Дом над вечным огнем...

Татьяна Ангел 5
Когда надеются на долгую и счастливую жизнь, то строят дом - на века и наполняют жизнь особым смыслом, ...высаживая свой Сад мечты...
 
Но известно ли хоть кому-нибудь как наша жизнь сложится?

Это была дружная семья и крепкий дом, каменный. И жили мы, как у Бога за пазухой!!! И было решено - саду нашему цвесть!!!
Потому что была уверенность в свои силы, в людей, которых мы любили  и нас окружали.
Отец, как хлеб на столе, - всему голова — вот и мой дедушка был такой главой-головой, создателем семьи нашей, был он священником, и смог, выстроил свой храм для жизни. И бабушка моя помогала ему в этом, и звали ее в народе ласково - «матушка». И люди любили нашу семью, потому что она жизни учила и помогала многим, напутствие давала, родившихся, именами нарекала, словно корабли в дальнее плавание отправляла, и многих утешала и, в путь иной,отправляла...
И очень часто людям помогали простые дедушкины слова, его молитвы- слова добрые...
И вот, постепенно, строился наш дом, и в нашем саду стали появляться молодые побеги новой жизни, семьи нашей.
Вначале — первенец- нашего рода продолжатель, защитник наш и семьи нашей, и позже, две девочки- два цветочка.  Первенцу было уготовано прекрасное будущее в семье нашей — право, гордость и обязанность -  тоже стать священнослужителем — это была надежда моего деда, помогать людям и продолжать его дело...
Ну а сестры были не меньшей радостью - старшая, как роза в саду, — гордая, стройная, но колючая, красивая и жгучая, как южное солнце. Младшая — как полевой цветок-колокольчик, прозрачный, звонкий и веселый. Ее в детстве в нашей семье, любя, называли «Цака», и называли ее так  потому, что так звали нашу молодую козочку, у которой на белой шейке висел колокольчик, который звучал также, как ее голосок... И задиристый нрав имела, и ручной казалась одновременно...Не зря даются такие прозвища-имена в детстве — это и было каким-то предзнаменованием, что будет она всегда веселой и озорной, и радовать она будет многих..и нрав будет иметь горделивый и задиристый, и  будет он ее неизменно сопровождать, как бы ее жизнь не сложилась. Вот и заливался наш колокольчик и радовал всех, особенно ее отца, моего дедушку... И любили ее в семье и баловали, как балуют самых маленьких. Она была любимым ребенком в семье...И получала сполна за это!!! Детская ревность — страшная и разрушающая сила. А три года разницы в возрасте сестер была той силой, когда старшенькая, играя, могла закрыть в погребе нашего дома младшую, за какое-либо непослушание...Но не смотря на ее детские шалости,моим дедом она была балована и независимо ни от чего, в детстве все равно, за очередное ее непослушание, покупался велосипед, дамский с сеточкой (как тогда умели делать...). Но стоило младшенькой заболеть, то болела вся семья. И старшая сестра, давая младшей лекарства, заставляя их ее выпить, лукаво уверяла, что это не лекарство, а  это самое вкусное, что есть на свете и слаще не бывает...И только на ее личном примере, выпивая и не поморщившись от горечи, достигался нужный результат. И любила она младшенькую особой любовью, и заботилась о ней, словно «младшая мама»... И становясь более взрослой, наш колокольчик все время стремился хоть чуточку стать похожей на гордую, красивую розу из нашего Сада-мечты... 

Так было...
И вот пронеслись восемнадцать весен... И наш колокольчик стал звенеть все громче и громче — заливался и смеялся!!! И нельзя было не услышать этой радости и не заметить перемен, и как ее голова закружилась от легкости воздушных, приталенных платьев с нижними юбками; от полета фантазий,  радости и счастья; от школьной искренней и красивой дружбы.

И закружилось все, полетело!!!  И школьная дружба переросла в глубокое чувство. И уже потом, люди после свадьбы нашего «колокольчика» убежденно говорили, что если эта семья когда-нибудь распадется, ТО И ЛЮБВИ НА СВЕТЕ НЕТ!!!  А ведь наш-то колокольчик выскочила замуж первой, раньше старшей сестры - розы гордой и колючей!!! 

И милые,добрые люди,  всласть нашептались, ведь им так подсказывал их опыт жизни...нехорошо это — не по правилам бабским...Но все уже было решено!!! И на этой свадьбе гостями были все друзья моего деда, тоже священники. Они и благословили наш колокольчик звенеть и радовать всех вокруг на долгие лета!!!

И вот, через отведенное природой время, родилась я — зацелованная и любимая нашей гордой и колючей розой-старшенькой. Радости и счастья не была конца!!! Лучшая, по тем временам 60-х, «немецкая коляска» была подарена дедом. И старшая сестра, теперь уже  вместе со своим избранником, гуляя со мной, исколесили все парки города и напевали мне песни -  от эстрады тех времен до военных маршей, для поднятия бодрости моего духа в пеленках!!!

