Башкирское хореографическое училище с фото

Нина Тур
 опубликовано в ж. "Панорама Башкортостана", ж. "Ватандаш"             

  Когда  в феврале 1983 года Министерство культуры РСФСР подписало приказ « Об организации хореографического училища в  г. Уфе», место для нового учебного заведения было выбрано отнюдь не случайно.
Уфа – город с давними балетными традициями.  Еще в 1934 году сюда приехал (его «приехали») знаменитый хореограф Карл Варфоломеевич Матсон, здесь преподавала артистка труппы Дягилева Анна Ивановна Удальцова, в 1934 году молодой балетмейстер, выпускник МХУ Файзи Гаскаров набрал группу детей – 7 девочек и 7 мальчиков – с хорошими данными и повез их учиться в Ленинградское хореографическое училище, где была по его  инициативе создана Башкирская студия при ЛХУ.
 Они и стали солистами балетной труппы  в открытом в 1938 году Башкирском театре Оперы и балета.
  В 40-е годы  здесь работали и ставили  спектакли артистки балета Кировского театра Елена Константиновна Войтович и  Нина Александровна Анисимова.
В 1953 при театре открылась балетная студия. Преподавала Загида Нуреевна Бахтиярова, давал уроки и сам главный балетмейстер Виктор Гансович Пяри. В студии учился юный Рудик Нуреев.
  В 70-е годы в Училище искусств существовало хореографическое отделение.
Для нового училища можно было, конечно, построить  современное типовое здание, как это сделали в Перми – качество преподавания знаменитой Людмилы Сахаровой от этого не  ухудшилось.
  Но когда обучение прекраснейшему из искусств ведется на красивейшей улице мира – имени зодчего Росси – тогда, как говорится, и стены помогают.
 В Уфе пошли именно по этому пути. Для занятий хореографией был отдан дом, где до революции помещалась женская гимназия, а после - средняя школа № 2 , в которой учился будущий великий танцовщик, директор балета парижской Гранд – Опера Рудольф Нуреев, чье имя и носит теперь училище. Это – памятник архитектуры, охраняемый государством, в русском провинциальном стиле. Именно в нем и было торжественно открыто 31 декабря 1985 новое балетное училище. А вот новая пристройка-общежитие и внутренняя отделка старого здания, умело сочетающая в себе строгость, торжественность и уют - это, безусловно, заслуга первого директора А.С.Бикчурина.
 Задолго до этого юбилея и вовсе не в связи с ним  я слышала отзывы об Алике Салиховиче:
- Вот человек на своем месте!
Еще бы! Выпускник лучшего в стране (наряду с МАХУ) Ленинградского хореографического училища, он после его окончания в 1956 году получил приглашение  танцевать на сцене Кировского театра, но предпочел вернуться на родину, стал  ведущим солистом Башкирского театра оперы  и балета, удостоенным  в 1969 году звания «Заслуженный артист БАССР»,  а  в преддверии завершения балетной карьеры окончил  юридический факультет  БГУ и успел   десять лет поработать  заведующим отделом в Обкоме профсоюзов, так что опыт и профессиональной, и руководящей работы у него был накоплен большой.
  Именно он добился – и вовремя, пока инициативу не перехватила Казань! -  чтобы нашему  училищу присвоили имя  великого танцовщика Рудольфа Нуреева, учившегося  в  40-50 годы  в  том самом здании, где  теперь размещается хореографическое училище.
 Алик Салихович предвидел далекие перспективы – это дало возможность открыть и проводить в Уфе балетные фестивали имени Рудольфа Нуреева, на который съезжаются ведущие солисты и коллективы со всей Европы.
  С нынешнего учебного года училищем руководит Ахат Ахметович Фасхутдинов ( с прискорбием сообщаю: на днях, 11 января 2010 года,  покинувший нас в возрасте 59 лет), , в прошлом артист Гаскаровского ансамбля, выпускник Ленинградского института театра, музыки, кинематографии, а художественным руководителем стала народная артистка России и Башкортостана, лауреат премии Салавата Юлаева Э.С.Куватова.
 После его кончины директором училища стала Элеонора Сафиевна. За четверть века она станцевала в Башкирском театре Оперы и балета все ведущие партии в балетах русской и мировой балетной классики, а в национальных балетах часто была первой исполнительницей.
  До революции, а при советской власти – до войны в балетных училищах страны учили десять лет, теперь – восемь, таким образом, дети, окончив начальную школу и выдержав вступительные экзамены, поступают в первый класс училища. Окончив 5 классов, переходят на первый курс – это возраст 10-классников средней школы – и учатся еще три курса, в 19 лет получая диплом артиста балета или артиста ансамбля народного танца.  В этом году  в Академии искусств начали обучение по новой специальности: педагогика балета, где наиболее перспективные смогут получить высшее образование.
