3. Женитьба не по Гоголю Н. В. армейские истории

Соловьев Мо Хара
               

г.Облучье. Еврейская автономная область 1987 год.


   Эта третья моя армейская история началась ранней осенью. Ею же она и закончилась.
После преодоления целого ряда житейских этапов и всевозможных командировок, густо насыщенных перипетиями я почти все лето находился в части, получая даже некоторое удовольствие от полной загруженности работой в связи с моим безвременным разводом…
В ту раннюю осень  мы угрюмо перемещались  субботним вечером  в холостяцкую квартиру старшего лейтенанта  Рябченкова (в/ч 74286 г.Облучье Хабаровского края). На дворе стоял 1987 год.
   Мы уже почти год как жили без жен: кому понравится муж в вечном поиске спиртного. Зелье продавалось в городе в одном месте один раз в неделю по пятницам. С 17 до 20-00.
Стоит ли говорить, что на добычу пойдет даже непьющий, будет стараться взять с запасом (на праздники и т.д.). После выпьет сразу все что купит и почти за один присест.
   Итоги: винить себя, или жен, или еще кого, кроме тех, кто это счастье для нас организовал, наверное, нельзя.
   Я себя не оправдываю, но пусть все судьи сначала победят своих собственных демонов, а потом уже пожалуйте в гости. Нас исправлять!!!

   Однажды наш командир развернутого мотострелкового полка  Тетеренок А.Е. заявил, в застолье, своему заму Ефремову, что хочет объединить всех с птичьими фамилиями в один батальон.
   Шутка, наверное, но что-то в этом было, т.к. три бредущих в полк старших лейтенанта были давними партнерами: по службе, стакану и холостяцкой жизни… 
   Нужно ли говорить, это порождение действительности имело три фамилии, относящихся к пернатым: Рябченков, Воронченков и я, старший лейтенант Птахин…

   — Плохо без наркоза, — промолвил, ни к кому не обращаясь, Рябой. Он шел обочиной, по привычке разглядывая ботву, растущую вдоль дороги. Его малая родина – Ташкент, рожден там, в 3-м поколении. Коноплю видит за километр. Есть брат близнец. Тот более интеллигентен, в своих действиях осторожен. Посему к моменту повествования  женат, и не с нами.
   — Да не, наркоз тут ни при чем, хотя выпить можно было бы. Просто это осень…
Это Ворона! Он романтик…. Вот что значит, столица и тепличные условия существования, в связи с отсутствием необходимости добывать дефицитную жратву. Сосисочки там или колбаску по 2-90 руб. Не говорю уже о сервелате и прочих для жителей периферии вещей фантастических не менее, чем артефакты, добываемые сталкерами…
Осень ему…, хотя в этом что-то есть, и Рябой молчит. Конечно, случись осенью хороший куст найти, то шалы  может на неделю хватить, если  не афишировать. С понятием парни относятся, осень им.
   «А у меня финансовая депрессия!!!» — заявил про себя я и оглянулся на партнеров, те занимались по-прежнему созерцанием осенних пейзажей… каждый по-своему… «Эх, деньжат бы», — заворочалась следом еще одна наболевшая мысль, но теперь и продавать уже было нечего! От всего, что накопил непосильным трудом, осталось только обручальное кольцо и холодильник «Океан», купленный, еще тещей с первой получки лейтенанта взводного.
   За кольцо гады, давали 70 рублей. За холодильник 100!!! Не продал! Должно же что-то оставаться, связующее с прошлым……
   Хотя, если бы дали нормальную цену сразу, то отдал бы… Сейчас нет! Осознал, что на самое дно, падать никак нельзя.
   Да, может быть, еще все нормально будет и простят меня, подлеца… Уже почти год и звуковая лампа у жены не работает, и ее изображение отсутствует. Амбиции!!!!
   А я виноват, что пьяный был? Может, опоили меня, а как она домой пришла, так сразу прозрел, что делаю.
   Ничего ведь не успел! Только ногу занес… Тут  ключ в двери: «Шурум-бурум» — ну я так и объяснил, что ты вовремя! Прозрел я, а опоила меня не девчонка, наверное, эта, а сестра ее, что на рожу ну чистая ведьма. Ан нет…
   И вот так, я теперь без Веркиных пирожков, без внимания и заботы хрумкаю свой офицерский паек…

   Сейчас офицеры только из историй полковников знают, что такое паечек на 47 полновесных советских рублей. Месяц лопаешь, и еще всякие неликвиды остаются. Черные макароны, рыбные консервы: частик там, в томате, или фрикадельки.
   Сайра вроде как не про нас! Коррупция…
   За три неполных года я только один раз ее получил! Не знаю, с чего у них там «передозировка» случилась, что такую дефицитную консерву всем давали, но я сразу в нирвану впал, когда прапорщик Жнутко, впереди стоящему лейтенанту коробку отвалил…
   А когда и мне перепало, я тут сразу гимн союза услышал, и генсек с пятном мне стал орден вешать. Вот какой я важный от пол-ящика сайры стал. Только «Жуть» меня на землю и вернул…
   А прапор он стоящий! Афган прошел! И гримас недовольных у него не бывает… Хотя, по должности, даже зимой, он пожалуй главнее начальника оркестра будет…
   Последний, получает на оркестр в зимний период 10 литров спирта, чтобы в трубы лить на морозе… Дальше сами понимаете… По сезону просто Ротшильд!
   А начальника оркестра я все-таки разок развел на спиритус (жмурясь от приятных воспоминаний).  Мы с ним приятельстовали на бытовом уровне. Я на гитаре играл, а ему льстило. Вот, мол, простой взводный, а тянется к искусству.
   Случились у меня вдруг камни в почках. Чуть не сдох… Другого слова при тамошнем медобслуживании не подобрать… В коликах неделю гнулся. 
   Весь полк грустил (я же пассионарный, без меня скучно). А у меня на третий, самый тяжелый день, от колик  прозрение было, я думал предсмертное. Так ясно вижу: стою я на пороге Гришиной квартиры (начальник оркестра) и прошу спирта грамм двести на настойку от почек.
   Наверное, поэтому, когда последний камень выпал, я был у него уже минут через пять.
   Одежда на нем оказалась та же, что и в видении. А может, у него ничего другого и не было? Спирт дал в зеленой «чебурашке» (бутылка из-под пива)… А я точно знал, что так и будет! Сильно хорошо, из видения запомнил….

