Вселенское сознание церкви

Архимандрит Аввакум Кременчуг
О, неужели Царь вселенной, простор небес Твоих так мал,
Что в глубине души смиренной, Ты храм воздвигнуть пожелал?!
*
Православие неоднородно. Оно состоит из разных школ, направлений,
течений. Все они в замысле Творца нужны и необходимы. Они свидетельствуют,
что мы живы, в нас бурлит, пульсирует, варится, кристаллизируется богословская мысль. Все эти школы и группы в Православии полемизируя, споря, доказывая и показывая, что то, друг другу, лишний раз подтверждают, что Церковь живой, динамичный, развивающийся, живущий полнокровной жизнью организм. Бог в многообразии форм бытия. Только мертвое, окостенелое, окаменелое
 уже не имеет в себе энергии развития, да и самой жизни.
*
Происходило это в эпоху Вселенских Соборов, во время тринитарных споров,
когда богословскими спорами о Троице были увлечены все жители Византийской империи. Диспуты велись, как свидетельствовали святители Иоанн Златоуст и Григорий Богослов, даже на площадях, на ипподромах, на рынках между покупателями и торговцами хлебом, овощами и рыбой.
Чтобы остановиться на ночь в одном удаленном палестинском монастыре, странствующий монах обязан выиграть диспут о православной вере у живущих в обители. Если же проиграл  значит еретик, уходит, идет дальше.
В  монастыре  жили два брата. Старший был ученым, а младший был туповат, да еще и одноглазый. Однажды на закате солнца к ним пришел странствующий монах и попросил приюта. Вызвав его, как и полагалось, на диспут о тонкостях Правого Учения, уставший за целый день занятий, старший брат отправил дискутировать младшего, сказав при этом:
«Предложи диспут для большей искусности и краткости без слов, молча».
И вот странник с молодым монахом удалились в комнату для проведения дискуссий... Вскоре побежденный пришелец зашел к старшему брату, чтобы проститься и уйти:
«Твой младший брат замечательный и очень умный подвижник. Он выиграл диспут о Правой Вере».
Удивленный, но внешне невозмутимый, старший брат попросил:
«Расскажи, как все происходило?»
«Так вот, — начал странник, — сперва я поднял один палец, представляя единосущие Бога. Он в ответ поднял два пальца, обозначая две природы в
Иисусе Христе. Тогда я поднял три пальца, символизируя три ипостаси Всесвятой Живоначальной Троицы. Тут он потряс перед моим лицом сжатым воедино кулаком, показывая, что Троица единосущная и нераздельная. Я  тут понял,
что проиграл и решил уйти».
Путник ушел, а старший брат прикрыл глаза, отдыхая, но тут в келлию влетает разбушевавшийся младший.
«Где этот странник?» —  возмущенно, негодуя, говорит младший врат, — он возмутил меня до основания, я ему не прощу!»
«Я понял, что ты победил в этом диспуте, расскажи, как все происходило?»
«Едва мы уселись друг против дрyгa, для ведения диспута, он тут же поднял один палец, нагло намекая на то, что у меня всего один глаз. Поскольку он человек посторонний, то я решил быть с ним вежливым и поднял два пальца, поздравляя его с тем, что у него есть оба глаза. Тогда этот, бесстыжий негодяй, поднял три пальца, показывая, что у нас на двоих всего три глаза. Тут я не выдержал и хотел было ему врезать, но удержался и только погрозил ему кулаком. На что он, нахально, насмешливо так, поклонился мне и вышел».
        «Догони его и возврати в монастырь на ночлег, да еще и трапезу самую лучшую предложи. Он достойно выиграл диспут, а не ты!» - повелел старший.
*
Проблемы современного Православия в его политизации, ориентированности
 на  поместность, национальность. Отсюда и проповеди-лозунги: «Украина для украинцев, Россия для русских!» Часто мы слышим проповеди типа: «Мы должны быть преданы только Русской церкви и никакой другой!» Или: «Мы должны быть преданы Украинской церкви и никакой другой! Вот наша маты Україна є незалежна, в ній мусыть повынна буты незалежна церква!» Скажу, что это тупиковые, в общем то,  проповеди. Верующие должны быть преданными во первых Богу, во вторых, вселенскому Православию, без каких либо куцых, узко национальных границ.  Культивировать, превозносить национальную церковь, самоидентичность
особенно опасно в таком политически взрывном регионе как Украина.
Это понимание должно взрастать в нашем сознании с каждым днем
 все больше и больше.
*
 От того времени как в 1961г Русская Православная Церковь вступила во Всемирный Совет Церквей и стала участницей экуменического движения, в ней существует богословская школа(в смысле течения, направления), в лице архиереев, священников, монахов и мирян, проповедующая кафоличные общехристианские, общечеловеческие ценности, а не свои узкие этноконфессиональные. Сторонники этой школы, осознали, что проповедовать сейчас в мире узко церковный национализм, будь то русский или украинский  –
 это примитивизм чистейшей воды. Так есть.