Они меня любили, словно дочь свою, и как жизнь показала, я была их первой «куклой» - дочерью, так как в жизни старшей сестры, Богом и судьбою были подарены два сорванца, которые сейчас два гиганта...

И вот так, каждая молодая семья, которая пускала корни в нашем саду и  высаживала свои  деревья, всегда надеялись и верили и в себя и в завтрашний день... И каждая из них была особым драгоценным строительным камнем в крепкой стене нашей семьи, каждый из которых усиливал дедушкину крепость, наш храм.
И Сад постепенно разрастался, появлялись новые деревья, а с ними росли и мы. Я знаю, что можно все себе самой придумать, все, что ждет тебя впереди. Так бывает только в детстве, когда очень чего-то ждешь, то дни тянутся, и хочется выпрыгнуть из времени, окунуться в беззаботность и раствориться в ней.
Все кажется, что чего-то не успеть…А беззаботность - это и есть то самое детство, без времени и ограничения пространства и личной свободы.
Так кажется сейчас... 

Но мое детство вдруг оказалось раздвоенным, как и наш дом — на два сердца - две души. Все теплое и доброе для меня навсегда связано только с одной половинкой - бабушкой. Это было счастьем -  жить в нашем доме, где во дворе, «пряное» сено после летнего дождя, оно под солнцем дышало и отдавало тепло, опьяняя, где в саду чайные розы изнемогали от капель дождя и благоухали.
А когда цвели абрикосы, то казалось, что весь мир именно такой, цветущий, и пахнет так сладко. И первые попытки научиться читать - были маленькими победами над собой.  И только позже начинаешь понимать -  как время летит,   когда не можешь уследить за стрелками твоих первых часов, подаренных мамой. И вспоминается до сих пор, я это помню всю жизнь , что у крыльца дома, между двумя старыми елями, были качели, на которых меня и моих сестер и братьев, катали... всех катали и всех роняли...и каждый из нас был отмечен этими качелями...словно зарубки на память, детскими синячками.

А Сад моего детства — это был бабушкин сад. Дом моего детства - это был бабушкин дом с огромным дубовым столом под старой шелковицей, с «приторно-сладкими» ландышами перед окнами дома, дедушкиной "Победой" в гараже. Косые лучи солнца, проникавшие сквозь щели ворот гаража, обрисовывали силуэты чего-то таинственного под брезентом. Меня всегда манило это чудо, стоявшего в пыли, а запах бензина всегда казался родным и близким. Этот запах обожаю до сих пор, он мне моего отца напоминает, и всегда почему-то кажется, что мой чемодан уже давно собран и я готова, в путь!!! Позже, с годами, тот запах бензина будет еще не раз менять мое настроение и будут возникать новые ассоциации и ощущения, и ожидания перемен. Ведь Дорога всегда манит и ждет, испытывает…и всегда неоправданно многое обещает...

Мой Сад детства не имел границ, он был бездонным и, казалось, стоит прыгнуть с парадного крыльца  в зеленый океан и можно затеряться, да так, чтобы не нашли, и испытывать в этот момент необъяснимо-нелепое детское счастье, и замирать, когда взрослые, проходя мимо тебя, делали вид, что не видят тебя и они бессильны найти тебя, что их поиски тщетны!!!
Взрослые игры в детство...

Таким был мой дом и мой сад, такой была моя свобода, свобода сознательная и безграничная. 

Но когда надеются на долгую и счастливую жизнь, то строят дом на века и наполняют жизнь смыслом...высаживая свой Сад...
Казалось, что наши прочные стены не дано было разрушить никому. Мы так верили в это... Но настали «времена»... И люди, которые вели за собой, помогали и делились своей верой с другими, стали обидно - ненужными...

И...были насильно распахнуты дубовые ворота, и наш дом скукожился и отдал себя на растерзание «новым пахарям, сеятелям-кукурузникам, «соцновостроям»... Они все сровняли с землей и торги «копеечные» устроили и за каждую душу-дерево заплатили.
Ничего не пожалели!!! Выкорчевали семейные традиции, все с корнем...и креста не побоялись!!! 
И сегодня, на месте нашего Сада и Дома — памятник, «Вечный огонь», и только те две старые ели еще скрипят и тихо напоминают, что качели детства — это всего лишь качели времени... А вечный огонь — он под нашим Домом остался, в нашей памяти, и потому и будет он вечным, потому что стал вечным заложником!!! А желание увековечить все и вся — их безрассудство взяло верх...

А когда, все-таки, надеются на долгую и счастливую жизнь, то строят дом на века и наполняют жизнь смыслом...высаживая свой Сад...
Это и была дружная семья и крепкий дом, каменный. 
И жили мы как у Бога за пазухой... 
Мы расплатились сполна... А с нами?
Нет!!!          
Расплатились...Нами!!!