   — Птах, чего молчишь? — прервали партнеры неосторожным вопросом цепочку моих воспоминаний.
   «Ну вот, видимо сейчас совещание начнется», — рассудил я и выдал дежурное решение: — Давайте пацаны к Людке, сгоняем…
   — Бесполезно, я с утра был... Послала... Говорит, год как обещаешь замуж выдать за полковничка (Люда так называла всех офицеров) и не будет больше тебе, товарищ Рябченков,  ни денег, ни жратвы , ни пойла…
   Д-а-а-а-а-а, задача! Людка эта «золотая жила», вскрытая лично Рябым. Он по девкам, конечно мастак, но подкатывает не так романтично, как Ворона, и не так велеречиво, как я, а прямо по Суворову А.В.: «Быстрота и натиск». В 80 процентах получает по лицу, а в 20 — удачлив.
   Иногда бывают интересные находки с пользой для всех: Танька-Телеграмма (работница почты), Верка-Ворона (продавщица из продуктового)…
   А Люда… — романтичная и трепетная душа, желающая простого женского счастья.
Выйти замуж, родить детей… Заключенная в достаточно непривлекательную оболочку (по сегодняшним понятиям, просто Шрек (грустно)). И ведь умница, невзирая на отсутствие высшего образования, начитана, и для мужа себя бережет.
   Нокаутировала Рябого в начала знакомства двоечкой (ЛЕВОЙ В ПЕЧЕНЬ, ПРАВОЙ В ЧЕЛЮСТЬ), когда он, памятуя наставления великого полководца, в наступление пошел.
   Надо сказать, он и так был в нокдауне: пил неделю и слабо ориентировался, кто он и где… Однако молодость и флюиды взяли свое. Крик «Давай прямо щас и здесь!» прервался сдавленным стоном и потерей сознания.
   "Рябой", в столовую, где она была заведующей, попал, ориентируясь по запахам продуктов. Он Верку-Ворону искал из продуктового, а Люду перепутал визуально, т.к. она была, тоже в белом халате. Вот так вот он удачно и ошибся…
   Люда, отваживалась с ним в подсобке часов пять. Не знаю, почему она не вызвала милицию. Хотя догадываюсь: добрая она, чисто ребенок, даром что директор столовой. Конечно и "Рябой" в форме старлея, был неотразим (всегда одевался с особым шиком, даже на полигонах, когда все уже по второму месяцу коптились, он выглядел исключительно).
   Итоги: кукла в лице Рябого, пускающего пузыри, досталась директору интересная. Пружинки в ней сломала лично она. Естественно, поверженный на полу столовой наш герой был настолько прекрасен, что тут же переехал на диван в подсобку.
   Вопрос «Кто я и где?», конечно, звучал. Предполагаю даже испуганное «Кто ты?» Это при виде склонившееся над ним Людиного лицо (Шрек, полный сострадания). Однако, осознав всю выгодность ситуации, на следующий день Рябой пригнал своих бойцов на уборку территории возле столовой, короче говоря, они стали добрыми друзьями…
   За общее, Рябому, подвел Ворона. Последний, осознав, таскал теперь для нас «каштаны из огня» в тяжелую годину.
   У Люды под подушкой, в целлофановом пакете лежала вся столовская черная касса. Она легко давала денег. Иногда даже могла стольник отмахнуть. Обратно не просила, только изредка напоминала, что хочет замуж за полковничка, коими обещаниями ее Рябой и кормил. Почти год…
   Значит финита! Даже почти летнее солнце засветило не так ярко… Конечно, я согласен, мы сволочи, но для судей я уже ранее писал… А люди, победившие своих демонов, мне еще встретятся позднее.
   Мнение же прочих, меня мало волновало во все времена... Всегда все из ситуаций выкручиваются, как могут! Чего же можно ожидать от нас? Молодых, инициативных, переполненных тестостероном. Сознающих, огромный обман и несправедливость…
Но! Способных с юмором относиться к ситуации и не просто праздно проводить время! Отдающих большинство его, бесценного, естественно, службе! (Иначе жил бы я, поганец-двугодичник   в отдельной квартире.)
   Кто знает ситуацию в гарнизонах с жильем, меня поймет: показал себя в первый год службы – во втором заслужил почет и уважение. Прицепом сплошные предложения остаться на 25 лет службы… Можно было и остаться. Если бы, не политнасосы (замполиты). Нелюбовь у меня к ним генетическая (папан их тоже не любил (пенсионер-полковник в отставке)) Ответственности ноль! Рассуждалова тонны! Да! Еще все украшают «Ленинские комнаты» и соревнуются, у кого лучше!
   Короче говоря, парни заняты «настоящим» делом и с этих позиций берутся рассуждать о решающей роли того… не знаю кого… Пытаются еще поучать взводных, что разнонацинальную массу может сплотить только кефир, замешанный на коммунистической идеологии! Вроде как и вовсе необязательно, а даже преступно  действовать не силой убеждения, а неуставными взаимоотношениями.
   Наверное именно поэтому, они так успешно самоустраняются от погрузок-разгрузок техники на эшелоны! Успешно сачкуют, когда речь идет о сборных командировках (это когда разнонациональное отрицалово с разных частей собирают в кучу, а тебя ставят ими руководить и выполнять поставленные задачи). И много-много, еще других, не менее славных дел, могут сделать товарищи замполиты. На это нужна отдельная книга…
   К чести сказать, не все они такие. Однако процентное содержание, примерно такое же, как победы над слабым полом у "Рябого": 80% – политнасосы, 20 % – замполиты, настоящие командиры.
   Эти двадцать процентов могут любому фору дать! По физкультуре да! Технику знают! Стреляют на ура! Роль идеологии при руководстве личным составом и успешном выполнении поставленных задач не переоценивают…
   Но все вышеизложенное ситуации не меняет. Жизнь продолжается вне зависимости от того бреда, который могу нести я, или прочие. Мы вынуждены двигаться на конвейере, запущенном создателем к естественному финалу жизни, который я называю  Геймовер (конец игры у геймеров).

   А как нам, тогда хотелось победить всю трезвость ситуации…
   Я в своих думах развоевался не на шутку и уже не совсем по теме:
   «Чем мы хуже тех, кто всю жизнь гребет под себя, шагая по головам и трупам Занимают посты и должности. Воруют, где и что ни попадя. Потом их еще и уважать надо! Да не за то, что они сделали что-то стоящее, а всего лишь за то, что у них больше денег… Чем большее они могут себе позволить, тем сильнее их надо уважать?»
 