*
Есть в Индии древнейший храм с такой же древней статуей в нем.
Статуя в индийском храме невольно явилась яблоком раздора между образовавшимися двумя враждующими группировками верующих. Ох. Это сложно! Различие в вероучении насколько было мало, насколько ничтожно, что стороннему, свежему человеку постоянно сверлила мысль в голове: а стоило ли поднимать копья на борьбу за веру? Но, ослепленные ненавистью люди возвели ее, эту мелочную борьбу в принципиальное различие, в догмат. Различие заключалось в том, что одна групка верующих почитала статую Шивы с закрытыми глазами, а другая групка почитала эту же статую только
 с закрытыми глазами. Статуя с закрытыми глазами и статуя с открытыми глазами, какое это может иметь значение для совершенства духа. Но, не скажите! Для людей распираемых энергией ненависти, борьбы, неприятия, раздора разделение найдется даже в чистом голубом небе. Ведь психологически, из за отсутствия духовности, конфликт разделения идет суть изнутри, а не извне человека или общества.
В конце концов, когда муниципальное правительство штата запретило делать новую статую с закрытыми глазами, то верующие «закрытники очей» решили этот вопрос очень просто: на глаза Шивы, они, верующие закрытники повязывали две ракушки в виде век под цвет статуи и таким образом Шива во время их богослужения никак не мог никого видеть, и таким образом вид бога никоим образом не оскорблял их религиозных чувств и жизнь продолжилась мирно. Входили в храм открытники они снимали повязку с ракушками и служили свое богослужение по своему. Таким образом, конфликт
Разрешился, да и то, скажу, до времени.
*
Надо помнить: культивирование своей поместно-местечковой церкви, превознесение ее на каждой проповеди - есть тягчайший грех против мирового христианства. Ведь оно, христианство, исторически вырвавшись из иудейских узконациональных тисков, зажатости стало поистине первым международным, вселенским(экуменическим) движением в римской империи. «Во Христе уже нет ни еллина ни иудея, ни раба ни свободного, но все одно творение» писал ясно и просто Апостол Павел. Я верю, что всякий человек обладающий высокой духовностью просто обязан сделать вклад в дело мирового христианского единства. Да, что там мирового, вклад в великое дело общечеловеческого единства. В нас верующих и совершенномудрых должна ежедневно, ежечасно созревать идея вселенского, интернационального(не убоимся этого слова) сознания.
*
Да, будут злобствования мелко мелочно-местечковых, они и сейчас есть. Сейчас отдельные группы и школы в Православии злобствуют на патриархию, что она, мол видите ли участвует в экуменическом движении и отступила от чистоты веры?! Как в Афонском монастыре Эсфигмену монахи, покинув молитвенную сосредоточен- ность, вместо того, что бы Богу молиться и каяться, да тихое безмолвное житие пожить, вдались в политическую борьбу с патриархом и греческой властью выбросили, вывесили на стены монастыря неумный лозунг, черное полотнище: «православие или смерть!» Мнити себе яко мудры быти – объюродели!Славянск. 
-Э, братцы, стать церковью мрачных, злобствующих, противостоящих, тупиковый,
 в общем путь, ложный, демонический. Диавол ловко и хитро осуществил подмену.
*
Но! В Церкви всегда будут и люди доброй воли, широкого вселенского сознания. Они объединяются сей высокой и прекрасной идеей и подходят к Правилам Церкви,  ее догматам, канонам с позиций икономіи, мудрого, вдумчивого их применения в повседневной жизни. Ведь еще Господь наш Иисус Христос сказал: «Суббота для человека, а не человек для субботы»Еванг. Повторюсь, это для немногих, могущих вместить истину. Как говорил наш Украинский философ Сковорода: «Ищи друзей по сердцу своему!» Таким образом, есть много способов находить друзей доброй воли, людей позитивно настроенных на богослужениях, соборах, встречах, да и простом доступном человеческом общении. Экуменизм – это не роскошь, не прихоть высших церковных иерархов, но, насущное веление времени. Единственный, в общем то, сейчас легитимный способ не замкнуться в «кокон»,
или страшные «пензенские в пещеры», а, свидетельствовать
о Православіи на мировой арене.
*
  Голос Церкви – это голос покаяния. Не гордыни, предизбранности и
превозношения, но, повторюсь – покаяния. Это главная тема проповеди Церкви.
