегрет отдельно от борща! Кому-то нравится бардовская песня, кому-то эстрада, кому-то романсы, джаз, рок, хард-рок, хэви-мэталл... Жанров музыкальных предостаточно, и у каждого масса поклонников. Вернёмся к бардовской песне. Хочется остановиться ещё на одном пунктике. Вроде небольшого отступления.
На одном общеизвестном и раскрученном сайте в интернете происходят, на мой взгляд странные вещи. Появилось огромное количество пустых страниц – только имя и фамилия, без фото и без биографии. Но не это огорчает, хотя и это явно испортило лицо, ранее хорошего сайта. К бардам отнесены совсем случайные в жанре люди. Если когда-то они были какими-то лауреатами бардфестивалей, и это единичное рядовое событие в их жизни, так надо сразу записывать их в барды? Мне не понятно каким образом на тот сайт попали: Валдис Пельш, Михаил Шуфутинский, Лолита Милявская?... О последней можно сказать, что с бывшим супругом - Александром Цекало она выступала в дуэте в Киевском КСП. Кабаре дуэт “Академия”, появился уже значительно позже. И это уже заслуга для бард-сайта? Александр Цекало – он песни бардовские писал ведь! Тогда давайте прослеживать и искать людей. Как говорится –“ До кучи”!!!
Все знают поэта-песенника Илью Резника, автора знаменитых хитов для Аллы Пугачёвой и Валерия Леонтьева. А знаете ли Вы, что он начинал с бардовской песни? В 1965 году он выступал в дуэте с В.Трофимовым в ДК им. С.М.Кирова в Лениграде. И пели бардовскую песню – документальное свидетельство книга "От костра к микрофону". Давайте продолжим… Можно, на тот самый сайт, включить в персоналии, например, Иосифа Кобзона – он исполнял песню А.Городницкого “Снег”. А Владимир Макаров в концертах, вместе со “Сбежавшей электричкой” исполнял песню Ю.Кукина “За туманом”. Гелена Великанова пела “Цыганку-молдаванку” Новеллы Матвеевой. Тогда уж и Аллу Борисовну Пугачёву можно тоже включить – песни из фильма “Ирония судьбы или с лёгким паром”, совсем бардовские и С.Никитин аккомпанирует...
Как всегда у палки два конца! И ведущие, того самого сайта, не обратили внимания совсем на другую категорию авторов песен. Ранее бардовская песня для её авторов была чем-то вроде хобби. Многие авторы владели иной специальностью и работали в иных областях, а песни писали себе и друзьям, в удовольствие. Можно вспомнить! Тот же А.Городницкий – геолог – океанолог, А.Дулов – химик, В.Берковский – металлург ,С.Никитин – физик и так далее. Сегодня, многие авторы бардовской песни в России зарабатывают жанром себе на хлеб насущный. И это совсем неплохо, если у них есть поклонники и в залы собирается публика. Но остались и сейчас авторы-барды прежнего пошиба. Им не нужны залы и даже концерты они дают только домашние, а иногда и концертов-то нет. Обычные посиделки на кухнях, у костров... Яркий пример знаменитый клуб “Что? Где? Когда?”. Не многие знают, что те игроки, которые играют с Вами, уважаемые телезрители ещё и авторы бардовских песен. Назову имена – пусть эти авторы-барды, вас не шокируют: Борис Бурда, Сергей Антоненко, Марина Белоцерковская, Роман Морозовский... Многие ли слышали их песни? Вот об их песнях мало, где можно найти информацию, в том же интернете. А зря!
Пора заканчивать о бардах. Из вышеизложенного сами делайте выводы. Что такое авторская песня? Кто такие барды? Вопросы остаются открытыми... Ведь условностей, на нынешнее непростое время, очень и очень много. Но всё же границы жанра существуют, хотя и сильно размытые... Ведь если бы не было этих самых границ – не было бы и бардовской песни, ни эстрады и других жанров. Наверно было бы нечто среднее. Но это я фантазирую!
Остановлюсь ещё на одном... Русская бардовская песня появилась и приобрела размах в период жесточайшей цензуры, отсутствия гласности “Железного занавеса”. Помню те времена, когда давали на одну ночь на прослушивание бобину с песнями А.Галича, то получал одновременно предупреждение об осторожности. Мол, если засекут - не обмолвиться словом, у кого, когда и где взял. Концерты бардов в залах были большой редкостью. В прессе об этом не было ни слова. Однако феномен словесного оповещения срабатывал на 100 процентов. Все нужные и интересующиеся, всегда, всё и обо всём знали. В нынешние времена не раз раздавались возгласы, что бардовская песня умирает. По-моему, первым об этом заявил Б.Окуджава. Можете соглашаться можете нет – жанр пока жив. Хотя несколько переродился и вышел из рамок классической бардовской песни. За последние годы, ушли в мир иной, некоторые классики жанра. Да, гениев заменить сложно! Но всё же - новые имена появляются, и гением сразу, стать очень не просто. Мир переживает сейчас нелёгкие времена, а искусство, в любых проявлениях, всегда откликалось на политические катаклизмы. Уверяю – бардовская песня в долгу не останется! А поэтому – жива она, и умирать не собирается!


Фестивали слёты концерты

Любой музыкальный жанр, по мере роста своей популярности, обрастает зрительской аудиторией. Если ранее, трубадуров слушали на площадях, или это была группа вельмож, которым пел придворный певец, то ныне времена иные. Бардам, как и другим музыкантам, нужны сценические площадки. Вот этому, посвящу этот раздел своего эссе. Начнём, пожалуй, опять-таки, с классификации. Сначала о слётах и фестивалях. Они бывают ныне:

