про Алену Апину

Захира Маргарита Шетлер
"мой Ангел-Хранитель, мой «невидимый друг» "


Глава № 1 «отсутствие Рая»

Шел 1996-й год  - проблемы в школе, проблемы в семье, проблемы с деньгами. Я словно катилась в черную-черную бездну. Будущее не предвещало ничего оптимистичного.
Мне было 12. Помню долгие прогулки в одиночестве по Каменному острову, по Кировскому проспекту – холодно или тепло, голодная или сытая, радостная или грустная – лишь бы не сидеть дома. На улице был глоток свежего воздуха, луч солнца – короткое забвение от повседневного кошмара. Мне не хватало любви, свободы, понимания и искренности в окружающих меня людях. Искренность в то время почему-то была особенным дефицитом. Ее  пытались спрятать, как что-то преступное и неприличное.
В моей школе все были лицемерными, от учеников до директора. Школа была настоящей тюрьмой, террариумом со змеями и называлась гимназией. Там любили собирать бешеные деньги на нужды школы, обращаться с интеллигентными учениками, как с отбросами, а с более «живучими» выпивать. Там девочки красились с пятого класса и обсуждали у кого кривые ноги, а кто толстый или тощий, кто немодно одевается, у кого неправильный прикус. Я была и высокая и тощая, и прикус неправильный, и не модно одевалась, да еще училась с двойки на тройку. Можно сказать, что я играла роль профессиональной жертвы.
Учителя и родные при этом совершенно не понимали, почему это я так плохо учусь и вместо того, что бы делать домашку, бегу нянчиться с малышами в соседний детский сад. Меня хотели видеть успевающей по предметам  и такой же, как все «нормальные» дети.
А я хотела петь – даже собрала в своем классе группу «Лиловый котенок». Мы сами сочиняли песни и исполняли на школьных праздниках. Я тогда жутко фальшивила и ни на чем не играла, но удовольствие от процесса получала колоссальное. Моя подруга училась в музыкальной школе и легко сочиняла для нас музыку, а тексты мы писали вместе и вместе пели.
Уже тогда Алена Апина была моей любимой певицей. Я всегда считала ее очень красивой, умной…и очень искренней. Думаю, человеческому голосу свойственно передавать различные энергетические вибрации, эмоции и даже мысли. Ее голосу я поверила сразу. И глаза – ее глазам я тоже поверила. Иногда мне казалось, что я могу своим сердцем прикоснуться к ее сердцу, что маленькая вырезка из газеты с ее фото оживает в моих руках и излучает тепло. И в  какой-то момент мысли об этом человеке заполнили большую часть моего существа.
Со мной такое было впервые – до этого я не испытывала любви к людям – мне больше нравились растения и животные.
Я очень хотела попасть на концерт Алены, хотела увидеть ее, просто оказаться рядом. Желание это было настолько сильным, что когда я услышала о предстоящем концерте в БКЗ, у меня не возникло ни малейших сомнений, что я там буду. Я рассказала об этом всем своим подружкам, и каждый день мечтала об этой встрече. А потом выяснилось, что родители и не собираются делать мне такого подарка, тем более, что я так плохо учусь. Сколько же было истерик и слез в подушку. Но я это пережила и решила, что сама накоплю на билет с карманных денег на следующий концерт, и пойду, во что бы то ни стало.

Глава № 2 « единственная защита»