В этом смысле все народы земли – свои, божьи дети, дети Адамовы. Чего плохого может быть в том, что на международных экуменических ассамблеях Всемирного Совета Церквей, люди различных национальностей, отказавшись от собственных религиозных и политических амбиций, горделивой надутости, собираются и совместно молясь, беседуя, в диалоге ищут лица Божия и света Божия?
 Это способ осаждения своей неуемно разбухшей гордыни. Способ смирения, покаяния в широком смысле. До тех пор пока в Церкви звучит голос-проповедь покаяния, до тех пор в ней совершаются Таинства и можно ходить в нее. Как только в ней начнется проповедь национальной гордыни, предизбранности, превозношения, великой национальной идеи, миссии, идентичности, чистоты расы, что один народ больше, выше другого народа, то следует бежать из такой «церкви» свет за очи
 и греха не будет. И весьма, весьма не будет.
*
Как Ты, будучи иудей, просишь пить у меня самарянки!?Ин.4:9.
Пришли апостолы и удивились, видя что Христос разговаривает с женщиной. Все они апостолы и самарянка жили в мире своих узких родо-племенных «тотем-табу» запретов, ограничений, своих представлениях о вере и обществе. Христос первый экуменист, первый великий космополит, гражданин мира: начихал и презрел все
эти мелочно-местечковые «тотем-табу» закорузлые ограничения и предрассудки.   
Итак, ложим все на евангельские весы. Если нас захлестывает национализм, шовинизм, ксенофобия, а он уже захлестывает, то о каком вселенском характере нашей веры мы не можем уже говорить в принципе.  Всякая религия если она хочет принести миру богатый свет своего учения должна быть международно, вселенски ориентирована. Если же она ориентирована поместно, местечково, увы, так и знай, дело гиблое, националистическое, шовинистическое. Ее не поймут.
*
Если мы имеем или претендуем на вселенское духовное сознание,
мы неумолимо должны быть космополитичны. Если в еклессиологические, фундаментальные основы Православия заложена кафоличность – соборность,  вселенскость, как более понятно нам современным, то мы должны быть прямо ориентированы на нее. А, национальные политики – это постоянная вражда, противоборство разделенных от мелких до крупных корыстных групп вплоть
до государственных и в них о вселенском сознании, о высокой духовности объемлющей, вмещающей пониманием весь мир, объединяющем в себе все человечество говорить не приходится. Итак, повторюсь: обособление веры по своей этно-национальной идентичности, превозношение себя – есть тягчайший грех против мирового христианства и общечеловеческих ценностей.
*
Актер Валерий Приёмыхов однажды высказал прекрасную мысль: «Истинно верующие люди Земли, Божьи люди, во всех религиях и нациях, всегда распознают, узнают друг друга и подадут один другому руку». Так есть.
*
Один моряк потерпел кораблекрушение и попал на необитаемый остров.
Ему довелось провести там пять лет. Он построил хижину, наладил быт, но постоянно думал о большом мире. А вокруг царил полный покой... Моряк и не подозревал, что на свете есть такие мирные уголки. Но остров был совершенно необитаем, ни единой живой души — это была единственная беда, во всем остальном жизнь там была чудесна. Красивые ручьи, фруктовые деревья: вдоволь еды, полный покой, никаких тревог и опасностей, никаких бед. Рай первозданный да и только! Прежде моряк только мечтать мог о таком счастье — и вот оно свалилось ему на голову! Но тишина была нестерпима. Тишину вообще трудно вынести, ее нужно уметь выдерживать, иначе она может убить. Факт – для человека из-за грехопадения нигде нет чувства Рая. Тому моряку приходилось очень трудно, но у него был талант к архитектуре,
 и он принялся строить разные штуки: просто макеты, лишь бы чем-то себя занять. Он сделал целую улицу и дал ей имя; там были целых две церкви — одна прямо возле его дома, вторая — на другом конце городка. Он построил лавки, чтобы было куда ходить за покупками, театры, стадионы, зоны отдыха, развлечений. Моряк в модели создал целый город, свой человеческий мир.
Через пять лет появился наконец-то корабль. Он бросил якорь в заливе. Моряк был вне себя от счастья. К берегу причалила спасительная шлюпка. Наш робинзон выскочил из хижины и помчался по песку — он уже предвкушал возвращение в большой мир.  Впрочем, сказал он спасающему его капитану, прежде чем ты заберешь меня на большую землю, давай погуляем. Я хочу показать тебе свой город, выстроенный моими руками в эти трудные для меня одинокие годы». И он показал  приплывшему капитану построенный город. Больше всего гостя поразила вторая церковь: «Одна церковь — это я еще понимаю, но зачем вторая?» «Поясняю! Я хожу вот только в эту, а в ту другую — ни ногой! Она еретическая, раскольничье-отступническая, сатанинская!» — богословски-деловито, со знанием дела, пояснил наш робинзон.