       1.Международные – не секрет, что бардовская песня давно перешагнула границы бывшего Союза. 14 республик стали самостоятельными государствами, но русскоговорящий, и любящий бардовскую песню народ, никуда из тех стран не исчез. Фестивали и слёты продолжают проводиться, в тех же местах: на Украине, Белоруссии, Казахстане и других странах бывшего СССР. Появляются и новые фестивали. Примеров приводить не буду – попутешествуйте в сети интернет, сами найдёте! Но этого мало! Опять же – не секрет что многие наши соотечественники в том числе и известные авторы и исполнители выбрали своим местом проживания другие страны: США, Германию, Францию, Австралию, Израиль... Во многих этих странах проводятся слёты и фестивали, куда приглашаются гости из других стран.
      2.Региональные – эти слёты и фестивали проводятся в определённых регионах своих областей и стран. Они не претендуют на звание международных, хотя, если их посещают именитые гости, то это не возбраняется.
      3.Городские – тоже самое что и предыдущие, но рангом пониже.
      4.Кустовые – это когда собираются на слёт люди принадлежащие к одному кусту. Что такое кусты? Не буду вдаваться в разъяснения. Прочитайте книгу Игоря Каримова “История Московского КСП” – многое станет понятным.
      5.Товарищеские, дружеские – чаще всего бывают закрытыми, так как это - либо юбилеи, либо праздники для узкого круга.
Естественно, чем ниже фестиваль или слёт в ранге моей классификации, тем меньшее количество народа на нём присутствует. Теперь хотелось бы остановиться на организации этих мероприятий. Главных оргов крупных фестивалей знают ныне по всему миру. Но до сих пор не пропадает у многих рядовых обывателей чувство чёрной зависти. Как же так? С нас ещё и деньги берут !? Да товарищи! Если вспомнить времена бывшего Союза, то к примеру “Грушинские фестивали” спонсировала газета “Комсомольская правда”. Многие ли знали об этом? Наверно газете это выгодно было, и вы все получали удовольствие бесплатно. Ныне времена иные! Надо поставить сцену, озвучку, освещение, а иногда обеспечить и квалифицированную охрану. Всё это должно быть отлажено и функционировать, в течении нескольких дней – это работа не одного десятка людей. Вы развлекаетесь, а они работают. А любая работа, в нынешние времена, должна быть оплачена. Отсюда следует вывод, что организаторы несут финансовые потери, которые должны быть компенсированы. Ведь все помнят монтёра Мечникова:” Утром деньги – днём стулья!!!...” Вот и орги наши сделав вложения, должны их себе вернуть, и не покажусь наивным, ещё и подзаработать. Хотя... не буду вдаваться в подробности, грань эта очень и очень тонка... Надо преодолеть в себе желание ухватить куш побольше. Если орг не в ладах со своей совестью, то не слушая никого – зарывается, завышает цену на входные билеты, а это не может не сказаться на будущем слёта или фестиваля. Ещё хуже – пример этот у всех на глазах – когда желание заработать на раскрученном бренде фестиваля приводит к появлению двух фестивалей, с одинаковым названием. Моё мнение одно – брэнд название фестиваля должен принадлежать, тому, кто исторически проводил все эти фестивали изначально. На моих глазах были несколько примеров, когда Орги одного фестиваля вступив в конфликт расходились по сторонам, и второй Орг делал свой фестиваль, но... он уже назывался этот фестиваль по другому.
Надо остановиться ещё на нескольких отличительных особенностях и различиях слётов и фестивалей. Они бывают:

     - обычные – концерт гостей и участников фестиваля, и далее малые сцены, или костровые пения в обычном распорядке.
     - тематические – посвящённые определённой дате календаря или юбилею известной личности. Например, были гусарские слёты, слёты военной песни… Не говорю уж о юбилейных, памяти В.Высоцкого, Ю.Визбора и других известных бардов.
     - конкурсные – на слёте–фестивале проходит концерт-конкурс. Если фестиваль большой, то на концерт этот допускаются авторы и исполнители после предварительного прослушивания или конкурсов на малых сценах. После всего - жюри определяет победителей в номинациях.

        Не могу не упомянуть ещё одной особенности и проблемы слётов и фестивалей. Она существовала всегда, а ныне уже эта проблема практически не решаема. Речь идёт о хвостах. Поклонники жанра прекрасно знают, о чём, и о ком пойдёт сейчас речь. Немного разъясню, для новых почитателей нашего жанра. ”Хвосты” – это те люди, которым, в принципе, жанр по-фигу. Им надо присутствовать, там, где есть много народа. Знаменитый эффект толпы. Помните эпизод в “Золотом телёнке”, когда мгновенно собралась толпа? А, как Остап достал блокнот, и начал записывать свидетелей – все мгновенно исчезли. Вот так же было однажды, на нашем клубном слёте в Израиле. Приехала полиция, в парк на ручей Александер и стала спрашивать кто ответственный за мероприятие. Так вот – эти самые хвосты, все разбежались по кустам. В давние времена, никто из них не приезжал заранее: ставить сцены, делать запасы дров для костров. Им нужно было, лишь яблочко на блюдечке с голубой каёмочкой – то есть само готовое действо. В прежние времена, я сам участвовал в обрубке хвостов от мероприятий, и привозил их в ложные места. Хотите – бейте меня за это! Но моя совесть на месте. От помощи в организации никогда не отказывался, ни в России, ни в Израиле. В Израиле, да уже и сейчас в России, хвостов уже не отрубишь. У них есть современные джипы, которые проходят в любые места бездорожья. А по интернету, сейчас можно узнать практически всё. Даже и о закрытых мероприятиях. Вот и приезжают такие хвосты, на слёты в Израиль, включают в своей машине Киркорова. И , им наплевать, что проходит слёт бардов. Ответ у него простой – я заплатил, и на всё имею право. Есть и ещё одна, особая группа хвостов. При встрече в Москве с Игорем Каримовым, в октябре 2008 г., и разговоре на эту тем , он дал название этой группе – “Хвосты ХХI века”. Кто это такие? Вроде бы те же что и мы с Вами, и даже, чаще всего, неплохо разбираются в жанре, но... Они приезжают на слёты, собирают вокруг себя группу свояков с известными бардами и... к этой компании НЕ ПОДХОДИ! Подойдёшь – либо тебе скажут прямо, что тебе здесь не место, либо в конце концов поймёшь это сам. Ладно бы, если эти люди тусовались сами с собой, так они же известных людей, бардов, к себе забирают, а потом ещё и гордятся своим знакомством и общением с ними. Примеров приводить не буду. Не хочу наездов. Хотя, эти самые пасквили, получаю по интернету анонимно, чуть ли не раз в два месяца, а то и чаще. Есть ли рецепты от хвостовой болезни – не известно. И не мне этим заниматься.
Вот! Это было о слётах и фестивалях. Чаще всего они проводятся на природе – за городом. И мероприятия растягиваются на несколько дней. По минимуму - на выходные, с обязательным вечерним и ночным пением у костра стола или... Безусловно фестивали бывают и зальные. Пример тому – фестивали бард-перформанса в Реховоте ( Израиль). Программа каждого из фестивалей была рассчитана на три дня и включала в себя даже экскурсионные поездки в другие города. Международные фестивали проходят чаще всего по принципу размещения участников и гостей в гостиницах. XXI век берёт своё!
Немного остановимся на концертных мероприятиях. Слёты слётами, но барды выступают и в залах. Не всякий бард пойдёт петь в лес, а если в лесу сугробы – и подавно! Поэтому, для всех бардов, а для нелюбителей лесных посиделок и подавно, концерты в помещениях единственная возможность раскрыть своё творчество перед зрителем. Для концертов у меня тоже есть своего рода классификация. Залы ведь, бывают и суперогромные. Вспоминаю вечер памяти Ю.Визбора в 1994 г. в Кремлёвском Дворце съездов. Тогда, почти каждый выходящий на сцену заявлял, что он здесь впервые. Для того, чтобы собрать зрителей в зал такого масштаба, надо иметь популярность в народе. А все ли её имеют? Вот поэтому концерты подразделяются:

         - крупнозальные – чаще всего это сборные, тематические бардовские концерты. Но бывают и сольники – сольные концерты одного автора. Есть среди бардов достаточно раскрученные личности и способные собрать публику на такие залы.
         - среднезальные – залы ДК ( Домов Культуры ), кинотеатров, музеев. Здесь сольники более часты. А уж о сборных и говорить не приходится. Они даже в таких залах на аншлагах проходят.
         - малозальные – залы при ЖЭКах и Домовых комитетах. Чаще всего, полуподвальные помещения для клубных заседаний. А заодно и для проведения малых концертов от 20 до 40 человек.
         - клубники, домашники, квартирники – это последняя категория концертов. Чаще всего проходят в клубах или на квартирах. Собирают от 10 до 25 человек. Хотя, на моей памяти, были концерты, когда опоздавшие люди слушали из коридора, не видя исполнителя. И в квартиру набивалось до 40 человек.

