Дитя тьмы

Мария Моргенштерн
Безусловно, тема демонических детей в кино уже навряд ли кого-то удивит, но о фильме (а точнее, хорошем сборном плагиате)  Хаума Коллет-Сера «Orphan» стоит сказать отдельно.
Как и о безобразном переводе названия – «Дитя Тьмы», о названии, абсолютно не соответствующем сути фильма, ведь главная героиня отнюдь не порождение мрака… и даже не дитя!
Не может не радовать то, что сценаристы, миксуя все более-менее известные child-хорроры, как, например, недавно вышедшее в прокат «Дело №39» и классические «Звонок» и «Омен», все же сумели создать оригинальную и интригующую, хотя и несколько сюрреалистичную концовку.
Хотя начало на оригинальность не претендует, более того, грешит откровенной нелогичностью: женщина, бывшая (не до конца еще излечившаяся) алкоголичка, тяжело переживает смерть третьего ребенка, и решает усыновить кого-то, кому она смогла бы подарить любовь, предназначавшуюся той, мертворожденной девочке. Сразу же возникает вопрос, почему бы Кейт (В. Фармига, комично надувающая щечки и говорящая «фу» и «пуф» на протяжении всего фильма) не отдать эту самую любовь двум другим детям, так нуждающимся в ней: практически глухой девочке Макс (А. Энджиниа) и мальчику Дэни (Дж. Беннет), вступившему в пресловутый «переходный возраст»? Более того, почему героиня, страдающая от переизбытка материнских чувств, сурово отчитывает бедняжку Макс, своей игрой помешавшую работе?
Дальше – больше. Кейт сомневается в своей готовности к усыновлению изливает душу доктору Браунинг (М. Мартиндейл), но все же едет в приют, выбирает Эстер (И. Фурман), и едва ли не прыгает от восторга.
Сюжетными странностями окружена и «крошка» Эстер. Почему, к примеру, ее так долго не вычислили по зубам, неужели в приютах медосмотров не бывает? И откуда у нее все эти винтажные платьица, если все воспитанницы приюта носят что-то вроде формы, а сама она, к тому же, сбежала из горящего дома? Чемоданчик собирала перед поджогом, так, что ли? И как у карлицы, имеющей в 33 зубки старухи лет эдак 90, может быть такая кожа или такой голос? В чемоданчике погорельца случайно нашлись килограммы грима и устройство для изменения тембра?
Странным является и папочка Джон (П. Сарсгаард): красноречиво требует доверия жены, но отказывается хоть на минутку, на секундочку поверить ее слован. Ну да ничего, в процессе он за это еще поплатится.
Хватит, пожалуй, о недочетах, ведь есть в фильме и несомненные плюсы. Например, операторская работа Дж. Оттмена: чудесные крупные планы, интерьерные съемки и, конечно, пейзажные виды. Чего стоит, к примеру, сцена на\в пруду (явно заимствованная из «Звонка», но от этого не менее яркая), когда лицо Эстер бледным мерцающим пятном постепенно исчезает в глубине, или же предшествующая этому фантастическая гонка Кейт по ночной трассе.
Изабелль Фурман, на мой взгляд, достойно справилась как с ролью невинного ребенка, так и с ролью в очередной раз отчаявшейся сумасшедшей женщины, хотя во втором случае, безусловно, немалое значение имеет убедительная работа гримеров.
Совсем еще юная Ариана Энджиниа довольно мила и, как мне кажется, тоже сумела точно выразить чувства своей героини: ее страх перед «сестренкой», неприязнь к ней, желание помочь Кейт и внутреннюю борьбу инстинкта самосохранения и любви к матери.
К сожалению, не могу сказать того же о Джимми Беннете, по моему мнению, самом слабом актере фильма. Мальчик абсолютно неестественен, а каждая его реплика, каждый взгляд, каждое движение – дежурно-деревянно-заученные.
Что же останется, если отбросить всю «технику» съемок и оставить лишь идею и сюжетную психологию? Мысль, что приемные русские тетеньки (кстати, в русской озвучке этот вариант благоразумно опущен) крушат семьи и вообще все на своем пути к неизвестно чему? Да, если судить поверхностно. При ближайшем же рассмотрении на поверхность трусливо и робко выплывает идея о том, что в семье должно быть доверие и взаимопонимание. А беспредел хоррорных деток – уже результат отсутствия этих качеств.
В целом в фильме несколько больше плюсов, нежели недочетов, и его стоит, разумеется, стоит посмотреть всем ценителям жанра… А вот рядовые киноманы, наверное, хотя и не останутся равнодушными после просмотра и составят свое, ни на чье не похожее, мнение, поражены новизной и уникальностью сюжета вряд ли будут.