В тот год я получила в аттестате  четыре двойки по основным предметам, и меня  благополучно оставили на второй год. Это была настоящая катастрофа. Что бы хоть как-то выразить свои чувства, я начала писать стихи – это помогло.
Обстоятельства моей жизни ухудшались и созданный моим воображением образ Алены Апиной, как Ангела-Хранителя, крепчал. Я начала с ней разговаривать, просить о помощи. Она стала таким «невидимым другом», каких часто придумывают себе дети, не справляясь со стрессами повседневной жизни.
Помню, когда  была прямая трансляция программы «Музыкальный ринг» , я узнала, что могу быть настоящей болельщицей. Я так переживала, что бы Алена победила, так прыгала по квартире и кричала, что сама себе сильно удивилась.
В тот же год, летом я впервые начала обучаться вокалу. Бабушка отвела меня в дом детского творчества, где сама была учителем по фортепиано. Мне очень повезло с учительницей. Помимо того, что она поставила мне слух и нашла голос, она сделала еще одну очень важную вещь – посоветовала, что бы мне купили плеер с наушниками для самостоятельных занятий дома. Разумеется, как только эта замечательная вещь оказалась в моих руках, я купила свою первую кассету  с песнями Алены Апиной. Впоследствии кассет стало три, потом пять, потом восемь. Каждый вечер перед сном я просто садилась по-турецки на кровать и два часа подряд проходила этакую психологическую терапию с помощью Алениных песен. Я словно полностью теряла контакт с внешним миром,  отгораживалась от него, полностью, погружаясь своим сознанием в интонации ее голоса.
Помню, напротив моей кровати был большой шкаф с большим зеркалом – я сидела с наушниками, смотрелась в это зеркало и очень хотела стать похожей на Алену. Вскоре над моей кроватью,  на стенке второго шкафа появились большие вырезки с изображением Апиной из разных журналов. Ее взгляд на этих  фотках был таким живым, мне казалось, что она этим взглядом отвечает на мои вопросы, утешает, когда мне плохо.
Моих родителей очень раздражал вид меня, часами сидящей на кровати с плеером и уставившейся, как зомби, на фотографии Алены. А это их раздражение заставляло меня еще больше концентрироваться  на голосе и образе любимой певицы, и еще сильнее отгораживаться, защищаться от окружающего меня мира.
Итак,  в 97-м году я второй раз отправилась в 7-мой класс. На что это было похоже? Поделюсь опытом, поскольку мало кому довелось пережить это в своей собственной жизни. Ну, на фильм «Чучело» с участием Кристины Арбакайте это было сильно похоже – примерно такие же «добрые» одноклассники, да и школа за прошедшее лето лучше не стала. Началась настоящая борьба за выживание. Постоянные насмешки одноклассниц, дома участившиеся ссоры родителей. Вы не представляете, каким страшным переживанием может стать невинный семейный обед! Когда все члены семьи начинают группироваться друг против друга, выбирают одного и говорят ему все плохое, что о нем знают. Я до сих пор не понимаю, как это можно назвать семьей?!  И как мы трое не отравились насмерть благодаря такому приятному приему пищи? Как правило, такой обед заканчивался дружным нападением мамы и папы на меня, доведением меня до полной истерики, и моим бегством в спальню, где я что делала? Правильно! Я хватала плеер, усаживалась на кровать, на бегу вытирая слезы, врубала Апину, и через пять минут уже могла улыбнуться. Вообще, с этим плеером я в тот год не расставалась ни в школе, ни на улице – даже в метро слушала. Возникло такое ощущение, что голос Алены стал частью моего собственного организма, влился в мою кровь и даже в интонации моего собственного голоса.

Глава № 3 « Эпопея с дневником»

Я, как и собиралась, начала копить деньги на следующий концерт. Я откладывала с тех денег, что мне давали на обеды в школе. Но мне хотелось не просто пойти на концерт, а как-то познакомиться с Аленой, что-то ей рассказать о себе и о моих чувствах и благодарности к ней. И я купила огромную тетрадь, которая стала моим первым дневником. Я не умела вести дневник, поэтому писала так, как если бы просто разговаривала с Аленой. В этом дневнике  рассказывала все, что хотела и о своей повседневной жизни, о своих страданиях, о своих проблемах в школе и дома, о своей любви к ней.
Но однажды с этим дневником случилось нечто совсем неприятное. В один прекрасный день его прочитала моя мама. Я почему-то была уверена, что родителям совсем не интересно читать мои записи, тем более личные, так что особо его и не прятала. Эта ошибка привела к целому скандалу с киданием  и разбиванием об стенку моего любимого плеера.
 Мы с мамой очень разные люди, антиподы – если я вижу белое, она называет это черным и наоборот. Она всегда считала, что главное в воспитании ребенка, это накормить, обуть, одеть и блюсти. Естественно, ей было совсем неприятно и непонятно прочесть в моем дневнике, что я «какую-то Апину»,  которая меня не кормит и не одевает, люблю больше собственной матери. Объяснять ей в тот момент, что любовь, в моем понимании, вообще не связана с материальными вещами, было абсолютно бесполезно.
Тем не менее, все потом наладилось. Мама сама починила и вернула плеер, дневник вообще каким-то чудом выжил во всей этой «Варфоломеевской ночи». Конечно, потом я уже стала его припрятывать, от греха подальше.

