Особенности сельдевой рыбалки

Эдуард Вигерчук

Я вздрогнул, услышав звук «домофона». Этот неожиданный двойной сигнал с резким тембром всегда выводит меня из равновесия. Я вообще не реагирую на любые неожиданные звуки, а тут, пожалуйста! Хрень какая-то!
Мне стало понятно, вернулась жена. Она ходила за покупками, и вот вернулась нагруженная сумками. Я, поднялся, оперся на костыль и пошел открывать входную дверь, пытаясь помочь жене, избавляя  от поиска ключей. 
Распахнул дверь и, протянув руку, старался взять у нее сумки. Не дала! Она, считая меня калекой, всячески оберегает от переноски любых грузов, после перенесенной мною операции на тазобедренном суставе. Я же уже почти здоров, а тут такие ограничения!
Жена сняла куртку и пришла на кухню, где я разбирал покупки. Увидев торчащие из пакета наважьи хвосты, я обрадовался. «Сколько?!» - спросил я. «Пятьдесят» - последовал ответ.
-«Это - местная. Была еще сахалинская, но она дороже и говорят - стеклянная!» - закончила рассказывать она про навагу.
-«Какую я видела селедку! «Олюторскую»! По 75!» и показала руками размер селедки. Действительно, жена показывала очень большую рыбу.
        -«Была наша по 40, но она гораздо меньше «Олюторской»! Да я уже наваги купила. Другой раз куплю и сделаем в фольге. Хорошо?!»
        -«Хорошо, хорошо! Сделаем!», ответил я, уже думая о другой селедке. Селедке, которую я ловил очень-очень давно, и она была тоже очень крупной!

Вспомнилась моя самая первая ловля селедки в 1979 году. И селедка, пойманная мною, наверное, тоже была «Олюторская».

        И было все так.
О появлении селедки в морских водах, омывающих берега Владивостока, становилось известно от рыболовов, рыбачивших в бухте Тихой. Кому-то на крючок попадалась селедка. После такого улова все и начиналось.
        Мужское население Владивостока, устремлялось на встречу рыбе. Все, что могло передвигаться по воде – катера всех размеров и водоизмещений, буксиры, самоходные баржи различных ведомств, МРСки, лодки, и с чего можно было ловить селедку, использовалось для рыбалки.
        Известно, что селедка, как и любая рыба, голову из волны не высовывает и не кричит: «Эй! Рыбаки! Я здесь!» и поэтому местонахождение косяков сельди нужно было определить. Морские просторы залива Петра Великого огромны! Где искать рыбу?! И хорошо, если в пределах видимости, оказывалась МРСка или японская шхуна, имевшие эхолоты. И если шхуна или МРС начинали маневрировать, а потом останавливались, и их борта начинали серебриться сельдью, к ним со всех сторон направлялись другие плавсредства, у которых не было эхолотов. Так продолжалось месяца полтора, не всегда одинаково, но ежегодно!
Вот примерно так выглядела сельдевая рыбалка в те годы.

        Мой первый выход «на селедку» состоялся в середине ноября 1979 года.
Я, как и многие мои коллеги – рыболовы-любители. Мы - работники проектного института. Института нужного и важного для страны.
        И в нашем институте был профком. Раньше в каждом трудовом коллективе был профсоюзный комитет с большими и общественно-полезными полномочиями. Трудящиеся, будучи членами профсоюза, ежемесячно вносили членские взносы в кассу профкома. И поэтому могли просить председателя профкома организовать для работников института выход в море на катере для ловли селедочки. Председатель нашего профкома был человек инициативный, и вскоре появлялось соответствующее объявление.

        Объявление прочитано и день выхода на лов селедки известен. Начались сборы. Покупается леска, крючки, отливаются грузила. Народ собирается на рыбалку. На перекурах – консультации для новичков. Скоро наступит день «ИКС» и поэтому снасти должны быть приготовлены и «необходимоё» приобретено. Рыболовам, только и оставалось, чтобы утром не проспать на катер. Все жили в трепетном ожидании рыбалки!

        Катер портофлота с названием «Аркадий Гайдар» в назначенное раннее утро принял на борт наш дружный коллектив, который оказался не таким дружным, когда дошло дело до захватывания места у борта. «Столбить» места стали коробками и ящиками, принесенными на катер и предназначавшиеся для складирования пойманной рыбы. Нет! Драк не было! Только слова. Но какие!...
        Ну, вот места поделены, снасти разложены, и страсти потихоньку улеглись! Ожидаем отправления катера.
        Капитан, обратившись к присутствующим по трансляции, кратко объяснил правила поведения на катере. В назначенное время катер отошел от 36-го причала и отправился в район ловли селедки.
        Где находится этот важный, в данный момент район, определять было не нужно. Все ясно было и так. Как только вышли из бухты Золотой Рог в пролив Босфор Восточный и повернули налево, сразу стала видна вдали флотилия. Судов было так много, что с большого расстояния они казались одним огромным пароходом. К этой флотилии и шел наш катер.