   — А давайте ее выдадим замуж по-настоящему», – эти слова «Рябой» произнес, увидев пятак конопли, ободранный полковыми азиатами, самовольщиками или честно убывающими в увольнение бойцами.
   — ПОЛНОЧЬ!!!!!! — процитировал Стругацких  « Ворона», — Серега, ты гений!
   Я тоже заорал что-то неразборчивое, а все остальное наверняка сильно напоминало кадры из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». В начале фильма. Ну, где главные герои радуются концу гражданской войны и экипаж барский под откос швыряют…
   Мы, наверное, забавно выглядели для педагогов и интернатовских  детей (все происходило рядом с интернатом  города Облучье). 
   В нашем поведении был полный неадекват: хлопки по плечам, пинки, пританцовывания и нечленораздельные крики.
   Наверное, группа ученых, сделавших открытие нового элемента в периодической таблице, так бы не веселилась…
   Хотя, почему бы и нет, ведь мы всегда дети. Смена настроения у нас может происходить так же моментально, и счастлив тот, кто свой детский дар не растерял и не растратил.

   Итак, решение созрело и, не откладывая дел в долгий ящик, в холостяцкой квартире "Рябого", мы составили список холостяков и разведенных офицеров полка. Трижды перезванивали в штаб, где помдежем  по полку стоял наш приятель, взводный из 2-го батальона. Звонки делались очень аккуратно, т.к. у Рябого стоял аппарат, подключенный параллельно к телефону находящемуся в квартире командира полка.
    Тот об этом, конечно, не знал, а вот "Рябой" был в курсе всего происходящего в части (вот что значит радиолюбитель – нашу бы энергию да в дело, цены бы не было…).
   Серега вообще был всегда склонен к нестандартным решениям.
   Кто умудрился выращивать из конопляных семечек, привезенных из Ташкента, на балконе в горшочках продукт величайшей убойной силы?
   Кто придумал держать во взводе бойца маленького роста и в зимних командировках закидывать его к себе в спальник вместо грелки?
   Кто мне рассказал, что лучшие бойцы получаются из узбеков и туркменов, надо только стать для них БАЕМ. Но не тем, кто их только колошматит, а тем, кто о них еще и заботиться?
   Кто преподал в первой командировке, как бойцы «продаются в рабство»?
«Проданные» после с  огромным удовольствием, работают в колхозе или на близлежащем заводе. Вдали от службы и казарм. Выполняют единственную инструкцию: не жениться, обойтись без беременностей и прочих ЧП. Приносят свому командиру иногда даже по стольнику «с головы»? Все это Серега Рябченков… Светлая голова…
   Тем, кто нас захочет осудить, напоминаю, что автор реально осознает всю циничность происходящего и вышеизложенного, но здесь, как и при вождении машины — нарушение правил движения это то, что кому-то помешало, а ежели не мешаешь, то нарушай сколько хочешь.
Хоть запридумывайся законов, а всего не учтешь.
   А для моралистов скажу отдельно: «Мне, гораздо ближе человек, пусть и преступающий  закон написанный как правило самыми высокопоставленными преступниками, однако не преступающий законов неписанных, благодаря которым и держится мир». Т.е. когда и волки сыты и овцы целы, то все рассуждалки моралисты могут засунуть себе в портмоне…

   На следующий день, наш скрепленный общим замыслом союз собрался на военный совет. Мы обсуждали кандидатов в женихи. Нам нужен был предельно простой типаж: способный полюбить по-настоящему, вплоть до создания семьи и рождения детей. Ведь только при этих условиях жила обещала быть золотоносной и неиссякаемой.
   Цитата по «Рябому»: «…мы должны жрать икру и коньяк до вашего дембеля и моего перевода».
   Кстати когда «Рябого» бросила жена, Людка относилась к нему как к брату. Он даже иногда ночевал и столовался у нее. Был даже представлен матери как друг, та вроде как голову даже потеряла от счастья…
   Конечно, постельных отношений у них не было. Рябой, я думаю, помнил первую встречу, а Люда, невзирая на свою человечность, была достаточно прагматична, и блюла себя всячески. Так что Сереге отламывалось только пожрать. Но и это немало!
   Кто помнит 1987 год? Когда работники торговли, официанты, таксисты,  партаппарат и прочие… читай: люди состоявшиеся куражились и прожигали жизнь… Народ же в то время, погибал в очередях. Иными словами искусственно создавался дефицит, а партийно-биологические эксперименты с трезвостью шли полным ходом…
 
   И все-таки наш замысел оказался на грани краха. Все вероятные кандидаты осЫпались как новогодняя елка, достоявшая до 20 января. Мы были в отчаянии. Еще раз пересмотрели список, вдруг кого забыли.
   Наша суета по офицерам холостякам (а продолжалось это уже третий день) вызывала легкое недоумение. Так что нам приходилось серьезно шифроваться.
   В нашем коллективе был прецедент прокола и потери политического влияния. Сделано все было всего лишь ради минутной славы…
   «Рябой» тогда узнал, кто привозит водку в город, и с помощью простецкой комбинации завел с ним взаимоотношения.
   «День граненого стакана» сразу ушел для нас в прошлое.
В ту пору, когда народ бился в очередях, приятно было осознавать, что у тебя есть фактически все.
   Однако, «Рябому» этого было мало! Ему хотелось славы. Что толку от открытия, если ты им пользуешься только в низменных целях. Истинному мастеру нужно признание широкой аудитории!
   Иными словами, пятиминутная слава унесла возможность быть социально значимым и иметь репутацию человека, который вопрос по спиртному может решать в любых объемах.
Теперь эти каналом пользовались все, т.к. машина с водкой прибывал в наш город раз в неделю. Каждый желающий мог отдать водителю «Золотого эшелона» бутылку с привезенного им ящика и гуляй душа………….
   Не-е-е-е-ет, теперь нельзя было допускать проколов. Людку знали многие, и каждому могла прийти в голову идея данной разработки.
 
   Вечером третьего дня у Вороны был очень загадочный вид. Создалось такое ощущение, что он знает какой-то секрет и стоит ему открыть рот, как мир тут же перевернется…
Когда он все-таки соизволил это сделать, то произнес всего лишь одно слово:
   — Уманец.
   Да-а-а-а-а-а-а, неудивительно, что не вспомнили… Его забывали всегда в чем-то хорошем и важном. Зато на раздаче и в самых уродливых ситуациях он был первым. С вечным румянчиком на щеках. Весь какой-то рождественский (не поэт). «Дармовой» до невозможности. Вспыхивал в румянце по поводу и без повода. Командир взвода связи первого батальона.
   О том, как складываются его отношения с личным составом, ходили легенды (если командир не бай, то баем будет какой-нить боец, при сохранении всех внешних правил приличия). 
   В пьянстве и ****ках замечен не был.
   Живет в общаге холостяков одиночкой.
   Ни к какой группировке не примыкает.
   Достаточно начитан: я был помдежем по полку, когда их батальон уезжал на ЗУЦ (Завитинский учебный центр-полигон на севере Амурской области в районе п. Толокан). Пока мы около часа ждали а/м, мне удалось его разговорить. Он не курил, но отреагировал на Джером Клапка Джером и мы с ним прекрасно провели время, буквально цитируя главами «Трое в одной лодке не считая собаки».
   Ну и еще: общение состоялось наверное оттого, что люди в очках, как я, немного беззащитны. Ему видимо было легче перейти какие-то свои барьеры.
   После этого я его немного избегал. Мне было неловко слышать его скромное: «Как дела?» и глядеть в эти детские глаза. Я сразу осознавал, какая я скотина, и чувствовал себя законченным негодяем. А он, по-моему, первое время даже искал встреч, а потом, текучка  заела и его.
   Итак, Уманец… странно, но я не помню его имени, хотя с ним у меня связан этот достаточно интересный отрезок жизни.
   Я хотел позвонить «Рябому» в Ташкент, но потом решил, пусть так и будет. А то вдруг захочется вспомнить Людкину фамилию; или что-нибудь еще. Так можно долго вспоминать. Пусть будет просто Уманец!