          Естественно, цены на билеты в этих категориях существенно различаются. Да и ещё, эти же цены, зависят и от имени автора. Бывают случаи, когда мэтр даёт домашник. Так вполне естественно, что мэтру платят больше, чем не раскрученному автору. Порой, эти самые не раскрученные, в начале своей сценической карьеры, дают и бесплатные концерты. Но опять же! Не стоит привыкать к халяве! Любой труд должен быть оплачен. Если бард написал песню и не одну. Составил для вас программу концерта – это уже труд. Ибо он, в домашних условиях, не раз, программу отрепетировал. Трудом, так же является и его сценическое выступление. Об этом тоже не стоит забывать!

Клубы бардовской песни

Это ещё одна форма работы и выражения творчества авторов и любителей жанра бардовской песни. Как их называть было много споров. Об этом тоже есть в книге Игоря Каримова, упомянутой выше. На нынешний день, так и осталась формулировка - КСП – Клуб Самодеятельной Песни. Хотя, кто сможет правильно трактовать термин – самодеятельная? Я бы не взялся. Но аббревиатура прижилась, и никуда от неё не денешься. Хотя, клуб Баку, до сих пор зовётся КАП – Клуб Авторской Песни. А абревиарура - Клуб Бардовской Песни – КБП, вообще не звучит для уха. Много находилось шутников посмеяться над сочетанием КСП! Были варианты: “Карета Скорой Помощи”, ” Контрольно Следовая Полоса”, “ Кто Следующим Поездом” и другие. Но похоже, что эти три буквы уже навеки вписаны в историю жанра!
Вернёмся к клубам. Клубная работа вещь особая. В любом клубе, если он жив и живёт клубной жизнью, должен быть духовный лидер, а иногда и не один. Конечно лучше, когда это инициативная группа, которая определяет темы заседаний клуба, организует клубные выезды на фестивали, слёты и концерты. Они же проводят и клубные слёты и концерты в крупных залах, с привлечением не клубной аудитории. Ведь клубы, чаще всего, собираются в малых помещениях. Происходит это, минимум раз в неделю, а то и реже – раз в две недели или в месяц. Если нет заранее обговоренной темы, то заседания идут по принципу – “Гитара по кругу”. Поёт один человек 2-3 песни и передаёт инструмент по часовой стрелке. Не лишне упомянуть о том, что если Вы хотите, чтобы клуб жил дольше, должна происходить ротация его членов. Это совсем не означает ,что кого-то надо выгонять или приглашать насильно. Чаще всего этот процесс происходит сам собой. Кому-то надоедает – затягивает жизненная текучка и семейные заботы, или меняются интересы. Так уходят старые и приходят и новые люди. Если же ротации не происходит, то по теории В.Ланцберга - М.Кордонского, клуб просуществует 4-6 лет, и распадётся сам собой. Причём, период активности клуба, придётся на второй, третий год его существования.

Бардовская песня и интернет

Мы перешагнули через порог второго тысячелетия. К нам пришло такое изобретение, как интернет. В былые времена, даже и представить себе такого не могли, чтобы на слёте бардов, достать из машины ноутбук и общаться по “Скайпу” с приятелем из США. Типа:” Вова, я тут на слёте, на севере Израиля!...” Сейчас, практически каждый известный мэтр, имеет свой сайт, где каждый простой смертный, может познакомиться с его творчеством. Сайты имеют и крупные фестивали России и других стран. Лично я – ведущий израильского бардпортала Исрабард. Не буду вдаваться в подробности, почему именно я. Зайдите на сайт и прочитайте. До меня было две попытки создать израильский портал – обе завершились ничем. А уж свою работу оценивать не намерен – время оценит. Для полного представления снова займёмся классификацией. Сайты бывают:

          - региональные – объединяют бардов определённого региона нашего земного шарика, как тот же Исрабард, или сайт бардов Камчатки, сайт Башкортостана. На таких сайтах информация о слётах и фестивалях этого региона, персоналии авторов и многое чего ещё вплоть до форумов и гостевых книг.
         - фестивальные, слётные – крупные слёты и фестивали, которые проходят ежегодно, так же имеют свои сайты. Примеры – сайт Грушинского фестиваля, Всемирный слёт бардов поэтов и музыкантов, ”Рамонский родник”, ”Лесная фиеста” и другие
         - творческие объединения – иногда барды объединяются и создают свои творческие объединения а вместе с ними и свои сайты. Примеры – сайт объединения “АЗиЯ плюс”, сайт трио “БРЮТ” и другие.
         - клубные – это сайты определённых клубов бардовской песни. Примеров приводить не буду. Посетите сайт “Бардтоп” – всемирный рейтинг бардсайтов, и там найдёте множество примеров.
         - личные сайты – официальные и неофициальные - Многие барды создают свои сайты сами и сами же ведут их. То есть, следят за их наполнением и событиями на нём – сами и авторы и модераторы. Есть случаи, когда сайты авторов, создают их фанаты-любители, и сам автор, в большинстве случаев, не возражает. Это неофициальные сайты – они есть у М.Щербакова, О.Митяева, Т.Шаова и других.

Вот наконец-то мы и подошли к последней главе моего повествования. Поскольку с января 1995 года я живу на земле Обетованной – в Израиле, то речь в ней пойдёт о бардовской песне в этой стране. Естественно, в ней вернусь к упомянутым выше номинациям и категориям.