        Над спокойной гладью моря начало подниматься солнце, обещая теплый день. Была середина ноября, и было уже довольно прохладно, а на море тем более. В салоне катера  дружно «отметили» начало рыбалки. В разговорах быстро шло время.
        Наш катер вплотную приблизился к судам, с бортов которых уже ловили селедку.
Капитан объявил, что опускает якорь, и просил приготовиться к рыбалке, предупредив, что подаст команду – «Удочки за борт!» и, что без команды удочки не опускать, так как еще вращается винт!
        Прогрохотала якорная цепь, заглох двигатель, а следом прозвучала команда капитана. Снасти опущены в море и рыбалка началась!
       
        Уже слышны восторженные крики рыболовов, вытаскивающих первую селедку.
Не успели порадоваться удаче первые счастливцы, как послышались возмущенные вопросы: «Чью снасть поймал?! Ну, кто такое грузило привязывает! Оно же легкое! Всех путать будет!»
        Вот уже нашелся хозяин этой «неправильной» снасти. С ним разобрались, снасти распутали и снова ловить! И так было не единожды!
        «Ох! Руки у них не из того места выросли!» - следовало громкое заключение в адрес владельца «легкого грузила».
        А селедка так и летает через борт! Одна за другой! Одна за другой!
Хорошо ловиться!

        Я тоже опустил снасти и, поддергивая вверх леску, ожидаю, когда прицепится селедка. Именно прицепится, а не клюнет! Наживки на крючках нет. Голые крючки! Большие № 10 (по старому) белые крючки! Леска на моих удочках 1,5 мм, намотанная на специальные моталки. Такая толстая леска не так сильно режет указательный палец. Я предусмотрительно обмотал несколькими слоями изоляционной ленты складку первой фаланги. Так делали все рыболовы.
        И крючков на моей «удочке» не один, и не два, а семь! А селедка на каждом крючке! Каждая граммов по 500!

        У всех на нашем катере картина одинаковая. Все ловят! Вообще-то это, наверное, не рыбалка, а доставание рыбы из моря и складывание ее в ящик! А что делать?! Когда она просто «прет»!
        Наполнив ящик или коробку селедкой, спешим уложить рыбу в рюкзак и снова к борту! Ловим и ловим!
        Время уже 16 часов. Регламент рыбалки исчерпан. Вскоре прозвучала команда капитана, означающая окончание рыбалки.

        Я начал выматывать леску, а для этого снасть нужно опустить в море, чтобы она натянулась и ровно наматывалась. Опустил! Грузило весом в 400 граммов не тонет! Там в морской пучине грузило легло на спины селедок! Выбираю слабину лески и чувствую вес! На каждом крючке по огромной селедке весом граммов по 700! Ну, о-очень большая! Так было много раз, пока не смотал леску!
        Вот уже доверху заполнен селедкой мой охотничий рюкзак, и я не могу его завязать! И тут матрос катера попросил рыбаков положить в ящик для диспетчера портофлота по паре селедок. Я выложил штук тридцать!

      Все наловились и были весьма удовлетворены рыбалкой! Собрались в салоне, перекусывают и выпивают. Присоединился и я.
        Вот катер уже возвращается к родному причалу, где рыболовы, согнувшись под тяжестью рюкзаков, шаткой походкой сходят на берег. Потом они собираются в группы «по месту жительства» и растворяются в темноте.

        Когда мне на берегу пришлось надевать тяжеленный рюкзак, а потом, выйдя из трамвая, нести его в сопку к дому, вспомнился анекдот про кума, который «переважил» соли.  Донес я таки рюкзак до дому и поднялся пешком на 5-й этаж!

        Рыболова встретила семья и приехавший в гости тесть! Когда  пересчитали селедку, ее оказалось 117 штук! А по весу, больше 60 кг. Не слабо!
        Тесть, выбрав самую крупную, тут же принялся готовить селедку тушеную с лучком и специями. Селедочкой угостили соседей. Оставшуюся селедку решили посолить.

        Эйфория по прошедшей рыбалке долго будоражила воспоминания коллег. Но, главное, это руки, которые не хотели держать ни карандаш, ни ручку, чего требовала работа. Руки долго «приходили в себя» с непривычки!

        Так окончилась моя самая первая ловля селедки в далеком 1979 году. Это все и вспомнилось, когда жена, вернувшись с покупками, рассказала про «Олюторскую» очень крупную селедку!