   На хлопнувшую дверь не отреагировал никто, кроме Уманца, во взгляде которого была обреченность. Судя по хозяйской расстановке сил, он, вместо того чтобы организовать личный состав на уборку помещения, вынужден был убираться сам. Дежурил по парку (классный наряд, кто понимает).
   Судя, по самодовольным лицам бойцов из наряда, их все устраивало. Время было 22-30, когда все праздношатающиеся из парка уже устранены. В гости, могли прийти или проверяющий, или просто друзья.
   Нас здесь точно не ждали…
   К чести сказать, старлей, взводный независимо от возраста, — абсолютно уважаемая фигура в любой части и, чем старше по возрасту, тем, конечно, еще более уважаемый.
   Нам не дают неполных служебных соответствий. Те, кто понимает всю прелесть положения, в принципе не рвутся в ротные и далее.
   Лизоблюды и карьеристы без нас никто! Просто честные служаки, тоже молятся на хороших взводных. Для бойцов, мы – связь с внешним миром. Всегда вместе, во всех командировках, нарядах, передрягах, личных проблемах.
   Это воистину наша задача — организовать и верно направить такие движения, как неуставные взаимоотношения в связи с различным сроком службы. Нами, затыкают все командировки. Кстати, мы это любим — свалить из части и что-нибудь строить. Если еще и деревенька рядом, то лучше и не надо.
   А тут, вдруг, появилось сразу трое старших лейтенантов взводных. Прожженные полигонами и командировками. Естественно, все инстинкты сработали, да и по своему землячеству они нас знали, а соответственно предполагали, на что мы способны.
   Уманец, увидев меня, расслабился и вспыхнул румянцем. Я, здороваясь с ним, немного приобнял. Пускай смотрят (это для бойцов). "Рябой" организовал службу в пять минут, он учился в узбекской школе и быстро объяснил им, на родном языке, что они сейчас будут делать.
   После наведения порядка мы стали пили чай. Вспоминали  разные случаи из военной и гражданской жизни. Все шло как нельзя лучше, когда быстрота и натиск, присущие "Рябому", испортили на сегодняшний день все...
   Абсолютно не уловив линии разговора, он посчитал, что теперь можно поучаствовать в процессе, и абсолютно не в тему заявил:
   — Слушай, ведь ты холостой, а у меня на примете девчонка есть, она мне как сестра, давай познакомлю!
   Все… Вечер перестал быть томным. Створки раковины с треском захлопнулись! Уманец напрягся. В воздухе повисло некое чувство, что мы здесь лишние. Воздух перекосился...
Я не успел рта открыть, чтобы как-то выправить положение, как «Рябой» развил свой успех. Он принял молчание, за повышенное внимание и интерес к сказанному:
   — Она, конечно, не красавица, но будешь за ней как за каменной стеной. Она кстати девчонка еще, хотя и взрослая.
   Последние слова он произнес в пустоту. Уманец, аккуратно перемещавшийся в течение нескольких последних секунд к выходу в парк, без хлопка дверью исчез. Я стоял к нему спиной и ел взглядом Рябого. Корчил ему рожи. Тот же, будто увидев призрак, удивленно произнес:
   — Э, куда он? 
   — Молчи баран его сейчас не найти, — ответил «Ворона», — Я-то хотел, чтобы Миха говорил на эту тему, они вроде как приятельствуют, да поторопился и о режиссуре забыл, а тут ты — быстрота и натиск (иронично).
   Серега промолчал. Весовые категории у него со Славкой разные, а тот еще мастер по штанге и с образованием Московского Госинститута физкультуры за плечами. «Рябой» же, все больше на стакане упражняется. Хотя и отменно стреляет… Однако, это сейчас было совсем не нужно.
   — Ну ладно, — продолжил Славка, — Пойдем пока. Пусть зреет, может, смирится с неизбежным, а в остальном — природа подскажет. Кто из нас, его, кроме Михи, увидит, под шкуру не лезем, чтобы окончательно все не испортить. Сейчас фактор времени очень важен.
   Щеголеватый узбек явно дембельского вида что-то сказал Рябому. Тот вспылил. Я только понял маты: «Гиждиллах, кет феран, мозги секме и шам кетынга». Потом, успокоившись, он что-то спокойно ему объяснил. Узбек ответил тоской во взгляде.
   — Чё он хотел?, спросил я на улице.
   — Да попросил с сестрой познакомить, мол, у него вот-вот дембель, ничего не понял, баран! Я всечь хотел вначале, а потом подгрузил, чтобы он о нас уважительно, при Уманце отзывался… Мол вот какие у вас друзья и по остатку наряда чтобы не донимали. Сказал, приду, проверю, и если не подведет, то будет ему сестра...
   А ночь вступала в свои права. Полк как единый организм жил своей жизнью и засыпал. Пока мы шли от парка до КП, на нас напоролся прыгнувший через забор самовольщик из взвода "Рябого".
   Серегу не заинтересовало, что обратный путь через забор высоковат. Боец, подбадриваемый пинками штурманул его, двухметровый с третьего раза. И побежал обратно в роту сдаваться на милость победителя… Так завершился день третий.

