Мой Сизиф - любителям мифологии и не только

Стелла Свердлова
- Сизиф!
- Я уже иду, отец!
- Где ты был? Я искал тебя по всему побережью! Ну, что ты натворил на этот раз?
- Ничего страшного, отец!
- Ничего страшного? Тогда почему тебя хочет видеть Зевс?
- Меня? Наконец-то!
- Что, ты рад?
- Конечно, отец! Не каждый день тебя желает видеть главный среди равных!
-  Нет равных ему!
- Разве ты не бог?
- И что из этого?
- Разве ты не равен ему?
- Да как у тебя язык повернулся! Не услышал бы кто!
- Чего ты боишься, ты же бессмертен!
- Есть вещи страшнее смерти!
- Что, например?
- Не время сейчас! Прими ванну, утри тело благовонными маслами и надень свои самые лучшие одежды! Мы идём к Зевсу!
___________________________

- Сизиф! Почему ты не захотел, чтобы я перенёс тебя к Зевсу силой ветра?
- Я хотел пройтись по берегу океана, отец.
- Почему?
- Каждый раз, когда я попадаю сюда, меня охватывает странное чувство тревоги.
- Мой сын боится Посейдона?
- Твой сын никого не боится!
-  Это меня и беспокоит. Тогда в чём дело?
- Не знаю. А чьи это силуэты, отец?
- Это люди. Они наказаны богами за гордыню.
- Как наказаны?
- Страшно! Они обречены катить в гору тяжёлые камни, но всякий раз, когда их камни достигают вершины горы, они по воле богов скатываются вниз. Не смотри туда! Эти камни – удел смертных.
____________________________

- Это и есть твой сын, Эол?
- Да, мой повелитель, это Сизиф.
- Рад видеть тебя, Сизиф!
- Приветствую тебя, великий среди равных!
- Ты не хочешь называть меня повелитель?
- Нет, великий!
- Почему?
- Разве можно повелевать равными?
- Однако ты слишком дерзок! Оставь нас, Эол!
- Ну, а теперь, когда отец ушёл, скажи, почему ты без разрешения взял его арфу?
- Арфа стояла без дела, и никакого вреда не было в том, что я её взял, великий! Тем более, что я очень быстро её вернул!
- Но она не твоя!
- Я не говорю, что она моя!
- Почему же ты не спросил разрешения у отца? Разве ты не знаешь, что нельзя самовольно брать то, что принадлежит богу!
- Но я сын бога!
- Зачем ты брал арфу, Сизиф?
- Ты же знаешь, великий, я её брал, чтобы вместе с Зефиром слетать на Крит!
- Зачем?
- Я хотел выпить молока!
- Разве для этого необходимо лететь на Крит?
- Я хотел выпить молока Амалфеи.
- Не всякий, кто пил молоко Амалфеи, стал великим!
- Но ты же стал!
- Равняешь себя со мной? Не рано ли?
- Просто живу, великий.
- Живёшь, как хочешь!
- Как же ещё можно жить, великий?
- Если бы все жили, как хотели, в мире царил бы Хаос!
- Разве ты не живёшь, как хочешь, великий?
____________________________

- Эол! Твой юный сын слишком горд и дерзок. Он не заслуживает бессмертия! Он будет наказан.
- Мой повелитель!
- На первый раз не слишком строго. Отправь его к матери. Он станет смертным, как она. Но он будет царём города, который сам же и построит. И ещё: это не обсуждается, Эол! А впредь хорошо следи за своей арфой!
_______________________________

- О, великий и могучий повелитель Сизиф! Почему ты велел закрыть ворота жемчужины побережья, славного города Эфиры, пред ликом этого заморского гостя, принесшего тебе несметные сокровища?
- Этот гость обманул тебя, Дафий! Для моего ближайшего советника ты слишком легковерен! Не алмазы и сапфиры привёз этот гость мне, но смерть! Могильным холодом веет от его каравана! Я же готов простить всё, что угодно, кроме лжи и коварства! Даже, если они посланы богами! Вели схватить и заковать этого мрачного гостя в оковы!
________________________________

- Сизиф! Тебе не уйти на этот раз!
- Ты воистину могучий бог, Танат, если тебе удалось вырваться из моих пещер!
- А ты всё так же самонадеян, дерзок и груб! Мне это не нравится, и это не понравится Зевсу!
- Чего ты хочешь? Зевс уже наказал меня за то, что я попробовал молоко божественной козы Амалфеи. Но где сказано, что оно предназначено только Зевсу?
- Ты слишком хитёр, изворотлив и богат! Твоя Эфира кричит о своём могуществе на весь мир! Её убранство злит олимпийцев!
- Вот как! Разве не великий олимпиец повелел мне создать Эфиру?
- Ты должен уйти со мной, Сизиф!
- А ты не боишься, Танат, что твоё царство станет ещё ярче, светлее и богаче Эфиры, если я появлюсь там?
- Я этого не допущу, Сизиф!
- Почему? Разве ты сам этого не хочешь?
- Я хочу того, чего хочет Зевс!
- Так вот настоящая цена бессмертия!
- Что ты в этом понимаешь, смертный?
- Хорошо, Танат, я готов идти с тобой, но ни Аид, ни Персефона не дождутся от моей семьи погребальных жертв!
- Меня это не волнует!
- Разве? А Зевса, наверное, это очень волнует! Ведь большая часть этих жертв поступает к нему!
________________________

- Сизиф, ты мерзко поступил с Танатом,- ты обманул Персефону и Аида! Но, даже, несмотря на это, я вторично призвал тебя!
- Пригласил, великий, пригласил!
- Я не приглашаю, я призываю! Следи за каждым своим словом, смертный, ибо третьего раза не будет! Я готов простить тебе все твои дерзкие выходки: и спутанные конские хвосты в наших колесницах, и то, что ты назвал уродиной одну из богинь…
- Но она, в самом деле, не в моём вкусе, великий!
- Я готов даже забыть обиды Таната, Персефоны и Аида, но при одном условии - ты остаёшься рядом со мной!
 - За что же мне такая честь, великий?
- Ты лишён коварства и корысти.
- Напротив, я люблю золото, власть и красивых женщин!
- Всё это у тебя будет! Я дам тебе всё это!
- Ты не понял, великий: всё это я привык брать сам, сколько и когда захочу! И всё это у меня есть.
- Я верну тебе бессмертие!
- Чего стоит такой подарок, великий, если ты можешь в любую минуту отнять его?
- Как бы там ни было, я так решил! Мне наскучили пресные, трусливые божки в моём окружении! Мне даже незачем тратить силы, чтобы приструнить их! Они жалки и бестолковы!
- Ты всё решил за меня, великий! Но я тебе не давал своего согласия!
- Хватит! Не забывайся, смертный! Те, кто забывались, сейчас таскают в гору тяжёлые камни. И более бесполезного занятия мир не видел! Там ещё много свободных камней, Сизиф!
- Ты угрожаешь мне, великий?
- Только объясняю, что тебя ждёт, если… Ты куда, Сизиф? Наш разговор ещё не окончен! Я не отпускал тебя!
- Я иду за своим камнем, великий! Ты не бойся, твой камень я не трону! Я его оставлю тебе!