Села Манаенки и Кузьменки Арсеньевского района Тул

Анатолий Луковкин
До сих пор мы писали о деревнях и селах, крестьяне
которых жили на помещичьих землях и платили за это
помещику оброк пли отрабатывали барщину. Но в Мос-
ковском государстве XVI века существовало три разря-
да землевладельцев: государь, церковные учреждения и
служивые люди. Крестьян-собственников не существо-
вало. Села Манаенки и Кузьменки располагались на мо-
настырских (церковных) землях, поэтому речь пойдет
о них, но вначале нам необходимо совершить небольшой
экскурс в историю Белевского монастыря.
1.
Белевский Спасо-Преображенский 3 класса мужской монастырь основан белевскими удельными князьям (кем и когда неизвестно). В. Зверинский в своей книге «О православных монастырях Российской империи» указывает, что монастырь был построен в 1525 году, хотя и не ссылается на письменные доказательства. Впервые, в официальных документах упоминание монастыря относится к 1557 году — запись в монастырской книге о денежном вкладе Богдана Тимофеевича Воейкова (вероятно, белевского воеводы), а также о  различных продуктах. Достоверно известно посещение Иваном Грозным Спасо-Преображенского монастыря в Белеве в 1566 году. Городские и подгородные монастыри обыкновенно создавались набожным усердием высших церковных иерархов, а также удельных князей по какому-то знаменательному событию. Таким событием для белевскнх князей было освобождение Белевского княжества от литовской зависимости (1794
г.) и присоединение к Московскому государству. По этому, 1525 год является наиболее вероятным сроком образования  монастыря. По состоянию на 1614 год в монастыре было пять церквей. Все они были деревянные. После пожара, случившегося в 1681 году, было принято решение отстраиваться каменными зданиями, при этом было оставлено четыре церкви и только те, которые находились на монастырском дворе: Спасо-Преображенская (соборная), Алексеевская, Введенская и Предтечевская.
Пожары постоянно преследовали монастырь. Очередной пожар случился в 1719 году, но самым опустошительным стал пожар в 1801 году, когда сгорело 450 обывательских домов, 6 церквей и 2 монастыря. Пожар был таков, что семь колоколов общим весом 333 пуда на колокольне соборной церкви расплавились, образовав глыбу меди в 296 пудов. Восстановление монастыря ложилось тяжким бременем на монастырских крестьян. Какими же людскими ресурсами располагал монастырь? С самого начала существования его снователи, князья белевские, приписали к нему во владение свои вотчины, которые в первый раз утверждены за монастырем жалованной грамотой царя Ивана Васильевича Грозного и подтверждены грамотами царя Михаила Федоровича в  1614 и  1623 годах. Все эти грамоты закрепляли за монастырем вотчины, подробную перепись которых мы находим в писцовой «Выписи 1585 г.». К ним- относились: село Монаенки, деревни Кузменки, Велична, Ломанова, Куракова, Сенюхина, Подмонастырская Слободка, Игумнова Слободка,
пустоши Вороновская (прежде называвшаяся починок Анисимов, Воронежский или Вороповскнй Верх тож),Толкачева,Коровинская (Кренина тож), Крысина, Осанова, Добрятина, Котоланова, поляны Корытна и Свистухипа. В Кромском уезде деревня Колчева. Всего в распоряжении монастыря числилось 300 дворов, 2330 душ муж. пола. Кроме того, монахи владели перевозом через реку Ока и правом рыбной ловли в Оке и озерах.
Смотреть за порядком в монастырских вотчинах поручалось управителю, лицу светскому, назначаемому из синодского дома, который попеременно жил в деревнях. Управитель вместе с «приписными» подъячими производил суд и расправу над крестьянами, он же назначал им работы на монастырь.
Кроме управителей, назначались «посельскне монахи», причислявшиеся к монастырской братин  вотчинные экономы. Они разъезжали по вотчинным селам и деревням, берегли житный хлеб, заведовали посевом и сбором с полей хлеба и сена, вели приходно-расходные книги. Монастырские крестьяне должны сдавать вотчинным экономам коровье масло, холст льняной и посконный, овечью шерсть, пеньку, яйца, орехи, хмель, грибы, вишни, дрова, неводную пряжу, конскую сбрую, обеспечивать подводами в Москву, санями, лопатами, заступами, медом,    углем    натурально или платить деньгами. По закону монастырские власти не должны были вмешиваться в управление вотчинными крестьянами, но на деле настоятели монастыря властвовали над вотчинами, самоуправно судили и наказывали крестьян, «вступали в мирские, суетные дела»,  потому крестьяне с неудовольствием переносили тяжесть монашеской власти и нередко отказывались от работ, назначаемых на монастырь. Со временем государство стало считать, что монастыри владеют слишком большим количеством земли и при этом отвлекают от производительных мероприятий большую массу людей. «В момент изъятия вотчин у монастырей во всех 12 уездах нынешней Тульской губернии было около 16 тыс. душ муж. пола». Поэтому в 1724 году Петр I своим указом распорядился все мелкие монастыри свести с большими. Екатерина II в 1764 году у монастырей отобрала все вотчины, которые отошли в казну, и они стали именоваться экономическими. Белевскому Спасо-Преображенскому монастырю были оставлены: 4 десятины земли вблизи деревни Ломанова, 22 десятины в 40 верстах от села Тургенево, озеро с покосными угодьями (18 десятин) вблизи с. Сныхино, 83 десятины леса вблизи с. Жиморино, мельница на речке Мизгея. Манаенки и Кузменки с этого момента стали называться государственными.