*
Человек, по своей падшей природе, грехопадением психологически запрограммирован на разделение, на раскол. Вам, человеческому обществу, всегда нужны две церкви, по меньшей мере две веры, ведь разум требует двойственности, объекта ненависти, отрицания, порицания, козла отпущения наконец. Человек биологически расколо-конфликтно-разделителен. Эту церковь ты одобряешь, а в ту — ни ногой. То ложная вера, туда ходят только заблудшие души, ты с ними ничего общего не имеешь. Ты же в правой, спасительной вере, те все остальные неверные, неспасительны и погибшие, сатанисты, служители дьявола, даже почти и не люди.
Тот моряк был на острове один, но создал в своей  душе целый наш человеческий мир, модель людского общества в миниатюре, по образу и подобию своему, со всеми его внутренними конфликтами и противоречиями. Так было всегда и так будет дальше. С этим ничего не поделаешь и сие надобно принять как должное.
*
Экуменическое движение никогда не было и не будет успешным в мире. Экуменическая школа(в смысле учение, направление) в Православии весьма и весьма не многочисленна и не пользуется широкой поддержкой народных масс.
Но, она, однажды возникнув, будет всегда.
   Потому что, повторюсь, это – насущное веление времени, миротворчество,
 в самом что ни есть широком, широчайшем смысле.
*
                ТАИНСТВО ИСТИННОЙ ДУХОВНОСТИ
Сила дружеского приветствия. Дело было в Египте, в благословенную эпоху расцвета христианского монашества. Однажды преподобный Макарий,
с учеником своим, идучи на гору Нитрийскую, велел ему несколько предупредить себя. Пойти вперед. Инок, исполняя волю его пошел и встретился с языческим жрецом, который нес вязанку дров, казался весьма утомленным. От излишней неумной ревности не по разуму послушник аввы Макария, мнящий себя в истине последней инстанции, гордо сказал ему:
«Куда идешь, ты, демон?!»
Жрец разсердился и, ударив его жезломь своим столь сильно, что оставил полумертвого. Сам пошел далее. Черезь несколько минут сошелся съ ними и святый Макарий и сказал: «Мир тебе путник и любезный трудник; будь здрав, будь здрав и благословен!»
Удивленный приветствием святого, жрец спросил у него: «За какое доброе дело желаешь мне здравия?» «Я вижу, - отвечал Maaapий, - что ты трудишься и утомился. Посему решил ободрить тебя словом».  «Твое приветствие мира меня поразило, - сказал тогда жрец, - и я познаю въ тебе человвка Божия; напротив, другой, злобный инок, из твоего сословия встретясь со мною, жестоко оскорбил меня, за это я несколько поколотил его, чуть ли не до смерти. Преподобный Макарий догадался, что речь идет о его ученике, послушнике. А жрец, между тем, обняв колена старца, сказал: «Не отпущу тебя, доколе не сделаешь меня подобным тебе иноком».
Они пошли далее на гору и, взяв полумертваго ученика, отнесли в церковь. Нитрийские иноки, увидевь съ преподобным Макарием жреца идольского, изумились. Что это авва Макарий за непонятных друзей заимел себе, да еще
из языческих жрецов? Вскоре же этот служитель идолов, язычник, сделался служителем Божиим, и множество язычников по сему случаю приняли христианство. Святой Макарий часто говаривал братии: «Злословие, иногда и добрых людей делаеть злыми, а благословение и злых делает добрыми. Лучше благословлять, нежели проклинать».
*
Даже в том, закрытом иудейском обществе, церкви ветхозаветной
неплодящей уже появлялись у пророков, людей святых, основы, проблески вселенского религиозного универсализма. Пророк Амос, простой пастух
из Фекойи, писал, что у Бога нет избранных и не избранных народов.
Он, Господь, ровно, промыслительно заботится, печется о всех:
Ибо Господь Бог Саваоф коснется земли, - и она растает, и восплачут все живущие на ней; и поднимется вся она как река,
опустится как река Египетская.
Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле, призывает воды морские, и изливает их по лицу земли;
Господь имя Ему.
Не таковы ли, как сыны Ефиоплян, и вы для Меня, сыны Израилевы? говорит Господь. Не Я ли вывел Израиля из земли Египетской как
Филистимлян - из Кафтора, и Арамлян - из Кира?
(Амос 9:5-7)
*
КОГДА УТРЕННЯЯ ЗАГОРАЕТСЯ ЗАРЯ,
ТЕБЯ СЛАВОСЛОВЯТ ГОРЫ И МОРЯ,
ТЕБЯ СЛАВОСЛОВЯТ АНГЕЛЬСКИЕ ЛИКИ,
БУДЬ ПРОСЛАВЛЕН БОЖЕ ВЕЛИКИЙ!
*
Архимандрит Аввакум из Кременчуга