   Последующие две недели не были достаточно разнообразны. Полковая жизнь,  при всей ее динамичности и кажущейся (для стороннего наблюдателя) подвижности,  изобилует массой повторений. Тебя постоянно преследует состояние дежавю.
   Хорошо хоть лето прошло: те, кто не знает, с трудом поймут, что такое заступать в караул через сутки (вечером сменился и вечером же следующего дня заступаешь). Сна начкару (начальник караула) положено четыре часа.
   Остальное время шевели караул! Инструктируй! Заряжай и разряжай смены! Штудируй, с помощником, знание устава караульной службы личным составом!   
   Организуй быт арестованных на гауптвахте! Кому хлорки (тупым и быкующим)! Кому по печени, а с кем и чайку попить (осознавшим свою вину после печени).
   Как правило, арестанты (как и в гражданской жизни) — народ свободолюбивый и непокорный. На всё имеют свою точку зрения и потому, как правило, интересный.
   В фильме «Однажды в Америке» на дверях детской тюрьмы, куда увозили «Лапшу», красовалась надпись: «Вы лучшие сыновья человечества, но вы поражены мечом».
   Так вот и у нас, лучшие — и под замок. Чтобы воду не мутили. Не мешали значит командирам и прочей нечисти, вроде замполитов, проводить в жизнь решения партии и правительства. И бреда добавлять в общую копилку маразма…

   Когда офицер долго в командировке, его в части и роте помнят только старослужащие. Иногда рассказывают о нем  что-нибудь, а в основном, готовят молодежь к небольшому концерту.
   Придешь утром или вечером в роту, построишь подразделение. Глядишь, какая-нибудь настропаленная старослужащими жертва, стоит расстегнутая до пупа и вызывающе играет в фашиста: руки за спиной, и плевать ему на всех отцов командиров.
   В ответ на замечание и предложение привести себя в порядок, жертва злобно шипит, и принимает угрожающие позы.   
   Когда же концерт завершен, а режиссура в принципе всегда одна, с поправкой на массу и способности жертвы. Оная тихонько попискивает в адрес старослужащих и потихоньку осознает, что стал фигурой для розыгрыша и заложником собственных амбиций.
   Им ведь скучно, бойцам-то. Дети еще. Хотя азиаты и кавказцы, намного более подготовлены к жизни и тяжелым условиям, чем россияне. У них в семьях до 12 детей доходит. На слюни и сопли времени нет.
   Детей же, богатых родителей я здесь не встречал. Хотя погодите: был один в нашем батальоне в 9-й роте азербайджанец. Уникальный типаж. Килограмм 120 живого веса. Одни мышцы. В армию пришел сам, как папа его ни уговаривал. Он в Баку воровал,  разбойничал и отмазывался с помощью папаши лет до двадцати. Позже, какой-то кубик в голове свалился. Он попер под старость лет, куда глаза глядят. Попал к нам в пехоту.
Достаточно начитан. Жил как вольноопределяющийся (а таким, как он, предпочтительней самому определиться, чем он может быть полезен обществу). Стал инициативно помогать замполиту. Очень любил проводить политинформацию. Землячество поддерживал, но не до фанатизма.
   Однажды я видел его в деле. На учениях потеряли ключи от продуктовой будки. Дверь  была собрана и укреплена по-армейски (воровство, это спорт). Железные пробои на болтах. Все обито металлом по кругу. Короче говоря  — только взрывать.
   Так вот: он лом в пробой сунул и ногами около него на стенку встал. Чисто альпинист на веревке. Четверо денщиков его под спину поддерживали. Тут сразу стало ясно, где и что недостаточно укрепили. Он три раза рванул всей массой  и вырвал полностью заднюю стенку кунга.
   Обошлось без жертв, хотя поднятой пыли от упавшей кучи малы из подручных, стенки с дверью и кучи всяких коробок с пакетами — хватило бы на создание небольшого торнадо.
   В открытом поединке его победил только мой замковзвод. Выхлестнул его таким свингом, что Тайсон бы позавидовал.
   Теперь, раз уж повествование повернуло к описанию армейской жизни еще немного повспоминаю:
   Мой будущий замкомзвод, находился на гауптвахте, когда я туда начкаром зашел. Дожидался, решит командир части предать его суду или нет.
   Арест уже две недели продляли. Он просто в первые два дня присутствия в части с ротным драку учинил. Тот видишь ли не учел, что у Олега пара лет общего режима за плечами, да еще два малолетки, а до того год спецшколы, ну и вякнул видимо что-то не по понятиям…
   Победителей не было. Ротный тоже оказался не подарок…
   На мой вопрос арестованным: «Ну что, тунеядцы, наркоманы, пьяницы и негодяи, кто хочет поработать, а потом спокойно спать и глядеть телик?» Олег взвыл про общее падение нравов и про то, что он за пайку сапоги никому вылизывать не будет.
   Ну что же, хочешь быть плохим, будь им: хлеб и вода, нар нет, шинелей тоже. Ни днем, ни ночью. Жестоко, но у меня в карауле демократия только для желающих работать.
Ночью я его поднял и мы попили чайку. Пыхтел сначала, думал я его прессовать буду, а потом оттаял. К финалу беседы, когда я предложил быть моим замкомвзводом, обещал подумать.
   Вот так я и приобрел свою правую руку и опору до конца службы.
   Да, еще его ротный, когда я Олега забирал, приданого на взвод дал, зипов , обмундирования и много чего еще (жмурясь от приятных воспоминаний). Вот Вам,  любители морали и правильности — и волки сыты и овцы целы.

   А Уманец все еще упирался. Сначала, завидев любого из нас, он виртуозно исчезал, а потом как всегда господин случай помог: заступил я как-то  в караул и сменял, как вы думаете, кого? Конечно, его, родимого!
   Пока бойцы там что-то принимали и считали, у меня оказалось достаточно времени для неторопливой беседы и выравнивания ситуации, заботливо изгаженной «Рябым» две недели назад.
   По правде говоря, ситуация эта оказалось, не такой уж и изгаженной.
Предполагаю, на какие юношеские фантазии упали зерна разрабатываемого нами объекта, но, всходы они дали неплохие.
   Прав был классик — «…покажите голую пятку, и воображенье дорисует остальное…»( А.С. Пушкин «Каменный гость»).
   Да и потом, все из нас когда-то перешагивали через юношеские рубежи, а недоумком розовощекого лейтенантишку назвать было, конечно, нельзя. Скромен, да, но ко всему новому проявляет живой интерес. Застенчив, да, но ежели разговорится, то получается достаточно связно.
   Про сказанное «Рябым» он все время, оказывается, думал. Незаданные вопросы так и пытались из него прорваться наружу, но я решил не торопить события, а только пообещал быть после наряда у него нему в гостях в первом батальоне.
   Чуть позже, к удивлению и разочарованию моих талибов, я вообще с миром отпустил всю караульную братию абсолютно не донимая с уборкой помещения, территории и с прочими стандартными процедурами…
 
   А «Рябого» уже дня три никто не видел. По обрывочным сведениям, Серега, вскрыл какую-то золотую (сие суть спиртовую) жилу и теперь находился в г.Хинганске. В гостях у молодых специалистов на оловянном руднике. Проклинаемый ротным, да и нами тоже, т.к. мы с Людкой на интимные темы не общались.
   А Уманец, уже был почти готов. Сам меня расспросил, кто она да как. О том, что варилось под броней его башни, было нетрудно догадаться по вспыхивающему румянцу и отсутствующему виду.
   На прямой вопрос по поводу знакомства при очередной «случайной» встрече, он ответил тихим «ДА». Только настаивал, чтобы Сереги не было. Комплексанул видимо, по его душу, после небрежного обращения с идеалом (быстрота и натиск). Ну да не беда, «Рябого» и так никто не мог найти, поэтому мы сильно «не парились», а зря…….