Бардовская песня в Израиле

Немного истории. В этой главе, позволю себе использовать, ранее опубликованные мной материалы с сайта Исрабард, из своей статьи о слётах и фестивалях Израиля для журнала “Люди и песни” номер 3(11) /май-июнь 2006г. Естественно, поскольку я сам автор тех публикаций, моё право эти статьи дополнить и немного исправить, с поправкой на нынешний день. Итак – начнем...
Я со второй семьей приехал в Израиль в конце января 1995 г. На тот момент, в Израиле уже существовало КСП-шное движение. Были клубы в Хайфе, Кармиэле и Натании( Ян Львович и Леонид Ваксман ). Были слеты-посиделки в эвкалиптовой роще у института им.Вингейта и «Мытищи»( на веранде у Яна Львовича ) в Натании. Но об этом может быть, когда-нибудь и кто-нибудь вспомнит и расскажет. Сейчас – речь пойдет о «Ган-Сакерах». Я не зря начинаю именно с этих слётов. С них началось моё вхождение в КСП Израиля.
Так вот – мы едем в Израиль, из Москвы. Один из многочисленных наших московских друзей, Миша Байер, посоветовал сразу по приезду связаться с Леней Глозманом. Вот он-то – Леня, нам и поведал, в апреле 1995 г., что состоится слет в Иерусалиме в саду( или парке ) «Ган-Сакер». Когда мы спрашивали наводку, то услышали буквально следующее: «Придете в центр города, найдете «Ган-Сакер», увидите там людей с палатками, жгущими костры. Так вам сюда и надо.» По приезду, и осмотревшись мы поняли, что аналога этому слету в мировой практике КСП нет. Провести такое мероприятие в Москве или в Вашингтоне, это разве, что разбить палатки и жечь костры в Александровском саду у Кремлевской стены или на лужайке перед «Белым домом». А ведь задумайтесь!? Напротив «Ган-Сакера» дорогой по себестоимости жилой квартал Иерусалима – Вольфсон, а вверху на горе, буквально 300 метров здание Кнессета, где заседает правительство Израиля. И вот между Вольфсоном и Кнессетом собиралась на ночь с пятницы на субботу группа выходцев из стран СНГ и пели песни у костра. Экзотично, не правда ли!? Спросите – «Откуда дрова для костров?» Это вопрос особый для Израиля. Поскольку древесной растительности в стране мало, то туристы и КСП-шники в лесу дрова не рубят, а ....привозят с собой на машинах выброшенные древесные отходы. Тоже экзотично!!! И вот организация всего этого - заслуга практически одного человека – Жени Дрейера. Причем при начальных «Ган-Сакерах» еще не существовало разветвленной сети интернета и все начиналось с того, что Женя обзванивал 5-7 своих друзей, а далее все шло по принципу цепной реакции. Причем любой из слетов имел теплую атмосферу песенного общения. Многие, посидев ночью у костра, отправлялись спать домой под белую простынь (тоже одна из специфик израильских слетов), кто на своих авто, а жители Иерусалима пешком до дому. Но кто оставался до утра имел счастье попробовать бодрящего чая у палатки Бори Эрихмана. Чаще всего утренние посиделки плавно переходили в дневные и так до исхода шаббата, особенно для тех кто приезжал в Иерусалим своим ходом на автобусах и ожидал вечера, когда начнет ходить транспорт.
За время существования «Ган-Сакеров» (до нашего приезда ), до 1995 г., когда там собиралось 5-7 человек и далее до 600 человек и до осени 1999 г. , когда Женя временно переехал в Хайфу и регулярность «Ган-Сакеров» сошла на нет. Хотя нет, нет, а кто-то и вспоминал это место. Народ собирали на дни рождения и т.п. мероприятия. «Ган-Сакеры» бывали разные. Приезжали без повода – просто объявлялась дата, собирался народ и пел песни. Но были и значимые слеты с участием гостей и знаменитостей. На одном из «Ган-Сакеров» соорудили сцену с озвучкой и выступали: Вадим Егоров, Александр Дов ( Медведенко ), Леонид Ваксман, Валентин Никулин, да тот самый, помните у Ю.Визбора:

...Надо съездить в город Мелитополь
Бабка варит там супец один
Выпьешь – станешь стройною, как тополь,
Как артист Никулин Валентин...

Он некоторое время жил в Израиле – в Иерусалиме, потом вернулся в Россию. Но тогда выступал и пел песни Б.Окуджавы. А рядом со сценой, в кресле почётного гостя, восседал посол России в Израиле Александр Бовин. На другой «Ган-Сакер» , посвященный дню рождения Дрейера, приехали Владимир Ланцберг, Дмитрий Дихтер, Лариса Герштейн.
С этого всё начиналось. Потом были “Дуговки”, КСП”Крыша” в Тель-Авиве и многое другое. Обо всём по порядку.

