Глава 5. Ко-ло-дец, ко-ло-дец, дай воды напиться..

Сергей Шалинский
   Если вы думаете, что сельский доктор озабочен лишь лечением больных то, по меньшей мере, заблуждаетесь…

Одну из бытовых проблем в горной местности, проблему питьевой воды, наши сельчане, так или иначе, решали. Как правило, это было строительство колодца. Наша семья пользовались ближайшим, соседским. Он стоял невдалеке, в трёхстах метрах. После дождя, этот короткий путь к колодцу, превращался в сущую пытку. Хорошо, если надо пару вёдер. А если затеять стирку? Представьте, сколько нужно воды для бани и домашней скотины. И так каждый день, в любую погоду, когда больше, когда меньше. С грузом ходить небезопасно: было дело, с полными вёдрами поскользнулся, упал и серьёзно повредил поясницу. Осерчал на себя… Что я не способен поставить колодец?

   Расспросил соседей и знакомых о способах добычи воды. Выбор был небольшой: бурить колонку или копать. Первый вариант отпадал сразу: в грунте было немало валунов. Бывало, бурили многократно, да так и бросали затею. Оставался второй вариант…

   Колодец надо копать быстро, иначе осыпятся стенки и прощай выполненная работа. Мой предшественник  тоже «ставил» колодец, однако пошли затяжные дожди, потом приключился «запой» и шурф обсыпался. Так и носил воду пока не уехал…

Немало важно было выбрать материал для колодезного сруба. Можно взять дерево, например, лиственницу или другой материала, например, трубу большого диаметра. Наш план был необычайно прост: копаешь шурф глубинной до девяти метров, доходишь до воды, ставишь трубу, засыпаешь, опускаешь глубинный насос и качаешь водичку.

   Мой приятель, учитель сельской школы, Анатолий Соломатин был озадачен такой же проблемой. Через работников дорожно-ремонтной службы он достал асбоцементные трубы, и они два года благополучно пролежали возле дома. Дальше дело не пошло. Может быть, опасался, что попадётся большой валун и весь труд пойдёт насмарку. Кто знает… Риск попадания на неподъёмный валун был достаточно высок. Он предложил мне трубы, сказав, что себе найдёт. Я же не стал отказываться.

   В одиночку шурф не выкопать. Можно было нанять кого-нибудь, однако я решил не рисковать и договорился с братом Андреем.

   Андрей приехал в начале июня, и мы приступили.

   Выбрали место во дворе, установили блок для подъёма грунта и принялись копать.
Топольное  находится на территории древнего речного русла Ануя и мы соответственно ожидали различные осадочные породы.

 С глубины трёх метров пошли разнородные слои: жёлтая глина… тёмно-синяя… с речным песком и большим количеством камней. Прошли два слоя белого крупнозернистого песка, удивительной чистоты и белизны.

   На глубине шести метров, из ведра с грунтом вывалился небольшой камень и повредил Андрею руку. Ему пришлось уехать домой. Мы с Татьяной поговорили и вызвали тестя из Горняка. Пока он добирался вкруговую, через Барнаул, Бийск и Солонешное, прошла неделя. Во время ожидания занялся второстепенными делами.

   Приехал Иван Денисович… Уже на глубине семи с половиной метров, появилась вода, холодная-прехолодная…  Выемка грунта значительно усложнилась: камни в мокрой глине… они как мыло. А надо ещё прокопать не менее семидесяти сантиметров.

   Попросил у соседа резиновый и утеплённый гидрокостюм. Стало теплее, но всё равно делали частые перерывы и грелись чаем.

Трудные сантиметры прошли за несколько дней… Отпуск у Ивана Денисовича заканчивался, и он уехал домой. Теперь можно было справиться без него.

   Директор нашего совхоза помог с подъёмным краном. Совместными усилиями опустили трубы и закрепили. В течение нескольких дней засыпал шурф. Теперь можно было не спешить…

    Собрал водозаборную систему и закрепил в трубе. Включил насос, и пошла вода с примесью песка, мелких камешков и глины.

УРА! ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВОДА!

   Наши соседи пришли договариваться о пользовании водой. Воды было не жалко, к тому же она от частого разбора только чище становится.

   Среди наших друзей появились желающие совершить подобный подвиг. В наших местах было актуальней «выкопать колодец», чем «посадить дерево». Но подвиг не случился, потому что он хотел выкопать монументальное сооружение, применив бетонные кольца. На пятиметровой глубине попался огромный валун, весом не менее полутонны. Вытащили его гусеничным трактором. До воды не докопали: на целый месяц зарядили ежедневные дожди и шурф обвалился. Не судьба…

   Прошло двадцать пять лет, а мы с Татьяной вспоминаем тополинскую эпопею с водой как незаурядную историю из нашей семейной жизни.

   Мы давно уехали, а колодец-колонка до сих пор исправно даёт воду.