Глава № 4 «Конкурс чтецов и первая встреча»

 В тот год вообще происходило много интересного. Я продолжала ходить на сольное пение – это вселяло в меня большую надежду на то, что я стану однажды певицей, как Апина. Я начала мечтать о сцене, микрофонах и залах, полных зрителей.
Я стала заражаться тем сценическим куражом, который есть в Алене,  перенимая его на каком-то подсознательном уровне.
Стихи я писала все чаще и завела специальную тетрадочку. А ближе к весне случилось то, что действительно сильно изменило мою дальнейшую жизнь.
В школе объявили о конкурсе чтецов. Подружка из моего предыдущего класса уже ходила в литературную студию и собиралась принять участие в этом конкурсе. А мне стало немного завидно, и я решила написать такой стих, с которым смогу там выступить и победить. Ну, разумеется, поскольку в тот год большинство моих мыслей и приятных переживаний   сводилось к Алене Апиной, то и стих был, конечно же, посвящен ей и назывался он «Ангел-Хранитель».

 Я его написала и подала заявку на участие в конкурсе.
На следующий день учительница по литературе вызвала меня к доске и попросила прочесть этот стих перед всем классом так, как я предполагаю его читать на конкурсе.
Я была в ужасе и вообще очень удивилась такой просьбе, но стих прочла. К еще большему моему удивлению и радости, одноклассники слегка обалдели и, даже, с трудом поверили, что это я сама написала такое стихотворение.
Конкурс я выиграла, точнее, разделила первое место с той своей подружкой из прошлого класса. Это сильно подняло мою самооценку, и я тогда впервые почувствовала, что это такое, выступать на сцене.
Тем временем, приближался долгожданный концерт Алены Апиной и Мурата Насырова в БКЗ Октябрьский. Денег я накопила достаточно, дневник уже заполнили многочисленные излияния и даже стихи. Единственное, я боялась, что когда увижу Алену в реальности, то,  скорее всего, просто упаду в обморок. К счастью, этого не произошло.
 Я впервые была в БКЗ, я вообще впервые в жизни была на настоящем концерте эстрадной певицы, не говоря уже о том, что это была моя любимая певица. У меня были цветы, и между песнями я побежала их дарить. К моему удивлению, когда я подошла  к Алене, все мое волнение совершенно исчезло, внутри возникло удивительное и глубокое спокойствие. Я подарила цветы и свой дневник, при виде которого у Алены слегка увеличились глаза. Действительно, притащить такую бандуру, это было сильно.
Тем не менее, я очень боялась, что мой дневник потеряют на сцене и Алена так никогда его и не прочтет. До сих пор не знаю, читала она его или нет. Но потом по телевизору вышла какая-то передача, где Алена вдруг сказала такую странную фразу, что, несмотря на ее любовь к родственникам и друзьям, смыслом жизни для нее являются  поклонники. Я тогда все надеялась, что может это реакция от прочтения моего дневника. Но в то время, у Алены было много безумных поклонников, которые могли совершить и нечто более впечатляющее, чем дневник школьницы-фанатки.
Зато после того концерта жизнь моя стала налаживаться. Меня благополучно выгнали из школы, потому что дважды на второй год оставлять как-то не принято. Все три моих годовых двойки были выправлены на тройки,  и на следующий год я пошла в обычную нормальную школу.


Глава № 5 «новое и счастливое»

Счастье мое описать было просто не возможно! Первые полгода у меня вообще было такое ощущение, что летние каникулы так и не закончились. Учителя были нормальные, они меня все почему-то сразу полюбили. Двойки мгновенно превратились в пятерки, и я поняла, что такое, быть отличницей и таскать классный журнал. В моем новом классе было 28 мальчиков и 4 девочки. Разумеется, мальчики были полными раздалбаями, и на их фоне я смотрелась просто великолепно!
С другой стороны, в тот год я начала ходить в литературный клуб «Дерзание». Начались постоянные выступления, публикации, встречи с интереснейшими людьми. От школы меня посылали на районные конкурсы чтецов.