Авторы и исполнители Израиля

Всвязи с тем, что на свою историческую родину, во время Алии – репатриации, а ещё проще, возвращения, прибывали люди из разных уголков бывшего СССР, то вполне естественно, что представительство авторов и сполнителей в Израиле очень широкое. Большая группа авторов песен, поэтов и активистов из Ташкентского КСП – Игорь Бяльский, Александр Стрижевский, Фаина Гильман, Юлия Гольдберг и другие. Представители Бакинского КАП – Яков Коган, Давид Альтман, Ануар Будагов, Люба Лейбзон... Представители Украины – Дмитрий Кимельфельд, Марина Меламед, Марк Биндштейн, Наталья Бурхи-Бершмой, Иосиф Долгой... Из Беларуси – театр песни “Мерхавим”. Из Питерского КСП – Виктор Мишуров, Юрий Базавлук, Наум Паскару ( ныне живёт в Канаде )... Москвичи – Ирина Руднева, Евгений Гангаев, Вит Гуткин, Светлана и Александр Менделевы, Михаил Волков, Михаил Басин... Из Екатеринбурга – Леонид Ваксман, Михаил Сипер, Андрей Шатский, Дмитрий Лумельский...
Естественно я назвал не всех. Пусть не обижаются, не названные. Но один перечень имён уже показывает Вам палитру красок израилькой бардовской песни. Есть среди наших авторов и лауреаты различных фестивалей. Многие из них становились потом и лауреатами израильских “Дуговок” и “Бардюг”. Не буду заниматься общим перечислением. Остановлюсь лишь на лауреатах Грушинского фестиваля. Поскольку сами авторы ( не хочу тыкать пальцем ) называют со сцены себя лауреатами, на самом же деле он – дипломант. Это, конечно же, тоже неплохо, но принципиальные различия всё же есть, ведь иначе бы не было разных номинаций – лауреат и дипломант. Итак перчислим.
В Израиле живут один трёхкратный лауреат Грушинского: Яков Коган ( 2-е и 3-е место и 1-е места ) и двое двукратных лауреатов: Фёдор Горкавенко ( ныне сценическое имя – Тэдди Горен ) в дуэте с Игорем Ивановым и Антонина Клевцова ( ныне Антония Запольская ) - ( 1-е и 2-е места ) в дуэте с Виктором Плоткиным. Однократными лауреатами Грушинского являются – Михаил Сипер в дуэте с Василием Мешавкиным, Дмитрий Кимельфельд в дуэте с Валерием Сергеевым, Наталья Бурхи-Бершмой, Анжела Штейнгарт, Михаил Волков. Дипломанты - Эмилия Розенштейн. Правда, на разных Грушинских, лауреатство присуждалось по разному – но всё же, вещи надо называть своими именами, как они были названы в год присуждения.
Естественно, на этом перечень авторов Израиля не окончен. Мне бы хотелось представить некоторых подробнее. Начну с Эли Бар-Яалома. По сути, этот человек уникален для бардовской песни, даже мирового масштаба. Я вполне отвечаю за свои слова, и сейчас поймёте почему. Он приехал в Израиль со своими родителями в юном возрасте. Его мама, известная в Израиле поэт – Юлия Могилевер. Сын Илья, при обращении в иудейскую веру, взял и перевёл своё имя на иврит, а потом из букв сложил себе новое имя – получилось Эли Бар-Яалом. Так вот – с детства родным языком у него был иврит. А далее произошёл феномен. Молодому человеку, так понравились бардовские песни, что он выучил русский и мало того, что поёт песни классиков жанра, он ещё и сам неплохо сочиняет песни, и мастерство сочинительства растёт год от года. Но и это не всё! Он пишет песни, как на русском, так и на иврите. На иврите они тоже бардовские, и ещё и переводит на иврит песни Б.Окуджавы и М.Щербакова.
В Израиле работают три творческих коллектива. Остановлюсь поподробнее нам каждом. Театр песни “Мерхавим” – художественный руководитель и автор всех песенных композиций Борис Бляхман. Когда ребята жили в Витебске, это был коллектив их 7-10 профессиональных музыкантов, который ставил песенные спектакли – почему коллектив и имеет название – театр. В Израиль приехали трое из них: Борис с супругой и исполнительницей Мариной Гершман, и ещё скрипач и вокалистка Элина Милькина. Несмотря на то, что у всех другие гражданские специальности, а Борис только 2 года назад стал работать по музыкальной озвучке мероприятий, коллектив выступает и записывает аудиопродукцию на очень профессиональном уровне. Сколько раз я слышал их и в сборных и в сольных концертах – сбоев не было никогда! Мало того – про них ходят закуличсные слухи типа – не бардовская это песня. Однако,ни один слёт и крупный концерт без них не обходятся.
Второй творческий коллектив “МАРТ”. История его очень длинная. Основатель - Виктор Мишуров выступал на доисторической в трио “МиГ” . По приезду в Израиль хотелось ему продолжить петь в коллективе и на своё счастье он встретил Лёню Армяча, бывшего участника бард-группы “Большой Секрет”. Долгое время они пели вдвоём. Были лауреатами “Дуговок” и “Бардюг”. Захотелось расшириться. Некоторое время с ними выступали Илья и Марина Почтарь и даже Светлана и Дмитрий Шофманы ( ныне в Канаде ). Продлилось это недолго. Опять вернулись к дуэту но... пришла Лена Тимченко. Так и образовался “МАРТ” – по первым буквам фамилий. “М” – Мишуров, “АР”-Армяч,” Т” – Тимченко. Поют они бард класскику, а иногда достают из небытия что-то давно не исполняемое и забытое. Несколько позже, к ним в коллектив, добавился проофессиональный музыкант Наум Шик. Кроме гитары он играет и на флейте и на губной гармошке, да на чём только не... В качестве аккомпаниатора, Наум выступал не с одним бардом Израиля, например с Дмитрием Кимельфельдом, Анжелой Штейнгарт, Борисом Шахновичем Антоном Барламом. Наум обладает способностью схватывать мелодию на лету, и пусть не покажется удивительным, что при приезде гостей из-за рубежа, он аккопанирует и им – с ходу. Так было с Ольгой Чикиной, Алексеем Бруновым, дуэтом из США Леонидом Новиковым и Александром Годиным. Стоит сказать ещё и о том, что ребята живут в разных городах Израиля. Виктор – в Ришон-ле-Ционе, Наум в Тель-Авиве, Леонид в Беер-Якове, а Лена – в Натании. Но любовь к бардовской песне объединила их, и жизненные заботы не мешают им раз в неделю репетировать и давать концерты.
В конце повествования об авторах скажу о третьем творческом коллективе. Это супруги Менделевы – Светлана и Александр и с ними Вит Гуткин. На ранних “Дуговках” Вит выступал в дуэте с Сергеем Шмульяном – тоже из Москвы. После того как Сергей переехал на жительство в США , Вит не смог долго быть один и присоединился к Свете и Саше. Трио получилось великолепное. Все стихи пишет Света. Мелодии иногда помогает ей писать Саша, а Вит аранжирует и добавляет при выступлениях и записях дисков, своё мастерство гитариста.
Повторяюсь – как и в случае с театром песни “Мерхавим”, никто из выше перечисленных не является профессиональнывм музыкантом. Однако мастерства не занимать всем трём коллективам.


Слёты и фестивали Израиля

История всеизраильских слетов ведет свое начало с весны 1995 года. До этого были мелкие слеты под Натанией в парке «Вингейт», в Иерусалиме в «Ган-Сакере». В 1995 году хайфский КСП под руководством Евгения Гангаева и Сергея Селицкого решил провести всеизраильский слет на берегу озера Кинерет на пляже Хоф Дуга. Слет получил название «Дуговка». До 2001 года состоялось 13 слетов. Сперва «Дуговки» были малочисленны, а потом приобрели, всемирную известность. На фестивали приезжали Ю. Лорес, Б. Вахнюк, С. Ветрова, Т. Шаов, Ю. Ким, А. Дулов, В. Байрак, О. Залесская, В. Луферов, В. Казанцева, Б. и Г. Вайханские и многие другие. «Дуговки» были разные – с открытым микрофоном, конкурсные, когда выступающие проходили отбор по регионам в клубах АП. Бывали и клубные выступления и театрализовааные«Дуговки» Были фестивали и на юге страны, их организовывал Беер-Шевский КСП «Бардюга» фестиваль имел то же название. Два раза «Бардюга» проходила под эгидой конкурса – лучшая песня года. В интернете проводилось предварительное голосование и к конкурсу на сцене допускались 12 авторов песен. Лауреатом первого конкурса стал Эли Бар-Яалом. Во втором – Константин и Анна Лин. Под Ашдодом 3 раза проводился фестиваль «Дюна». Первый был посвящён памяти Ицхака Московича. «Дуговкок» уже больше нет. Не буду вдаваться в подробности, что не поделили её организаторы. Сергей Селицкий провёл со своими единомышленниками несколько слётов альтернативных «Дуговке» - они назывались «аквогуД» - читай «Дуговка» наоборот. Сама их идея была не нова, и не плоха но... угасла. Сейчас фестивали АП проводится в национальном парке Ган-аШлоша между Афулой и Бейт-Шеаном на севере страны в парке "Ган-аШлоша" по-арабски - "Сахне". Отсюда и название - "Сахновка".

Особенности израильских слетов

Для любителей авторской песни из других стран, необходимо объяснить и рассказать некоторые отличия слетов и фестивалей в Израиле. На российских просторах все привыкли к такому распорядку: садишься в электричку, приезжаешь на станцию, топаешь до ближайшего леса с рюкзаком за плечами. Далее – ставишь палатку, разжигаешь костер, и поешь всю ночь напролет. В Израиле нет обилия лесов, и поэтому о кострах приходится заботиться заранее и, как это не странно, дрова привозятся с собой на машине. А иногда, если слет проводится в национальном парке, то вообще костры разводить нельзя. Приезжают на слеты на собственных машинах и организованных автобусах. А если от машины до места установки палатки приходиться пройти 300-500 м., раздается ропот: «Далеко!». Будто все забыли, как в России топали от платформы до места слета по 3-5 км. пешком. Иногда по весенней грязи и даже по сугробам на зимний КТП. Но это – в прошлом! В остальном все то же, что и везде, плюс израильские атрибуты – надувные матрасы в палатках, бетонный стандартный стол и непременный шашлык и пиво по утрам – а как же без него!? И еще – в Израиле, немаловажное обстоятельство – обеспечение безопасности. Ибо все знают что живем рядом со странами, исповедующими тактику терроризма и против нас. Поэтому крупные слеты не обходятся без наряда вневедомственной охраны.