2.
МАНАЕНКИ. В дореволюционных документах название села писалось через букву «о» — Монаенки. В книге Малицкого о нем записано: «Село Монаенки лежит при большой Белевско-Чернской дороге, в сырой и болотистой местности при речке Истице, среди лета пересыхающей, под большим Белевским лесом и в селе церковь Великого Страстотерпца Христова Егорья деревянна  клетцки...» Время образования села неизвестно, но можно считать, что в XV веке оно уже существовало. Древнюю историю села можно разделить на этапы: до 1525 года Манаенки — вотчина белевских удельных    князей;1525—1764 годы — вотчина белевского Спасо-Преображенского монастыря, 1764 год и вплоть до революции — Манаенки перешли в разряд государевых. «Что касается наименования села Монаенки, то есть попытка произвести это название от греч. «монос» —один и слова «инок», но едва ли это филологическое объяснение довлетворительно, хотя в пользу его и служит подчиненность Монаенок как иноческой вотчины Белевскому монастырю».
Манаенская Георгиевская церковь стала самостоятель ным приходом после того, как освободилась от монастырской зависимости, то есть после 1764 года. В 1884 году было положено основание новому каменному храму взамен деревянного, обветшавшего. «Своим устройством новый храм, закопченный, хотя и не вполне, в 1892 году обязан всецело единодушному участию прихожан и ревностной деятельности местного церковноприходского попечительства, равно ценным пожертвованиям разных лиц, во главе которых был и Великий Князь Константин Константинович   Романов,   благоволивший по обозрении новой церкви 8 мая 1877 года пожертвовать для нее массивный вызолоченный крест для водружения оного на купол храма». Причт церкви в те времена был двухштатный: два священника, дьякон и два псаломщика. Манаенская церковь была единственной в Арсеньевском районе, сохранившейся до наших дней. Видимо, близость к районному центру предохранила ее от разрушения. И если раньше приход церкви составляли Манаенки, Миново и Кудеяровка, то теперь приходом являлась вся волость.
До революции село Манаенки являлись волостным центром, куда входило семь деревень, в них были три церкви и шесть школ. В селе располагалось почтово-телеграфное отделение Белевского уезда, находились становой пристав и урядник. Из промышленных предприятий с начала века можно отметить кирпичный завод, руководимый Максимом Федоровичем Ермаковым. Волостным старшиной в то время был Алексей Косо-
лапов, председателем волостного суда — Иван Семернин.
3.
КУЗЬМЕНКИ. Впервые в официальных документах упоминается в «Выписи 1585 г.», где записано: Деревня Васильевская, Кузьменково тож и Окороково тож на речке на Истице, а в ней двор монастырский, да крестьянских дворов: Ивашко Чмутов, Васка Патурник, Гришка Новоприходец, Степанко Пахомов, Мосейко Монаенов...» (Кстати, данная фамилия могла иметь прямое или косвенное отношение к названию села Монаенки — авт.).
«По местному преданию названием село Кузьменки обязано первым обитателям в деревне, братьям Косьме и Алексею, из которых последний вскоре умер, а первый положил начало селению деревни, которая с именем его навсегда связала и свое название». Древняя история Кузьменок аналогична с Манаенками, динственное, что можно добавить — это то, что после 1764 года, - когда Кузьменки из монастырских перешли в разряд государевых,- из них образовались Спасские Выселки. Название свое они получили от белевского Спасо-Преображенского монастыря.
В 1780 году, после окончания строительства храма,был образован приход из села Кузьменки и деревни Спасские Выселки. Приходской храм села Кузьменки был деревянный, имени св. Николая Чудотворца и построен на благотворительные пожертвования прихожан.
В 1787 году был заложен новый каменный храм взамен деревянного с престолами во имя св.Николая чудотворца, Рождества Пресвятой Богородицы и св. Иоанна Златоустского. Причт церкви состоял из священника и псаломщика. В распоряжении церкви было 45 десятин земли. Имелась    земская     школа.
В 1931 году при образовании колхозов Манаенки получают название «Путь Ильича», а на базе села Кузьменки основан колхоз им. Крупской, который со временем влился в конгломерат под названием «Россия».В отношении названия колхозов хочется высказаться особо. В 1932 году в Арсеньевском районе было образовано 134 колхоза, то есть каждая деревня, поселок получили как бы второе название: одно—при
образовании (рождении) деревни, второе — при образовании колхозов, совхозов и т. п. Вольно или невольно происходил отказ от истории населенного пункта, из сознания его жителей вытравливалась история деревни. Даже сейчас, когда всем понятно, что да-
вать новым формам хозяйствования названия типа: СПК «Красный богатырь» -  анахронизм, пережиток старого. Пора бы к седой старине наших деревень относиться бережно.