   Дорогой читатель, наверное, и сам в жизни не раз наблюдал ту самую незримую цепочкой случайностей, которая складывается в сплошную закономерность.
   Судьбоносность неожиданных встреч, которые человек наблюдательный не сбрасывает со счетов, а внимательно изучает причинную связь событий. После облекает в какую-нибудь привычную оболочку вроде — Судьба или что-нибудь там еще… Так что наши роковые случайности были еще впереди...

   А мы тем временем подбирали Уманцу шитую форму, фуражку и сапоги. Договаривались с холостяками об их, купленной в складчину общаковой старенькой «Ниве» на полдня.
   Я «случайно» зарулил в гости к Люде под предлогом поиска «Рябого». Почаевничал с ней и, выловив в разговоре момент, сообщил об имеющемся кандидате. Это было воспринято с большим смущением и интересом.
   Для читателя, не знающего, что в СССР секса не было, сообщаем, что данный вопрос все изучали как БОГ на душу положит. Например, Ваш покорный слуга познавал науку на чердаке собственного дома на старой раскладушке. Причем был у нашей «королевы» уже третьим за тот вечер. Лет мне было тогда 14…
   А Люда после «собеседования» готовилась накрыть стол,  как только сваха,  в роли которой я оказался, даст отмашку...
   
   Здесь, наверное, надо бы написать, что вот, мол, долгожданный День вроде как настал, ну или, прямо по-армейски - пришло время «Ч»…
   А день был солнечный. Бабье лето как ненасытная любовница брало от жизни все, что  могло. Казалось, что не будет зимы, что вот так, среди пожухших листьев и травы, остановившееся время бесконечно позволит радоваться существованию.
   Лирика, конечно, но такую картинку не хотелось портить ничем. Было только одно желание, раствориться в этом тепле и, раскинув руки, парить, покачиваясь на перине, набитой осенним воздухом…
   Красная «Нива», притормозила около палисадника столовой. Люда, в белом халате стояла на крыльце (на халате настоял я, т.к. девчонки в белых  халатах крайне привлекательны независимо от собственных, полученных при раздаче свыше данных). 
   Она комкала в руках платочек, и возникало ощущение, будто она пытается спрятать нечто, но у нее никак не получается… и опять и все сначала.
   А в столовой, закрытой на сандень… я знал точно был накрыт, роскошный стол! Балычок, из горбуши! Красная икра! Просто соленая рыбка из банки с луком и залитая растительным маслом. Колбаска и конечно брызгающие соком сарделечки с картофельным пюре. Водочка с ледника. Коньяк литрами, (сладкий сон «Рябого») и прочая вкуснятина, радость, от предметного общения с которой, может познать только выходец из СССР.
   Уманец затравленно озирался, но, подбадриваемый моим по-настоящему отеческим взглядом, потихоньку выскребся с заднего сиденья. Ворона подал ему шитую фуражку. Наш скромняга встряхнулся как воробушек и, взяв ее в руки, ловко водрузил на голову.
   Вот что значит кадровый офицер, даже я залюбовался! Такая выправка появляется либо при длительном занятии бальными танцами, либо при регулярной строевой, чего, видимо, в училище связи хватало с избытком. Краем глаза, я наблюдал за взволнованным движением на крыльце.
   Все происходило очень медленно: я уловил, как встретились их глаза, подсознательно ощутил то чувство, которое при этом возникло.
   Запоздалое раскаяние, что вся эта ситуация создавалась не от чистого сердца и слабые эгоистичные попытки ненужного самооправдания…
   Первые шаги Уманца по направлению к крыльцу (и ведь никто не подталкивал, сам пошел!!!!!!!).
   Потом, откуда-то, также в замедленной съемке и совсем не к месту, появились уже совсем непонятные картинки:
   Автобус из г. Хинган на остановке. Вывалившийся из передней двери, отработавший неслужебную командировку и жестко пышущий водочно-луковым перегаром — «Рябой» покрытый как ежик недельной щетиной.
   Его глаза, моментально опознавшие, финальную стадию операции!
   Короткая перебежка в нашу сторону — «быстрота и натиск». Осознавая, что высказанная им идея вот-вот принесет реальные плоды, но уже без его участия, он не мог остановиться.
   — Ты сделал правильный выбор! — выдохнул Рябой в помертвевшее лицо жениха. У меня даже создалось ощущение, что воздух из его легких отливает красным цветом с фиолетовыми алкогольными прожилками.
   Подкашивающиеся ноги еще держали вестника печального финала. Перекошенную траекторию после перебежки и скорость, которую он успел развить, «Рябой» погасил, вцепившись обеими руками в Уманца.
   — Ты будешь как за каменной стеной… — еще продолжал обреченно развивать «успех» Серега…
   Очнувшийся командир взвода связи первого батальона отшвырнул от себя посланца темных сил и штурманул холостяцкую «Ниву» намертво запутавшись между сиденьями…
   Люда, вскрикнув, убежала в столову.
   Картина застолья стала превращаться в мираж и перекосившееся пространство сложилось в огромный волосатый кукиш, уверенно заслонивший собою всю прелесть осеннего дня.
   Вот и все…
   Время еще не набрало нормальные обороты. Из своего сумеречного состояния я наблюдал, как Ворона выписал апперкот Рябому. Тот, жалобно икнув, грохнулся на край откоса, побалансировал долю секунды и скатился вниз на самый берег реки Хинган.
   Автобус закрыл двери и пассажиры побрели по своим им одним известным делам. Уманец, победивший-таки  капкан сидений теперь маячил из машины. Было ясно, что он не выйдет из нее ни при каких обстоятельствах.
   В столовую я заходить не стал. У меня и до этого на душе было погано, а после и подавно.
   — Может, возьмем гада? — изрек я фразу от классиков юмора.
   — Ага, а Уманца в Хинган?  Пусть валяется, если что, я отвечу, а так  ему наука будет.
   — Ну так давай хоть до полка сгоняем и вернемся, посмотрим, валяется или уполз?
   — Там поглядим, — забрался за руль Славик, — Поехали, запрыгивай давай....
   Да уж, как получилось, так получилось. По-моему, даже неистребимого романтика, водителя холостяцкой «Нивы», старшего лейтенанта Воронченкова, пейзажи маленькой Швейцарии (одно из названий города Облучье) не радовали абсолютно.
   Да и я тоже хорош. Знал бы, хоть частика в томате пайкового рубанул, а так специально еще к застолью голодный приехал... Чтобы побольше деликатесов вошло…
   Так уж сильно голодно мне тогда было, и только сопка любви над столовой вещала выложенной надписью: «Любимой Родине Слава».
 