Фестиваль «Сахновка»

Ныне фестивали авторской песни в Израиле, как было сказано выше, проводятся раз в полгода в национальном парке «Ган-аШлоша», который имеет и арбское название «Сахне» - отсюда и название фестиваля. В парке каскад из 3-х прудов с прозрачной, проточной водой. По берегам растут эвкалипты, кипарисы, олеандры. Можно расположить палатки с комфортом – в тени. На фестивалях были гостями Вадим и Валерий Мищуки, Леонид Сергеев, Александр Мирзаян, Елена Фролова, Григорий Данской, Алексей Иващенко и другие. Если никто не приезжает, как например на «Сахновку-2», то это уже нонсенс. Концерт обычно идёт в двух, а иногда и в трёх отделениях. Два отделения на большой сцене идут как бы без перерыва. Сперва по традиции галла-концерт израильских бардов, а во втором - сперва полуторочасовое выступление гостей, с заключительной хоровой кодой классических бардовских песен. Третье отделение проходит на малой сцене около ярмарки, с часовым перерывом. На «Сахновке-5», например был организован «Открытый Микрофон». Этому предшествовала подготовка, чуть ли не за месяц до фестиваля. В Интернете была объявлена предварительная запись, которая продолжалась и во время первых отделений концерта. Большую работу провели Юрий Базавлук, Вера Хмельник, Алла Гаврилова и группа товарищей, им помогавшая. Отделение длилось около 2-х часов. Выступили все желающие. Наряду с новичками не посчитали зазорным поучаствовать и известные авторы – Сергей Каплан, Александр Софронов, Наталья Бурхи-Бершмой, Ярослава Санина. Запомнились Юлия Шумель, Лена Ковриго, Юлия Хованская, Галина Айзендорф – все из Натании, братья Игорь и Виктор Сапиро из Кармиэля, Сергей Войтенко из Иерусалима. Тем и хорош жанр авторской песни – всегда находится кто-то на «новенького». В тот раз понравились публике, а её на тот поздний час было около 200 человек, Михаил Лощинский и Михаил Андронов – недавний житель Тулы и дипломант фестиваля «Куликово Поле».На других «Сахновках» была “Чайхана” под руководством Михаила Сипера и Александра Даяна и те же «Открытые Микрофоны», без предварительной записи, где на сцену, кроме достойных людей, лез всякий, набравшийся алкоголя сброд. Наступившая суббота, на двудневных фестивалях «Сахновка», по выражению Романа Морозовского – «Сцена Долгого Прощания». Хотя нельзя не упомянуть про утренний детский концерт. Чаще всего он зовётся “Песочница” – брэнд от Марины Меламед, которая её, ”Песочницу”, и проводит, с помощью, либо Дани Блюмштейна или Осика Долгого, иногда подключаются и Анжелла Штейнгарт, со своими растущими год от года детьми, или Гена Гутник с Димой Кимельфельдом. Но в любом случае, ещё со времён “Дуговок”, это мероприятие имеет успех и у зрителей и старшего возраста. Которые на час, временно, становятся детьми и задорно распевают песни своего детства, вместе со своими потомками, сидящими рядом. Далее - все увлекаются купанием и отдыхом, хотя изредка можно увидеть и поющих. Учитывая, что на нынешний день альтернативы «Сахновке» нет – довольствуемся тем, что имеем. У любого фестиваля АП есть свои плюсы и минусы. Многие вспоминают «канувшую в Лету» «Дуговку», что вот хорошо было приезжать с утра в четверг и до вечера субботы наслаждаться отдыхом, общением и пением. Да, хорошо вспоминать! А в бытность существования «Дуговки» сколько критики вылилось на головы ее организаторов. И трудности с организацией мероприятий такого масштаба поймет только тот, кто сам участвовал в организации нечто подобного.


Организаторы и продюссеры

Необходимо остановится на именах людей, без которых не было бы многих мероприятий в Израиле. Я уже упоминал организатора “Ган Сакеров” - Женю Дрейера, “ Дуговок” - Евгения Гангаева и Сергея Селицкого. Продолжим перечень. “ Бардюгу” проводили – Слава Принц, Роман Гиршберг и клуб Беер-Шевы, “ Дюну” – Борис Шахнович, Лиля Хрипкова с друзьями из Ашдода. Ныне фестивалями в Сахне ведают Михаил Лифшиц и Лина Цвик. Но особо хочется остановится на двух именах. И я бы уже назвал их не организаторами, а профессиональными продюссерами.
Первый из них, Марк Павис из Реховота. Номинальный руководитель, существующего в витруале, Реховотского клуба авторской песни. Почему в виртуале? Клуб не собирается на заседания и не ведёт ежемесячной клубной работы. Марк задумывает мероприятие, собирает нужных людей и заседания клуба проходят в форме обсуждений и репетиций. А потом – “на гора”, выдаются мероприятия. Как то – три фестиваля бардперформанса. Все трёхдневные, с разной программой. Первый, правда, был целиком посвящён Евгению Клячкину. И ещё… бард-спектакль “Лестница”, вечера памяти В.Ланцберга и А.Галича. И всё у Марка разложено по полочкам, и проходит на высшем организационном уровне.
Вторая - Жанна Романовская. Вроде бы человек не КСП-шной тусовки. Но... любит жанр бардовской песни. Занимается организацией больших гастролей по залам и городам Израиля. И настолько у неё всё отлажено и построено, что практитчески ни одна гастроль не была провальна. Правда и привозит она бардов с именами: Тимур Шаов, Александр Дольский, Вадим Егоров, Нателла Болтянская, Галина Хомчик... Но поглядели бы Вы на её работу! Любой небардовский концерт – будь то: эстрада, театральное представление, балет, джаз – Жанна стоит у входа в зал со своими помощниками и раздаёт флаейры своих мероприятий. Разве без любви к жанру это возможно? А ведь завистники ещё и ”камни кидают” – мол наживается она на бардах. А Вы сами-то попробуйте нажиться...
Стоит остановиться отдельно и на гастролях бардов из-за рубежа в Израиле. Ибо тема эта далеко не простаm, как кажется на первый взгляд. Барды гастролируют в Израиле двумя способами:
1. Приезжают лично сами, на свои средства. Через знакомых в Израиле, или через сайт Исрабард, заранее делают расписание домашних концертов, и как минимум отрабатывают на них стоимость билета. Некоторым удаётся и подзаработать. Таким способом приезжали и приезжают Ю.Лорес ( даёт за раз минимум 15 домашников ), В.Капгер ( до 10-ти ). Стоимость концерта с носа - 30 шек. ( по нынешним временам – цена растёт из-за повышения рыночных цен ). На домашниках бывает от 12 до 25 человек. 1 доллар – колеблется в районе 4-х шекелей в среднем. Вот и считайте сами. Это не очень сложно.
2. Приезжают под продюссера, который организует им зальные концерты. Для примера можете посмотреть архив концертов нашего сайта Исрабард Они дают около 6-ти концертов в 300-местных залах. Стоимость билета от 60 до 40 шекелей. Вот тут речь идёт о заработке при условии, что залы полные. Таким образом приезжали и приезжают: Т.Шаов, Н.Дудкина, В.Егоров, А.Дольский и др.
Это общие выкладки. Но как всегда,есть свои но... Бард приезжающий к нам, как по п.1, так и по п.2 должен быть раскручен у нас в Израиле, т.е. его самого и его творчество должен знать народ. Люди должны слышать барда вживую, чтобы знать на кого идут. Для начала рекомендую приехать на большой фестиваль, каким сейчас у нас является "Сахновка". Таким образом несколько лет назад приехал, никому практически не известный в Израиле Т.Шаов, ныне он собирает полные залы. Для примера… В мае 2005 г. я взялся помочь с организацией домашних концертов Александру Софронову. Сделал ему расписание на 6 концертов в разных городах и он едва уложился, чтобы окупить билет, а я влетел в круглую сумму на телефонных разговорах. А не надо ещё и забывать, что хозяева тех самых 300-местных залов требуют себе 40 процентов предварительной предоплаты на случай срыва концерта. Всё вам теперь ясно? Не простое это дело продюссерство!
Я намеренно не писал в своём эссе ранее о продюссерах и оргах в Москве и России. Они были есть и будут. Без них невозможно существование жанра. Назову лишь значимые имена: Олег Чумаченко, Игорь Каримов, Игорь Грызлов, Иван Акименко, Анатолий Евсинейкин, Сергей Журавлёв, Татьяна Маталина, Надежда Алфёрова и многие другие. Пусть будут не в обиде те, которых не назвал.