 Уже в первом выпуске 1993 года засверкали такие звезды, как Роман Рыкин,  Николай Годунов, Анжела Тагирова, Анна Хасанова.
Роман Рыкин, 16- летним  первокурсником приглашенный на ведущие партии в БГТОБ,
в 17 на Всесоюзном конкурсе 1991 года в Баку  занял I место в старшей возрастной группе, т.е. среди 19-летних выпускников. И, наконец, в 1993 он – золотой призер Международного конкурса в Лозанне (Швейцария). Ему предложили работу  по контракту  сразу в нескольких известных труппах, но он заявил, что сначала хочет завершить обучение в БХУ. Только после международного конкурса в Джексоне (США), когда его, бронзового призера, пригласили в  Английский национальный балет, он ответил согласием. Сейчас он солист  Бостонской балетной компании (США).
Николай Годунов был солистом в Мариинском театре, теперь он танцует  в Германии.
Анжела Тагирова, лауреат конкурса в Сеуле, была - к сожалению, очень недолго: она рано умерла - ведущей солисткой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, созданного  в 1941 в результате слияния Оперного театра им. Станиславского и Музыкального театра им. Немировича-Данченко.
 Андрей Меркурьев, приехавший в Уфу из Сыктывкара, ставший в 2005 лауреатом «Золотой маски», после окончания училища  танцует в Большом театре.
Татьяна Краснова, Инна Бикбулатова, Айдар Шайдуллин  - солисты в «Кремлевском балете» у балетмейстера Андрея Петрова, поставившего в Уфе балет «Аркаим» на музыку Лейлы Исмагиловой.
Наталья Сологуб дважды становилась лауреатом « Золотой маски», танцевала в Мариинском, теперь - в Дрезденской опере.
Гузель Сулейманова (полная тезка нашей великой балерины),  Анна Хасанова, Елена Фомина, Лилия Кагарманова, Гульсина Мавлюкасова, Аркадий Зинов, Ильдар Маняпов, Ринат Абушахманов стали ведущими солистами Башкирского театра оперы и балета.
На его сцене ежегодно показывают более тридцати спектаклей училища.
 «Волшебная флейта» Дриго, которую БХУ привез для презентации училища на родину российского балета (история Мариинского театра восходит к 30-м годам XYIII века) стала, как писал народный артист СССР С.Викулов в газете «Вечерний Санкт-Петербург», «откровением для петербуржцев: не всякий столичный театр может похвастаться таким уровнем исполнения».
  Этот уровень в своих учениках воспитывают и поддерживают  замечательные  педагоги,  прошедшие  великолепную школу Ленинградского и Пермского хореографических  училищ,   танцевавшие в свое время ведущие партии на сцене нашего театра: Венера Хакимовна Галимова, Олия Галеевна Вильданова, Эмма Мухаметовна Тимиргазина, Зухра Хамитовна Ильясова, Людмила Васильевна Шапкина, Серафима Ивановна Саттарова, Фарида Хашимовна Мустаева, Марат Аглямович Каримов, Наиль Сарварович Сарваров.
Сейчас здесь обучается почти 300 учащихся из Башкортостана, Коми, Калмыкии, Чувашии, Удмуртии, Татарстана, Тувы, а также из Москвы, Санкт-Петербурга и даже Японии.
В БХУ созданы прекрасные условия для занятий: 9 танцевальных залов, сцена учебного театра, специально оборудованные кабинеты, где будущие балерины и танцовщики занимаются по программам трех школ: общеобразовательной, музыкальной и балетной,  а также изучают языки: французский – язык страны, давшей миру балет, английский и башкирский.
Продолжают образование в Академии русского балета имени А.Я.Вагановой и в Московской Государственной академии хореографии по специальности педагог балета и хореограф.
  Балетная труппа БГТОБ, Башкирский ансамбль народного танца имени Ф.Гаскарова целиком  состоят из выпускников  училища.  БХУ обеспечивает кадрами ансамбли народного танца при филармониях в Стерлитамаке, Нефтекамске, Сибае.
 Остается добавить, что ежегодный отчетный концерт учащихся на сцене Оперного театра всегда становится событием для балетоманов Уфы – билеты раскупаются за месяц, в театре аншлаг, в зале – море цветов. Два, а в прошлом году – три отделения концерта радовали зрителей интересной программой, высокой техникой исполнения и подлинным вдохновением.
 .