   Уманец выпрыгнул из машины и, не прощаясь, быстро пошел в направлении общаги.
   — Если не обернется, то все срастется, — выдал скороговоркой Славик.
   «Романтик», — загрустил я, — «Ну или мистик или кто там еще? Гляди теперь без малого минут десять, как товарищ лейтенант в гору карабкается, а вдруг наполовину обернется, тогда как?»
   Уманец не обернулся — первое хорошее событие...
   Вторым, оказалось сообщение хромого дедка, посиживающего на остановке около столовки как на лавочке возле дома (с утра до вечера).
   — Ахфицерик-та вылез минут через пять и в столовку…
   Ага, виновник катастрофы! С ним значит сейчас Людка отваживается! Тампончики из коньяка с икрой ставит (в основном, конечно же, внутренне).
   Мы решили судьбу не испытывать и ограничить на сегодня  свою активность, и так наворотили столько, что иной и за месяц не осилит…

   А спасать положение было надо. Людку «Рябой», конечно, пригладил и успокоил. Что удивительно, он красиво развил тот небольшой успех, что жениха-то мы все-таки подобрали, а значит не врали, и все ее прошлые вложения в нашу компанию были совсем не зря.
   Он бы раньше, на этой подножке ехал бы еще  год, а тут проникся ответственностью, и ничего лишнего себе не позволял… Даже проявил себя где-то. Это отметил через пару дней наш отец полковой  командир. Когда: «Офицеры и прапорщики к трибуне (на утреннее промывание мозгов). Шагом Марш!».
   Но, скорее, эта тема у них была между служебной и личной, т.к. у трибуны полностью освещена не была. Отметили только, что на верном пути офицер, выравнивается после неслужебных командировок и прочих залетов…
   Между собой мы естественно все утрясли. Сопровождалось это «соплями» и «слюнями». «Рябой» приволок кошелку всякой снеди да литр самогону, настоянный на дубовой коре. Вот так мы и мирились, похрумкивая, чокаясь да вспоминаючи, что это мы тут утворили. Днями.
   В теме сводничества мы пришли к единому решению — ждать и еще раз ждать. И, ежели угодно, состояться тому, что предначертано, то все произойдет как надо, а ежели нет, тогда и эпоксидной смолой этого не склеить.
   А полковая жизнь шла своим чередом. День сменял другой. Наряды, полигоны  и прочая лабуда. Полным ходом шла подготовка техники к зиме.
   Я в нашей роте отвечал как раз за нее и никак не мог переубедить командира, который, воспользовавшись моим отсутствием  в части, реализовал давнюю идею о выведении особой породы морозоустойчивых механиков-водителей.
   Он взял и набрал механиков-якутов, которые вроде как на морозе могут спать. Послушные и без среднеазиатского бреда — погреться возле банки с горящей соляркой.
   Ничего не могу плохого сказать про эту нацию. Была у нас в институте пара ребят в группе и человек десять на курсе. Судя по ним, очень одаренный народ.
   Маразматичные курсовики, вроде ТММ там или ПТМ, как орехи щелкали, а вот по части выпивки крайние неумехи. Мало что пережрутся, так еще и жертву «для зарезать» всегда после ищут. Сам я не попадал, но, когда общежитский народ впечатлениями о шоу делился, было немного не по себе — парни если брались за ножи, то вовсе не шутили… Хотя им много до состояния танцев с саблями спиртного не надо: нюхнули пробку и в атаку, но и это не надолго… Как правило свои кровавые замыслы они до конца не реализуют…
   В общем и целом они конечно спокойный и рассудительный народец, но на морозе все рефлексы дополнительно замедляются прямо пропорционально столбику термометра. Короче говоря — тормозят по Цельсию. И, если мои азиаты, для того, чтобы к коптящей баночке с соляркой пробраться и погреться, готовы на любой подвиг, то морозоустойчивая братва — медленнее раза в четыре.
   Ротный к моим стенаниям был неумолим. Его разочарование, в своей идее было еще впереди, а пока Цельсий к нам благоволил, я гнал работы в максимально сокращенном графике.