На одном таком конкурсе произошла поистине неимоверная история. Я выступала только со стихом «Ангел-Хранитель», поскольку он был самым добротным из всего, что  тогда успела написать. И вот прихожу  на районный конкурс чтецов и слышу, что читать можно только классику. Делать нечего. Выхожу на сцену и говорю : «ранее творчество Анны Ахматовой» , и читаю своего «Ангела-Хранителя». В зале сидели районные методисты, учителя по литературе – хоть бы кто не согласился с моим утверждением!
Так что можно считать, что Анна Ахматова однажды в юности…так, совсем случайно, посвятила стихотворение Алене Апиной. Кстати, я даже заняла в этом конкурсе второе место! Вот они, наши школы, вот оно, наше образование.
Еще помню интересный случай, когда  пошла получать приз на очередном из районных конкурсов. Вдруг в зале ни с того ни с сего заиграла песня «Узелки» - именно в тот момент, когда я шла по проходу к сцене за своей наградой! Такое нарочно не придумаешь.

И похожий случай произошел в школе, когда там только-только установили школьное радио. На переменах решили включать детям разные эстрадные песни.
Алена тогда вовсю пела с Муратом Насыровым, но уже появлялись новые исполнители, такие, как Земфира и «Гости из будущего», которые детям нравились больше, считались более модными. Помню, на перемене я мечтательно сказала своей однокласснице, что мне бы хотелось услышать по этому, школьному радио Апину. Одноклассница повертела пальцем у виска и сказала, что это практически нереально, что будут ставить более модных исполнителей. И ровно в тот самый момент, как она это произнесла, вдруг на всю школу заиграли «Лунные ночи»!


Глава № 6 «Галина»

Приближался новый концерт Алены в Питере - уже сольник. Как и в прошлый раз, я купила билет подешевле, а села поближе. Не знаю, как сейчас, а раньше в БКЗ на первых рядах было много свободных мест, которые занимались блатными и теми, кто пошустрее.
Вот сижу я на втором ряду и трясусь от страха, чтобы меня не согнали, а рядом со мной еще одно пустое место. И вдруг подходит ко мне женщина, невысокая и уже относительно в возрасте, спрашивает, свободно ли то пустое место. Я сказала, как есть, и она села рядом. Мне сразу довелось узнать, что она давняя подруга клавишника и саксофониста Алены и зовут ее…,кажется Галиной (сейчас уже плохо помню).
Мне было 14, и я была очень непосредственная, поэтому сразу в шутку спросила, не познакомит ли она меня с ними. Я, конечно, больше хотела познакомиться с Аленой.
Галина ответила, что «такого уговора не было», и я поняла, что мне ничего не светит.
На протяжении всего концерта Галина давала интереснейшие комментарии про этих двух музыкантов и всячески со мной общалась. Мне это было приятно и лестно. Я ей рассказывала, что занимаюсь поэзией и очень хочу писать песни для Алены.
Когда концерт закончился, Галина вдруг повернулась ко мне и сказала: «Ну, вот теперь мы можем подойти к сцене». Я так обрадовалась! Не думала, что она действительно позволит мне присутствовать при ее общении с музыкантами.
Мы стояли и ждали. Народ почти разошелся и маленькие злобные старушки уже вовсю пытались нас выгнать. Когда мы уже потеряли всякую надежду и подходили к выходу из зала, я вдруг интуитивно обернулась, и увидела,  что на сцену вышел саксофонист. Галина попросила меня постоять в сторонке и стала с ним разговаривать. Я стояла совсем близко от них и слышала каждое слово: и  про плохой звук на сцене, и про гостиницу… Он спросил Галину про меня, она на это как-то оправдалась, типа: «да вот, девочка стихи пишет». Потом им понадобилась ручка, и попросили у меня – у меня она как раз была. Я потом эту ручку считала счастливой,  что к ней прикасался саксофонист Апиной – так по-детски!
А когда на следующем концерте Алена, сидя в машине, дала мне автограф, мне почему-то было совсем неприятно. Это наверно был первый автограф в моей жизни. Не знаю почему, но в тот момент я почувствовала себя так паршиво, мне показалось, что это вообще унизительное занятие, получать от кого-то автограф, тем более, если это происходит в спешке и в рабочем порядке.