Клубы бардовской песни Израиля

За многие годы существования КСП в Израиле, клубы существовали и существуют в разных городах. Попытаюсь сделать краткий исторический обзор. Самые старые по стажу в Израиле два клуба – “Хайфские нешеры”, под руководством Евгения Гангаева и Иерусалимский клуб “Шляпа”, под руководством Марины Меламед.
Последней надо отдать должное и, как непрестанному генератору идей. Кроме клуба Марина проводит в Иерусалиме три фестиваля уже ставшие почти традиционными. “Иерусалим улыбается” – фестиваль юмора, на котором выступают не только барды, а и юмористы и поэты в рамках заявленного жанра. Фестиваль “Свободный стиль” – своеобразное действо, со смешением жанров. Здесь сцена отдаётся и бардам и рок-музыкантам и джазистам. Вообщем – пой и играй что хочешь! И третий. Детский фестиваль “Песочница”. Диву даёшься, где Марина нашла этих детей, научила их играть на гитарах и петь бардовскую песню! Вот оно будущее авторской песни Израиля. А Ося Рйтблат уже начал и свои песни писать. Вот вам второй юный Бар-Яалом растёт.
Есть два клуба, которые пережили реинкарнацию. На севере в Кармиэле существовал КСП” Камертон”. Потом он пректратил своё существование, а спустя несколько лет, его руководитель Игорь Сапиро, с новыми друзьями организовал новый клуб – “Гавань”. В Натании, в бытность жительства там Яна Львовича и Леонида Васмана, был клуб авторской песни. Когда первый из названных, пересёк Атлантику, на предмет жительства там, а второй уехал в Кирьят-Гат – клуб распался. Но... был восстановлен из небытия… Володей Марченко со товарищи. Клубу в 2009-м году 10 лет и каждый год, в октябре он своими силами проводит зальный фестиваль бардов в Натании. Клуб имеет в своём составе несколько сильных авторов. Таких как, сам Володя Марченко, пишущий песни на стихи известных поэтов, например таких как, Б.Чичибабин, а так же: Мир Гальперин, Аркадий Апрасовский, Галина Айзендорф, сёстры Елена Ковриго и Юлия Шумель, и вернувшаяся на жительство в Самару Юля Хованская. Год назад возродился как “Феникс из пепла”, усилиями Романа Гиршберга Беер-Шевский клуб “Бардюга”. Клуб ранее проводил слёты на юге страны и руководили им разные люди сперва тот же Роман, потом Слава Принц и Фаина Гильман. Там тоже немало достойных авторов таких как: Михаил Фельдман, сам организатор - Роман Гиршберг, Николай Киборт, Валентин Кац .
Вктратце остановимся на других клубах существующих или существовавших ранее. Во главе всех из них надо назвать ТАП”Чалма”. Всю эту аббревиатуру необходимо расшифровать побуквенно. По образному выражению Михаила Трегера, ”Чалму” нельзя назвать клубом. И он дал ей название - Театр Авторской Песни. А ”Чалма” - побуквенно: Чеботарёвы, Артём, Людмила, Михаил, Алиса. Семья активный поклонник жанра, у ”Чалмы” есть свой сайт в интернете. Кстати весь дизайт этого сайта и сайта Исрабард в том числе, делал Артём Чеботарёв, ныне живущий в Канаде. Так вот – бардовские концерты у ”Чалмы”, в Нацерет-Иллите, представляют собой заранее подготовленное театральное действо, с декорациями и костюмами. На сайте вы это всё можете наблюдать. Некоторое время назад прроводились и “Именинные пироги” ”Чалмы” в залах.
Перечислим другие клубы существовавшие и существующие. В Ашдоде с 1996-го, около года существовал клуб под руководством Бориса Шахновича. В Тель-Авиве при участии Леонида Гельфанда Михаила Пустыльника ( ныне живёт в Торонто – Канада ) и автора этого эссе существовал КСП”Крыша” с 1996 по 2002-й год. Было проведено немало тематических вечеров и клубных концертов. Два раза клуб участвовал в сценических действах на ”Дуговках”. Кроме вышеназванных, хотелось бы вспомнить активистов клуба: Эли Дубника, Аркадия Мазина, Михаила Кобылянского, Аню Хмельницкую, Инну Дехтярь. Не долго просуществовал клуб в Кфар-Сабе под началом Марка Биндштейна и Владимира Самойловича. Были попытки организовать клубы в Наарии и Афуле. На нынешний день функционируют кроме вышеназванных ещё два клуба. Недавно созданный под руководством Леонида Ваксмана клуб в Кирьят-Гате и клуб “Каппучино” в Бат-Яме, которому уже четыре года. Поскольку я сам ныне житель этого города, то и упоминание о клубе оставил напоследок. Клубом руководят двое – Марк Томчин и Наталья Илатовская. Наташу знаю ещё со времён клуба в Тель-Авиве, но там она была в качестве рядового исполнителя. В “Каппучино” она проявила себя и в роли организатора. Два раза были организованы неплохие зальные концерты с участием исполнителей клуба и приглашённых бардов.


