Приложение 1 - Календарная система Эрмар Сафанэр

Микаэль Штерн
Нет сомнений, что некоторые особенности кинианского летоисчисления и сама календарная система в целом могут вызвать у жителей Эрмар Аниварэр лёгкое недоумение. Сопоставляя, сравнивая привычное с непривычным, мы порою не можем согласиться с подлинностью непривычного, ибо много в чём полагаемся на свои глаза и личный опыт. В данном случае нам предлагается опереться на некоторые факты и придти к пониманию причин очевидной разницы между календарями Старой Земли и Новой.
Эрмар Сафанэр отличалась от новой Эрмар прежде всего размерами – она была больше, - затем притяжением – оно было слабее. Затем, сама плотность стяжения частиц  была слабее, из чего следует, что Эрмар Сафанэр была менее материальной, более разреженной, и атмосфера её в среднем была близка к высокогорной.
Большая по размеру планета имела меньшую скорость движения, отчего год на ней длился дольше примерно на 211 дней, и составлял 576 полных суток. Год, или фронир, был  разделён на 12 месяцев – фэрангорэр, каждый из которых имел своё название – имя и несколько иносказательных названий.
Новый год начинался в ночь праздника Сафэль Сафалар (Смерть мертвого времени, т.е. зимы), по счёту Новой Земли это было бы примерно 14-15 марта, следовательно, первыми шли тиналару фэрангорэр – весенние месяцы. Наиболее распространённые их названия – фэр’йамар (месяц пробуждения), фэр’тин (месяц рождения) и фэр’варэр (слово «варэр» означает рост как действие, а так же взращивание, воспитание). Далее – варалару фэрангорэр, летние месяцы, соответственно, фэр’аирэ (месяц обещаний), фэр’ларэр (месяц песен) и фэр’кан (срединный месяц). Осенние месяцы – ноналару фэрангорэр – именовались фэр’иссвэллэ (месяц капающих слёз), фэр’нэйнар (винный месяц) и фэр’лаллэр (грустный месяц). И, наконец, сафалару фэрангорэр, зимние месяцы: фэр’миунэр (месяц любящих), фэр’энонэрдор (месяц белого неба) и фэр’анфэр (месяц, который остаётся позади).
Месяц содержит в себе четыре недели – риллур, называемые риллу тинивар (неделя утра), риллу сингнур (неделя дня), риллу фарлир (неделя вечера) и риллу марагор (неделя ночи), то есть утро, день, вечер и ночь месяца. Это связано с активностью светила и интенсивностью освещения: традиционные в кинианской архитектуре огранённые витражные сегменты пропускают свет по-разному, в зависимости от положения светила.
Неделя состоит из 12 дней, которые носят названия по ассоциации с двенадцатью Путями, олицетворёнными Изначальными Кольца Стихий: иргу Антар (день звезды), иргу Эрмар (день земли), иргу Асиэ (день равновесия), иргу Ниэмар (день памяти), иргу Ангор (день луны), иргу Ллир (день солнца), иргу Эрар (день огня), иргу Эркангорар (день иллюзии, миража, волшебства), иргу Эрмун (день воздуха), иргу Аммир (день надежды), иргу Эрлиэн (день воды) и иргу Эрмирэнлармар (день гармонии мира). Считалось, что каждому дню покровительствует соответствующая Стихия Мира или Стихия Пути, поэтому определённые дела рекомендовалось начинать в определённые подходящие дни. Например, свадьбы традиционно игрались в дни земли, а день огня, скажем, хорош не только для работ, связанных с использованием огня, но также и для любых литературных или поэтических упражнений, а также всего, что связано с книгами. Существовала даже специальная Книга Дней (Илэр пас Иргур), в которой подробно описаны были все виды деятельности, рекомендуемые на каждый день года, а также влияние времени перехода одного дня в другой на дела, магию и личные взаимоотношения. Книга Дней через какой-то промежуток времени неизбежно переписывалась, в неё вносились изменения сообразно новым веяниям в разных областях. За всю историю Эрмар было создано около 600 вариантов Книги Дней.
Как известно, язык Киниан имел несколько вариантов, на которых изъяснялись представители разных родов, но книги обычно составлялись на церемониальном фронкваром кинианур (язык достойнейших из Высокого Народа, дословно выражаясь, на котором говорили, как ни странно, многие представители низших кланов), отличающимся от айан’леану кинианур (Изначальная речь, по иронии судьбы – привилегия благородных родов) употреблением полной формы слов без удобных сокращений. Чтобы произнести какую-либо точную дату, приходилось выстраивать довольно длинное предложение, что хорошо было для летописей, но неудобно для разговорной речи. Поэтому со временем разговорная форма упростилась, а если быть точнее, вернулась к форме Изначальной речи. Например, для того, чтобы на фронкваром кинианур обозначить пятый день второй недели третьего весеннего месяца, надо было выговорить фразу: иргу пас Ангор алькер риллу Сингнур пас фэр’варэр (день, принадлежащий Луне из дневной недели месяца роста). На старой Изначальной речи эта формула звучала так: Сингнур Ангор пас фэр’варэр (дословно – дневная Луна месяца роста). В позднейшем айан’леану кинианур предлог исчез и получилась фраза: фэр’варэр сингнур Ангор.
До разрушения Эрмар Сафанэр процессы в окружающем её пространстве были ровными, поэтому дополнительный день в году набегал только раз в 120 лет и прибавлялся к фэр’энонэрдор. День именовался иргу Вэйотан (ничей день) и существовало поверие, что родившийся в этот день будет несчастлив в любви.
Лишь в последние три-четыре тысячи лет жизни Эрмар Сафанэр имели место скачки времени, и несколько раз случалось так, что на Сафэль Сафалар на севере ещё мели метели. Впоследствии календарь был пересмотрен, и оказалось, что из годового цикла исчезли куда-то двадцать четыре дня. Поэтому в последние годы фэр’анфэр утерял две недели – теперь его недели назывались риллу йамар (неделя пробуждения) и риллу веримэр (неделя засыпания, усыпления).
Более же никаких изменений в кинианском календаре не было, и даже первые Илур пас Иргур могли служить в качестве ориентира во времени в последние годы, если уменьшить вдвое фэр’анфэр.