   Случай, поправить ситуацию, пока не предоставлялся. Время шло, неумолимо отсчитывая свои составляющие. Мы топтались на месте, но когда выпал первый снег, нам, как тем охотникам, пофартило.
   По первому снегу всякая дичина заканчивает осеннюю суету. Движется по инерции и следит где попало.
   В нашем случае помог какой-то дядька в ватнике совсем уже гражданского вида. Он шествовал по расположению части с сельской неторопливостью и основательностью. Маршрут его лежал к кочегарке, а роль охотничьей собаки, довольно удачно исполнил новый зам.командира полка.
   На его вопрос, куда он все-таки идет, дядька, недолго думая его послал  и присовокупил ряд эпитетов, которые ввели последнего в крайний гнев.
   Разглядев, что жертва, подалась в котельную, товарищ подполковник, оставшись у входа, отправил первого попавшегося бойца за помощником  дежурного по полку.
   Естественно это оказался Уманец.
   Он был наверняка воодушевлен возможностью отличиться, и прибыл с пистолетом ПМ и полным боекомплектом к месту событий. Дядька, как раз покинул свою лежку в кочегарке и с каким-то видимо «очень полезным» водопроводным краном направился в обратную дорогу.
   По приказу «задержать» наш охотник дослал патрон в патронник и сделал предупредительный выстрел вверх закричал:
   — Стой, стрелять буду!
   Опоонент видимо, решив, что если он скажет: «Стою», то охотник скажет — «Стреляю», дядька швырнул в его сторону краном с криком:  «Ложись, ща как жахнет!», а сам, после, понесся с дикой скоростью к забору.
   Украденных секунд десяти форы ему хватило, чтобы даже закинуть одну ногу на кромку, но Уманец начал палить, причем прицельно с двух рук. Пара фонтанчиков раскрошенного бетона, даже пыхнула, в опасной близости от неосторожного любителя военного имущества.
   Забор он все-таки преодолел. Однако «вольный стрелок» на бегу, сменил обойму. Видимо в азарте он не слышал ужасающего крика командира — «Прекратить огонь!» — и отвалил с упора вслед убегающему всю обойму…
   Я, эту картину наблюдал с другой стороны здания, т.е. видел прыжок через забор, фонтанчики бетона и стрельбу веером по роще за частью…
   — Попал? — с ужасом спросил подбежавший в общей куче замкомандира.
   — Кажется, да, — вспыхнув и преданно глядя ему в глаза, ответил наш охотник.
   — Идиот! Боже, какой ты идиот! — устало промолвил командир? — Ну, иди ищи тело, висельник, и Соловьев тебе поможет…
   Я, как и прочие, подбежал и стоял рядом. Мы перелезли с ним через забор и пошли по роще.
   — Че будет, че будет… — дышал мне в спину Уманец.
   — Да не боись, у меня сердце спокойно.
   — Миха, кровь, — выдохнул стрелок.
   И впрямь, несколько капель алели на березе…
   — Не переживай, если бы как надо попал, так здесь и валялся бы. Он, наверное, уже к детдому подбегает. Утешение оказалось действенным, и я еще добавил, что про кровь мы никому не скажем — авось обойдется…
   После чего, поймав абсолютно благодарный взгляд «стрелка», я пообещал заскочить к нему после вечерней поверки чаю попить, что и было принято с радостью.
   Надо ли говорить, что теперь все пошло как по маслу. Мы обошлись без лишней помпы, театральных эффектов и все произошло достаточно быстро.
   Я на свадьбе побывать не смог. Меня отправили, как потом оказалось, в мою последнюю командировку на ЗУЦ. И я, уехал, с целым мешком продуктов, заботливо собранных Людой, и литром отменного первача, закрашенного скорлупой кедрового ореха.
   Как потом оказалось, она мне еще и носки ручной вязки положила. Очень пригодились мне те носочки, д-а-а-а-а-а… Могла бы получиться еще одна, почти невыдуманная история про Советские армейские полигоны и обувь… Назвать бы ее можно было «О валенках и не только»… Но все это не здесь и не сейчас…
   Здесь тоже можно было бы смело поставить точку. Уманца я больше не видел и вернулся из той командировки, смененный очередным двугодичником. Тот жалобно заглядывал мне в глаза и испуганно расспрашивал, именно о том, что ему  здесь уже точно не понадобится.
   Уманец уехал на сдачу техники на ремонтный завод в поселок Возжаевку Амурской области, а это, я Вам доложу, дело-то долгое. Зато плоды нашей удачи я, конечно, пожинал вместе с «пайщиками-концессионерами». Но недолго.
   Мы с "Вороной" дней за десять подписали обходной лист. Потом передали технику, оружие, обмундирование и получили расчет за минусом недостач. Рублей по сто-двести каждый из нас потерял и около полутора тысяч получили на руки… Хорошие деньги в те времена...
   Откушали в ставшей уже такой родной столовой отвальную.
   Расцеловались с плачущей Людой и подались на Облученский вокзал к поезду в направлении Хабаровска…
 
   Последнюю точку можно было поставить и здесь, но нет, история, казалось бы закончившаяся в 1987 году, получила небольшое, но пикантное продолжение…  Случилось это в июне месяце 1989 года в городе Хабаровске, куда я попал на учебу, будучи уже старшим лейтенантом милиции.
   Там я всеми силами разрушал мозг руководству учебного центра (параллельно делая, конечно, массу полезного, но это еще одна невыдуманная история…)
   Так вот в мединституте Хабаровска я нашел бойцов нашего батальона. Служили они срочную службу санинструкторами, а теперь доучивались в мединституте, откуда их в свое время и призывали в армию. В июне месяце они мне и доложили, что первый батальон нашего полка находится в Хабаровске в командировке…
   Вот это номер! Сбегать в свое прошлое, окунуться в мир, который мне стал так дорог, по которому у меня по сей день тяжелая форма ностальгии…
   Мне уже скоро пятьдесят, а я как вчерашний старший лейтенант кричу, перепив водки и изображая из себя командира полка:
   — К ТОРЖЕСТВЕННОМУ МАРШУ!!!!! ПОРОТНО!!! НА ОДНОГО ЛИНЕЙНОГО ДИСТАНЦИИ!!!!! УПРАВЛЕНИЕ ПОЛКА ПРЯМО, ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВО!!!!! ПРЯМО ШАГОМ МАРШ!!!!
   И, «Прощание Славянки» звучит, звучит!
   И ротный мой, при подходе к трибуне  командует:
   — Смирно! Равнение направо!!!, — и пошли, пошли правой под козырек, левая по шву.
Локтем плеча «Вороны» касаюсь! Идем, идем! Глазами трибуну едим… Мол что там Командир полка наш? Крикнет ли: «Хорошо идете, Клевцов!» (это ротного нашего фамилия).
   Да я за тебя, родной мой Анатолий Евгеньевич (командир полка) задавлю кого надо голыми руками… Ну где ты, где, мой дорогой командир? Знаю, что долгое время заместителем погранучилища был в Хабаровске. Привет твой от "Рябого" в 1999-м получил. Как мальчишка радовался…
   Но не вернуть, не вернуть больше того, что ты, умудрился создать тогда, заставив нас студентов работать по настоящему… Идеологию дал… крикни сейчас, командир, и я рядом … Но такого уже точно не будет...
   Эх…
   А вот новости, которые я узнал от взводного Саши Чернухи из г. Донецка, меня поразили.
   Наш Уманец после свадьбы сильно изменился. Пошел служебный рост. Люда родила ему в 1988 году сына и сейчас была беременная вторым. Сам он, к моменту нашего разговора, был уже командиром роты связи полка. Единственная должность для роста без перевода, и ему досталась…
   Вот это да! Какие уж там скрытые механизмы включились у него в мозгу. Что уж он там эдакое сделал, Саня не знал, да и я сильно не интересовался. Все не хотелось сказку ломать, что это мы со своим, местническим желанием выпить, перевернули все в жизни этих людей. Причем, не с самым худшим результатом.
 
   Я на сегодня знаю точно, что вся цепочка случайностей нашей жизни — это сплошная закономерность и очень рад, что получили мы тогда возможность поучаствовать в изменении людских судеб.
   А для моралистов скажу избитым: Пути Господни неисповедимы, и действительно  мудр наш создатель, что всякое действо может себе на службу поставить, если это потребно, конечно…
   Так командуйте нам скорее: «К ТОРЖЕСТВЕННОМУ МАРШУ!!! ПОРОТНО!!! НА ОДНОГО ЛИНЕЙНОГО ДИСТАНЦИИ!!! УПРАВЛЕНИЕ ПОЛКА ПРЯМО, ОСТАЛЬНЫЕ НАПРАВО!!! ПРЯМО ШАГОМ МАРШ!!!»

   Иркутск (это где Байкал).  Год 2007.