Новое место для русского сапога

Вадим Довнар
Давно ожидаемая новость. Президент Чечни Рамзан Кадыров в интервью британскому изданию The Telegraph заявил, что Грузия и Украина являются головной болью России и призвал «переходить в наступление». Почему ожидаемая? Разумеется, не потому, что я, якобы, хочу подобной участи для страны, которая меня приютила после бегства из авторитарной Беларуси. Просто, рано или поздно, это должен был кто-то сказать. (После того, как Россия в августе 2008 года бесцеремонно вмешалась в конфликт Тбилиси и Цхинвале, отправив танки в Южную Осетию, было понятно, что этим РФ не ограничится). Разумеется, сказать это не мог ни президент Дмитрий Медведев, ни премьер Владимир Путин, ни министр иностранных дел Сергей Лавров. (Напомним, официально РФ не имеет к Украине территориальных претензий).
 
Сказать нечто подобное должен был кто-то «обезбашенный», в то же время и наделенный некоторой властью. Кто-то, к кому есть внимание мировой прессы, но чьими устами в то же время якобы не «говорит государство». На чью экзальтированность, в случае чего, можно сослаться во вполне официальных комментариях. Мол, ну погорячился человек, с кем не бывает… При этом, внимание к этой «горячке» в собственном государстве, реакция на «личное мнение» населения, можете не сомневаться, внимательно отслеживается и анализируется весьма компетентными органами.
Ранее роль такого «приколиста» идеально выполнял чрезвычайно популярный в 90-х лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Помните его претенциозное обещание того, что русский солдат еще омоет сапоги в Индийском океане? В момент, когда в стране месяцами не выплачивали зарплаты, офицеры ютились в лучшем случае в «хрущевках», а население РФ вымирало по миллиону в год, это заявление воспринималось как черный юмор. Хотя, безусловно, подливало елей на исстрадавшиеся российские души. (На вопрос, хотели бы вы такого будущего, подавляющее большинство русских сказали бы «да»).
Не прошло и пятнадцати лет, а Государство российское руками наемных убийц уничтожает своих врагов по всему миру (Зелимхан Яндарбиев в Иране, Джохар Дудаев в Чечне, Александр Литвиненко в Великобритании, Анна Политковская в России). Вводит свои войска на территорию суверенного государства (Грузия). Заявляет о своем праве первой, без согласования мирового сообщества, применять ядерное оружие по своему усмотрению. Владимир Вольфович может быть доволен: «российский сапог» покинул границы своей казармы. Правда, сам Жириновский к тому времени устарел (постарел), надоел, «огламурился» (добавьте свой вариант).
Время Кадырова - человека, который в границах своей республики установил ново-старый азиатский порядок, подозреваемого правозащитными организациями в похищениях людей, убийствах оппонентов, подчиняющегося только непосредственно высшему руководству России. «Грузия, Южная Осетия, Украина, все это будет продолжаться и впредь. Это головная боль России. Почему мы должны все время страдать, если можем уничтожить это раз и навсегда? Мы - большая страна, у нас есть все - армия, технология. Нам необходимо переходить в наступление», - призывает Кадыров.
Можете считать меня паникером, но, учитывая все вышесказанное, я не склонен относиться к словам Кадырова так же легкомысленно, как вроде бы отнесся к ним глава Службы безопасности Украины Валентин Наливайченко: «Такие заявления не требуют комментария от европейского государства, но я думаю, что реакция МИД не заставит себя ждать. Единственное, что я бы не преувеличивал – это провокационные заявления иностранцев и их важность для Украины», - сказал глава СБУ в четверг журналистам в Киеве. «У нас все спокойно, мы правовое европейское государство, нас абсолютно не беспокоят такие заявления», - добавил господин Наливайченко.
Не исключено, что глава СБУ просто прикидывается простачком, усыпляя бдительность возможного противника. Не спешит высказывать свое мнение, выжидая, чья возьмет в борьбе за президентское кресло в Украине. Но лично я больше склоняюсь к мнению российского режиссера – документалиста, снявшего правдивый фильм о войне в Южной Осетии, Андрея Некрасова.

— Российская власть утверждает, что у нее нет территориальных претензий к Украине. Означает ли данный факт, что все опасения по поводу гипотетического военного конфликта между нашими странами - досужие домыслы?

— Они говорили, чуть ли не во время войны, что у них нет территориальных претензий и к Грузии. О том, что может демагогически заявлять недемократическая власть, и как это соотносится с действиями, мы знаем из истории.
На теоретическом уровне нет никаких препятствий объявить Крым зоной защиты российского населения со всеми вытекающими последствиями. Вероятно, нужен будет какой-нибудь более концентрированный предлог, чем "украинизация" или проблема с Черноморским флотом на их сегодняшнем уровне.
Открытая война с Грузией тоже многим казалось теоретически возможной, но практически невероятной. До тех пор, пока она не началась.