Бардовская песня в переводах на другие языки

При общем обзоре всего, что происходит в Израиле, нельзя остановится и на этом феномене. При расширении сайта Исрабард, я решил поставить на сайт несколько переводов на иврит песен Б.Окуджавы и М.Щербакова в авторстве Эли Бар-Яалома. О нём я рассказал выше. А потом началось по нарастающей… Переводов и их авторов стало прибывать и прибывать. До сих пор остаётся открытым вопрос – стоит ли это делать - переводить бардовскую песню на иврит и другие языки. Но как бы не говорили и не судили – явление существует. Есть сайт – “Высоцкий на языках мира”, где песни его переведены даже на норвежский и португальский, не говоря уже об английском и французском. Кстати переводчик на английский, В.Высоцкого, Георгий Токарев живёт в Израиле. А вот в Польше стал традиционным фестиваль Б.Окуджавы, где поются переводы его песен на польский и другие языки. Углубимся немного в суть вопроса и рассмотрим на примерах варианты переводов. Начнеём с нашего маэстро переводов Зеева Гейзеля. Он великолепно владеет, как русским так и ивритом поэтому все его переводы а у него их уже более ста и разных бардов, близки по содержанию к оригиналу. Он сам же их и исполняет в концертах, с гитарным сопровождением Александра Крупицкого и Юрия Базавлука и демонстрацией текстов слайдов на экран – проект называется “Шергумим”. Из разговоров с Зеевом я понял, что не всё можно и нужно переводить. Он привёл такой пример. Как израильтянам – не христианам, с восточной ментальностью перевести для понимания строки из песни В.Высоцкого: “Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал!...” – Не поймут этого коренные израильтяне! Никогда! И он прав. Второй пример. Аркадий Духин – известный эстрадный певец в Израиле. Выходец из бывшего СССР, и тоже владеющий русским языком. Пошёл по иному пути. Перевёл на иврит Высоцкого дословно, а музыку написал свою. Вот это, по-моему, уже неприемлимо. Это - и не Высоцкий, и не Духин – ибо музыка не авторская, и содержание текста тоже не своё. Третий пример. Живёт в Израиле такой артист эстрады – Лиор Ейни. Кстати, он же является автром слов на иврите к мелодиям “Катюши”, “ Лучше нету того цвету” и других. Русского языка Лиор не знает и не знал никогда. Как же он писал тексты на иврите советских хитов 40- 50-х годов? Я задал ему этот вопрос. Ответ был на удивление прост – улышал красивую песню, музыка понравилась и написал свои слова. Знакомо – не правда ли? Все ведь помнят группу “Кристи” и их песню “Жёлтая река”? А “Поющие гитары” пели под эту музыку “Толстого Карлссона”… Но... вернёмся к переводам. Лиору также понравились песни Высоцкого, и он решил их перевести. Но задолго до Аркадия Духина, он не пошёл его путём. Он попросил сделать ему подстрочный перевод, и далее уже зная содержание песен Высоцкого, поменяв слова и подобрав рифмы, придал им осмысленный на иврите вид. Вот это достойно уважения. К общей картине переводов и переводчиков дополню несколько имён переводивших бардовскую песню на иврит кроме тех кого я упомянул выше это.
Геннадий Гонтарь – перевёл Е.Клячкина и Б.Окуджаву. Ушедший из жизни дипломат Мирон Гордон переводил Б.Окуджаву и А.Галича. Ещё - Арье Ольман, покойный Леонид Рудин, Шуни Туваль и другие. Стоит упомянуть и о том, что под продюссерством Марка Пависа 5 лет назад появился проект “Коль од аАрец тануа”, что является переводом на иврит слов из песни Б.Окуджавы “Пока Земля ещё вертится”. Существует сайт в интернете с таким названием. Был выпущен диск СД с перводами песен на иврит и состоялось несколько концертов- презентаций по стране. Песни на иврите были исполнены ведущими исполнителями и бардами Израиля: Мариной Меламед , Юрием Бендитовичем, Александром Крупицким и Диной Либман, Борисом Чудновским. В конце этой главы о переводах нельзя обойти вниманием и обратное явление. Есть и были такие певцы и авторы в Израиле, которые пели и писали на иврите и никогда не знали русского языка. Одна из них, ушедшая из жизни Наоми Шемер. Самая известная для всех, её песня “Иерусалим мой золотой”. Звучит в конце известнейшего фильма Спилберга – “Список Шиндлера”. Так вот – Марина Меламед в соавторстве с Инной Винярской, перевели её и несколько других песен Наоми Шемер на русский язык. И они вполне подходят под определение жанра – бардовская песня.

Заключение

Здесь напишу о том, о чём забыл написать, или то, что не подходило к содержанию глав или некуда было вставить. Сперва в продолжение - об Израиле и не только... Я намеренно не упомянул в тексте о некоторых авторах, которые уже ныне не живут в Израиле. Однако, будучи участниками фестивалей и слётов, они были либо их организаторами, либо лауреатами. Это – живущий ныне в Крыму Сергей Каплан. В его творчестве Израиль не обойдён стороной, так же, как и в творчестве вернувшегося к родным пенатам в Питер, Алексея Макрецкого. Можно так же вспомнить Ярославу Санину, Андрея Усачёва и других. Простят мне, что я не упомянул двух супер-мэтров Евгения Клячкина и Юлия Кима. Когда первый жил в Израиле, то ещё не было всеизраильских слётов и интернета. Ну, а Юлий Черсанович – это вообще гражданин МИРА и живёт и творит там, где ему подсказывает его творческая натура. Хотя и мы его считаем своим, даже уже за одно то, что он написал “Израильскую патриотическую”. Можно вспомнить ещё и проект “Простые числа”, во главе которого стоит Михаил Басин. Здесь же в заключение, не хотелось бы обойти стороной наших бардов, которые ведут передачи об авторской песне на радио. На радио-канале “РЭКА” уже давно работает Александр Дов (Медведенко ), ранее у него была регулярная передача с бардами “Шестая струна”. Ныне он ведёт самостоятельно цикл передач о В.Высоцком и А.Галиче. На “Первом радио” – есть передача “Музыка души”, которую ведёт поэт и бард Ира Маулер, приглашая на радио израильских бардов и гостей из-за рубежа. Как уже упоминал выше, рассказывая о фестивале “Песочница” – будущее, на мой взгляд , у бардовской песни Израиля есть. Хочется верить, что оно – будущее, есть и у всего жанра, на всём земном пространстве. От Аляски до Австралии. Слёты проходят ведь и на Камчатке и на Восточном побережье США – круг замыкается!
Так что говоря словами барда классика: “Возьмёмся за руки друзья, чтоб не пропасть поодиночке!"

08.2009