Пальтецо

Ева Смородина
"Пальтецо" - мистическая новелла.   

     В бутике итальянской одежды как всегда было много товаров, но сразу бросалось в глаза дамское полупальто на единственном в зале манекене (остальные манекены выстроились вдоль витрины - для привлечения покупателей). Так он же стоял на самом видном месте, да ещё и в живописной, нечеловеческой позе. Как такое не заметить, когда он чуть ли не подмигивал, а само полупальто словно зазывало посетителей: примерь меня!
     В действительности же дамское пальто вовсе не было из Италии. Его принесла подруга хозяина магазина. Словно в комиссионку, - усмехнулась я. Видимо, ну очень близкая подруга, раз ему пришлось нарушить традицию.

     Я подошла поискать лэйбл - под воротником с внутренней стороны пришито что-то было. Судя по нелепой надписи, фирма неизвестная - буквы явно чешского алфавита, но не складывающиеся в слово, аббревиатура какая-то. Абракадабра, я бы сказала.
     Пальто из плотной, но приятной на ощупь ткани. Приятное и для глаз - мягкого тёмно-вишнёвого цвета.
     После того, как я поприкасалась к пальто, мне неудержимо захотелось его примерить. Но нельзя! Попробую в обеденный перерыв или даже после смены, когда закончатся мои обязанности продавщицы и я снова стану как все. Конечно, купить не смогу - сумма на ценнике зашкаливала.

     В магазин степенно вошла дама, окинула величественным взором всю вывешенную одежду и... остановилась на нелепом манекене. Подошла, потрогала полы пальто, погладила ворс - и собралась примерить. Я помогла ей раздеть манекен и проводила её в примерочную. Надев пальто, дама отдёрнула занавеску и показалась мне. На её лице застыло недоумение. Странно: никакого вида, женщина мгновенно утратила свой внешний лоск - выглядела просто никак. Я замотала головой: - Нет, Вам совсем не идёт!
     Интересно. Обычно мы расхваливаем одежду, даже если плохо сидит. Убеждаем - сшито прямо на Вас! А тут - ну хвалить просто нечего. Дама повернулась к зеркалу и поспешно начала снимать тёмно-вишнёвую массу. От былого величия ничего в женщине не осталось. Неуверенными шагами она направилась к выходу.

     Новый охранник - скромный и неразговорчивый симпатяга, от которого даже имени не добьёшься, - стоял с отсутствующим лицом возле дверей и в неизменной своей манере равнодушно взирал на входящих покупательниц, строго по долгу службы. Когда же они становились выходящими, тем более его не интересовали. Я за пару недель вполне привыкла и даже любовалась им, принимая его надменную манерность как должное: возможно, по молодости он считал, что должен выглядеть окаменевшим, наподобие манекена.

     Вскоре появилась следующая покупательница - женщина средних лет, с опущенной головой и в нелепых очках в чёрной круглой оправе. Почему-то она сразу же направилась к необычному пальто, которое я вешала назад, на безмолвную куклу. Получалось не очень ровно, а смотрелось оно снова замечательно! Но скромнице пальтецо тоже не подошло, вдруг став неказистым, с неровным подолом и вроде бы короче.
     Однако женщина сбросила очки, небрежно затолкала их в сумочку, затем выпрямилась и лёгкой походкой гордо вышла из магазина.

     В дальнейшем женщины приходили одна за другой. Как сговорились - сразу замечали одетый в вишнёвое манекен, по их просьбе я снова и снова раздевала его - они примеряли пальто, которое немыслимым образом тут же превращалось в бесформенное пальтецо. И уходили расстроенные, не интересуясь другим товаром. Иногда женщина заходила явно с целью прикупить лёгкое платье или купальник, но в её поле зрения попадало полупальто и...
     Работа продавца развивает наблюдательность, но человек любой профессии непременно обратил бы внимание на некоторую странность. После того, как несколько посетительниц примерили злополучное пальтецо, нельзя было не заметить, что каждая дама принимала черты и особенности предыдущей! Я уж не знала, что и думать. Главное, за весь день ни одной покупки! Как бы хозяин не уволил...

     Перед самым закрытием забежали две девушки. Я попыталась собой загородить манекен, чтобы они выбрали себе что-нибудь другое. Но одна из девушек - рыженькая, очень красивая и статная - повернулась к своей спутнице и спросила, не хочет ли та полупальто примерить. Но подружке показалось, что и цвет, и фасон красавице больше подойдут - и я в последний раз сняла с манекена пальтишко, с невольным тяжёлым вздохом.
     Девушка фотомодельной наружности легко вдела руки в рукава, подбоченилась и повернулась к подружке - ну как, мол?
     Но и она, и я - мы обе потеряли дар речи: на наших глазах пальто напрочь потеряло свой вид, а красотка утратила весь шик, ссутулилась и словно сжалась в комок. Лицо побледнело и осунулось, даже цвет волос как бы потемнел. Словно подменили девицу.
     Подруга заторопила её, заставила поскорее снять это тряпьё и отдать его мне - и потащила бедняжку вон из бутика. Охранник закрыл за ними двери и повесил табличку "Closed". Мне пора было собираться домой.

     Пальтецо я продолжала держать в руках, как бы не зная, что с ним делать. И машинально напялила на себя (с утра вроде было желание примерить!). Занавески в примерочной были задёрнуты, но в зале немного в стороне стояло большое, вытянутое вдоль колонны зеркало. Я целиком отобразилась в нём и - о, чудо! - это уже была не я. Роскошное пальто сидело как влитое, складки плавно ниспадали, а фигура явно постройнела. За зеркальным полотном стояла красивая молодая женщина с утончённым лицом и сияющими глазами, волосы отсвечивали золотым блеском.
     Надо же, что может померещиться к концу рабочего дня! Я развернулась в сторону охранника - спросить его мнения: он стоял ошарашенный, уставившись на меня с открытым ртом. Когда я вернулась к зеркалу, он опомнился, подошёл ко мне, полуобнял за плечи и неожиданно воскликнул: "Мария, дорогая, хочешь - я куплю тебе это замечательное пальто?! Останься, пожалуйста, в нём!"
     Я попыталась разубедить его, но не сумела.
     Оформив на кассе покупку, мы заперли бутик и ушли в освещённое городской иллюминацией будущее...

Январь 2010.