солнечный повелитель

Павел Копанский
Давным-давно в далеких неизведанных краях загадочной страны царствовал над одним народом просвещенный повелитель. Государство процветало, отношения с сосед-ними странами были дружелюбными. Народ был доволен: все жили в достатке и мире, развивали искусства и науки, и все верили в своего повелителя.
Флорео, так звали царя, жил в роскошных хоромах. Почти все его время занимал прием послов из других стран, а, когда выдавалась свободная минута, он приходил в Обитель Знаний, построенную неподалеку. Там он отдыхал от государственных дел, которые утомляли его невыносимо, и с рвением отдавался то астрономии, то математике, то алхимии. Часто в обществе молодых учеников изучал разные языки, в чем довольно хорошо преуспевал; и любил еще он наслаждаться поэтическим искусством, хотя почти все время засыпал, когда произведение длилось дольше десяти четверостиший. Особенно владыка любил рубаи и, чем дальше они отступали от религиозных канонов и праведной жизни, тем сильнее радовался он, проводящий свою жизнь в строгих и нерушимых рамках пове-дения.

Мы каноны должны соблюдать ежечасно,
Отступиться от них нам бывает опасно.
Я опасность люблю! Оттого каждый раз
Нарушаю законные правила страстно.

В тяжелые минуты скорби и раздвоенности души повелитель Флорео направляется в Светлую рощу и в молчании проводит там некоторое время, очищаясь и просветляясь. Иногда к нему в рощу прибегал сын, никто другой не имел права нарушать гармоническое спокойствие отца. Флорео любил свою семью, но, избранный народом, считал долг перед страной первоочередным. Он был царем, а это не просто быть отцом или мужем, это значительно больше и сложнее.
Шли годы. Казалось, что счастье и благополучие постоянно будут сопровождать правление просвещенного царя, но в одну из звездных ночей тревожное знамение рас-секло небесный свод ярко-красной полосой. На протяжении девяти предыдущих лет Небо молчало, довольное ходом событий. Жители столицы, взбудораженные увиденным, про-вели в разговорах бессонную ночь. А наутро толкователи посетили царя.
- Говорите же, что вы прочли на небесном теле? – в нетерпении спросил Флорео.
Толкователи нерешительно стали объяснять, что в писаниях это злое знамение тол-куется не иначе, как...
- ... свержением верховной власти, о повелитель.
Флорео не был зол или раздосадован, как просвещенный правитель, он лишь был сбит с толку и удивлен. Чем же он мог прогневать Небо? За какие прегрешения, он, правящий на протяжении девяти лет благополучно, умножающий счастье своего народа и всецело отдавший себя государству внезапно будет свергнут с престола? Кем? Врагами? У него нет врагов, лишь поплечники.
Лицо царя стало угрюмым. В раздумии он приказал объявить толкование народу. А сам направился к ученым, чтобы спросить у них совет.
Волна сомнения прокатилась по верному народу. А где-то в недрах развратных душ уже зрели зачатки мятежа. Заговорщицкие слушки, как ядовитые змеи, стали расползаться по городу. Народ, как и правитель, был в сомнении.
Ученые молчали. Науки бессильны в проведении и священных предзнаменованиях.
Поэты лепетали странные стихотворения о ценности и бренности всего сущего на земле.
Тогда Флорео направился в Светлую рощу, но и там тревога не покинула его сердце, сомнение и неуверенность не покинули его мысли. Тишина и спокойствие утра-тили свои лечебные свойства, птицы зловеще молчали, ветер немолчно затих в кустах.
В ужасном душевном состоянии  повелитель пришел к Тихому ручью, который журчал, извиваясь по булыжникам, и шептал свою вечную истину. Флорео прилег рядом с ним и в муках заснул.
Наступил вечер. Черты лица царя в одно мгновение расправились, он видел сон.
И воссиял на небе Солнечный повелитель. И давал он свет ясный и тепло бархат-ное подданным своим. И расцветало Солнечное царство до поры, когда Лунный князь стал посещать его. Лунный князь не был лучше, но по небесному проведению он должен был сменить Солнечного повелителя. Не позволил Солнечный владыка стать пришельцу у власти, и возрадовались подданные, что лучший у власти остался и вечно пребудет. Но настал день, когда жара стала невыносимой, вода вся иссохла, а посевы хлеба сгорели от пожара. И подданные взбунтовались, и помогли Лунному князю стать во главе своего царства. За несколько ночей росы наполнили ручьи и озера, удобрили землю и хлеба, и все восстановилось. Но со временем стали вянуть цветы и дикие животные в темноте стали чаще нападать на верноподданных. И стало опять худо. И узрел солнечный повелитель, что скучают по нем, и понял он, что именно в смене властителей заключается самое верное правление, и вернулся на царствование свое, вновь даря свет и тепло.

В каждой смене у жизни есть польза своя:
Ночь приходит на смену сиянию дня.
Но не стоит жалеть об уходе светила,
Только ночью поймем мы значенье луча.

Осененный неожиданным прозрением, Флорео вернулся в город. До него дошли слухи о нарастающем мятеже, и он приказал собрать народ на площади. Предупредив восстание, Флорео оказался сам от правления и последним указом дал срок на появление нового царя. Через два дня дальний родственник Флорео, ограниченный грехоупадник, принял престол.
И разорению царства не было конца, пока сын Флорео, Ингений, не стал законным царем. И снова Солнце воссияло над загадочной страной.