Глава № 7 «расставание»

Жизнь удивительным образом становилась все лучше и лучше. Я впервые влюбилась, мои стихи печатали в сборниках и газетах, я начала слушать и других исполнителей, помимо Апиной. Мне нравились: Земфира, Ночные снайперы, Галина Хомчик и Ольга Арефьева. Но, Алена всегда была частью моей жизни и моего существа. Песни, прослушанные более чем по миллиону раз, уже сами по себе звучали в моей голове. Я начала читать Довлатова,  потому что в одном из интервью Алена его очень рекомендовала. Мне было интересно и важно читать с ней разные интервью, поскольку я интересовалась ее мнением по всем возможным вопросам. Я у нее училась. Как она двигается, как говорит, что читает, что слушает, с кем дружит, как к чему относится – все это как бы ассимилировалось в моем сознании. Как и у других фанатов, у меня был альбом с ее фотками из газет и где-то еще отдельно лежали вырезки с интервью.
Я очень обрадовалась, когда узнала, что у нее наконец-то будет ребенок. Так радуются только за близких друзей или родных. А когда Ксюша родилась, мне приснился сон, что я с ней нянчусь, и на утро проснулась с  удивительно-приятной теплотой в сердце.

Все же я замечала, что стала меньше думать об Апиной. Она реже появлялась в телевизионных передачах, а ее новые песни были какими-то не такими. Мне было очень грустно признавать, что я действительно так чувствую, поскольку уже давно привыкла испытывать к творчеству Алены безусловное и огромное восхищение.
Одновременно с этим, мое собственное творчество резко пошло на спад. Сначала я поступила в колледж питания, и стала поваром, что совсем не располагает к написанию стихов. Затем в течение шести лет занималась своим духовным развитием и писала только «в стол».
Иногда я с радостью слушала альбомы Апиной – у меня их штук десять, если не больше. Но чаще ставила других исполнителей – рок или авторскую песню.
Сняла все фотки Алены со своего шкафа, да мы и переехали на новую квартиру. Потом выкинула вырезки с интервью, а потом даже тот альбомчик с  фотками – хотела так избавиться от привязанности.
Год назад я почувствовала большое желание вернуть свою творческую жизнь, но это было совсем не просто. Сначала я просто не знала, где бы мне попробовать выступить с новыми стихами или песнями. А прошлым летом  читала свои стихи на фестивале и поняла, что проблема скорее в другом. Я вдруг с ужасом осознала, что совершенно потеряла сценический кураж. И для меня стало настоящей головоломкой, как же вернуть его на место?


Глава № 8 « соединение »
 
Так и не найдя ответа на этот животрепещущий вопрос, я продолжала подготавливать почву для своих выступлений – знакомилась с интересными людьми, записывала свои песни на компьютер, готовила квартирник, сочиняла новые песни и стихи, пошла на вокал.
А на занятиях по вокалу обнаружилось, что мне как-то морально неудобно учиться на собственных песнях. Я сказала, что хочу разучивать песню Алены Апиной «На клавишах жизни». Мой учитель по вокалу очень удивилась, тому факту, что мне вообще могла когда-то нравиться Апина. А на меня сразу же нахлынули все те воспоминания.
Вернувшись домой, я перерыла весь интернет и нашла огромное количество видео с разных интервью и концертов, почитала новости на официальном сайте, послушала новые песни. Мне близко то, что в последнее время говорит Алена в своих интервью – что мысль материальна, что надо уметь радоваться каждой минуте жизни, что надо быть осознаннее и заполнять каждые полчаса своей жизни интереснейшими событиями. Вроде простые слова, но из ее уст они впечатляют меня намного сильнее, чем прочитанные в книгах разных духовных учителей. Меня невероятно восхитил тот факт, что она может сесть в полный лотос, и очень понравились некоторые из новых песен.
Кажется, что произошел некий щелчок, и наши «проводки» вновь соединились. Смотря на Алену, слушая ее голос, я, наконец, начала вспоминать, что же такое кураж и как он работает. Кураж – это не что-то чему можно научить на словах – он передается от сердца к сердцу, через взгляд, улыбку, жест.
Я смотрела на новые фотографии Алены и ощущала такую невероятную близость, что даже трудно описать словами.
Теперь  знаю, что дальше все будет отлично. Я, наконец, разберусь со своим куражом, и тогда мне море будет по колено, буду выступать, писать песни и книжки.
А Алена снова станет самой популярной в стране певицей. Это уже начинает происходить. Чувствую, что скоро грядет концерт в Питере, на который я обязательно попаду.
Здорово, что в моей жизни был и снова есть такой замечательный светлый человек – мой Ангел-Хранитель, мой «невидимый друг».