Московский дворянин хотел стать Тульским

Анатолий Луковкин
В Арсеньевском районе (бывшем Белевском) в нескольких километрах на северо-восток от Меркулова расположены большая деревня Лучки (ранее село), разделенная на Верхние, Средние и Нижние Лучки, и небольшая деревенька Лапочки (ранее называемая выселками, или Новоселками). Лучки располагались по правому склону небольшого суходольного верха  (оврага), в котором некогда текла речка Сухой Снежет. В селе была Богородицерождественская церковь, которая построена в 1768 г. «тщанием» коллежского асессора Дмитрия Михайловича Шепелева. Село и деревня вместе составляли приход. Его население состояло из крестьян (535 мужчин и 621 женщина). Их занятиями были земледелие и отхожий промысел на полевые и земляные работы по шоссейным и железнодорожным дорогам. В селе около пятнадцати лет существовало земское училище.
Во второй половине ХIХ века лучанский приход вошел в состав прихода села Жиморино (видимо, из-за сгоревшей в Лучках деревянной церкви). Замечу, что Меркулово ранее тоже входило в лучанский приход и в писцовых книгах 1630-1632 годов упоминалось как деревня на реке Озерок (ныне – большой пруд) и на Сухом Снежету. Позднее, с постройкой кирпичной церкви в 1793 г. Меркулово приобрело статус села, а в 1887 г. при церкви была открыта церковно-приходская школа.
…До 1860 г. село Лучки принадлежало помещику Николаю Ивановичу Шепелеву, гвардии полковнику, а деревня Лапочки – помещику Бровцину, штабс-ротмистру. В 1866-1867 гг. новым владельцем села и деревни становится Александр Васильевич Сухово-Кобылин, титулярный советник.
…Через 10 лет после окончания Московского университета Александр Васильевич удостоился полного доверия отца в хозяйственных делах. В 1848 г. им приняты  в управление все имения Сухово-Кобылиных. Их многочисленные владения были разбросаны в разных губерниях, управление ими требовало больших трудов. Александру Васильевичу нравилось ставить в своих имениях заводы, выписывать новейшее заграничное оборудование, приглашать иностранных специалистов. Он составлял грандиозные проекты по переустройству, тратил массу денег и удивлялся, что не окупались даже затраты на оборудование. От настоящих дельцов его отличало одно качество: они умели тратить деньги, а он, к сожалению, не умел этого. Александр Васильевич постоянно сталкивался с косностью и отсталостью крестьян и управляющих, которые не верили в возможность вводимых им перемен. Из всей массы проектов был реализован один: при сельце Новоалексеевском (Кобылинке) Чернского уезда Сухово-Кобылиным был построен винокуренный завод, который в 1871-1872 гг. выкуривал 7415 ведер спирта…
В 1850-х годах Александр Васильевич занялся литературной деятельностью в одном из своих имений – Новоалексеевском (Кобылинке), расположенном на речке Плавице. Спустя некоторое время на сцене Малого театра в Москве была поставлена его драма «Свадьба Креченского» (1855 г.). Успех ее был столь ошеломляющим, что Сухово-Кобылин продолжил свои литературные занятия. И вскоре из-под его пера выходят две драмы: «Дело» (1861 г.) и «Смерть Тарелкина» (1868 г.).
…В 1882 году Александр Васильевич пишет прошение в Тульское Дворянское депутатское Собрание о причислении его к тульскому дворянству. «…Род Сухово-Кобылиных, в том числе и я, состоит записанным в Дворянскую родословную книгу Московской губернии. Так как за мной в Чернском уезде состоит недвижимое имение, владение которым дает мне право на участие в Дворянских собраниях во всех делах и в выборах непосредственно, а потому имею честь покорнейше просить Дворянское депутатское Собрание… постановить определение о внесении меня в Дворянскую родословную книгу Тульской губернии в ту же ее часть, в которую я записан в Московской губернии (в 4-ю часть – А.Л.)», - писал Сухово-Кобылин. Ответ из Тульского Дворянского депутатского собрания был следующим: «…По рассмотрении (представленных) документов Собрание нашло, что, хотя на основании определений Московского дворянского депутатского Собрания Александр Васильевич (проситель) внесен в 4-ю часть Дворянской родословной книги Московской губернии, а определения эти Герольдией (высшим органом, выдающим и закрепляющим патенты (права) на сословную принадлежность – А.Л.) не утверждены, за неимением при нем доказательств как о происхождении Александра Васильевича Сухово-Кобылина от предков (Василия Кобылина и сына его Федора), так и переходе к нему наследственного имения (Кобылье городище во Пскове и городов Ям и Гудов), или о выходе оного в постороннее владение. Впредь, до представления им требуемых Герольдией доказательств… Тульское Дворянское депутатское Собрание не может удовлетворить его ходатайство о перечислении его из родословной книги Московской губернии в таковую же в Тульской. Если же он пожелает быть записанным (в дворянскую родословную книгу) по заслугам его отца (отец имел воинский чин полковника – А.Л)… тогда Собрание вправе записать его во 2-ую часть родословной книги…».
Так как Сухово-Кобылин не сделал ни того, ни другого, то в июле 1891 г. Тульское Дворянское депутатское Собрание уведомило его, что по постановлению Собрания дело о перечислении его из Московского в Тульское дворянство «производством прекращено и сдано в архив»…
Этот отказ депутатского Собрания в оформлении принадлежности А.В. Сухово-Кобылина к Тульскому дворянству нисколько не разочаровал его. Он прожил долгую жизнь, полную любовных приключений, и был женат дважды: в 1859 году – на француженке Мари де Буглон (которая умерла от чахотки в декабре следующего года), а затем – через шесть лет – на англичанке Эмили, но и она вскоре умерла в его родовом имении Новоалексеевском (Кобылинке). Скончался Александр Васильевич в 1903 г. в Болье, близ Ниццы в возрасте 86 лет.