Репортаж о сериале Школа

Анна Гранат
С наступлением Нового 2010-го года на Первый канал вышел многосерийный авторский проект молодого режиссёра Валерии Гай Германики «Школа». Название снятого фильма говорит само за себя, ненавязчиво раскрывая тематику созданной работы 26-летней выпускницы Московской Школы кино и телевидения.

Не прошло и недели, как сериал вызвал общественный резонанс среди всего населения Российской Федерации: захватил учащихся вместе с преподавателями школ и высших учебных заведений – вплоть до культурологов и политиков. Сей ажиотаж объясняется излишней откровенностью сюжета, поскольку с самой первой серии позиционируется нынешняя молодёжь и менталитет с оборотной стороны медали, куда так глубоко если ранее и копали, то только лишь современные писатели-постмодернисты.

Но, опираясь на собственный опыт, я вам скажу, что не всякая книга, как бы красноречиво и правдиво она ни была написана, не в состоянии до конца точно и достоверно донести картину жизни читателям, ввиду индивидуального воображения любой личности. Экранизация способна дать куда более чёткое представление о порядке событий и произвести визуальное впечатление.

Итак, «Школа»…

Перед нами представлено столичное общеобразовательное учреждение с самыми стандартными педагогами и подростками, каких сейчас пруд пруди. Трёхэтажное здание в спальном районе города, располагающееся между новостройками последних десятилетий, не самое благополучное, но и далеко не самое плохое место. Как и везде. А покажите нам сейчас что-нибудь идеально благоприятное – да таких уж и не осталось, где абсолютно не существует никаких подводных камней: алкоголиков, восседающих на скамейках у подъездов, «пристаней» приторговывающих наркотиками, юношей и девушек, с вдохновением раскуривающих сигарету и щедро матерящихся во дворах. Пожалуй, исключением можно назвать лишь Рублёвское шоссе и прочие подобия.
Но государство стоит, тем не менее, на среднестатистических гражданах, ни свет, ни заря собирающихся на службу, которые поднимают своих отроков в школу, имеющих и без того в загруженной обязанностями голове вечный вопрос: «Как жить дальше, на что жить, чем кормить, поить, на какие шиши одеть и обуть, а, главное, куда пристроить ребёнка?»

Это, если брать ещё довольно респектабельную семью со всеми возможными плюсами и минусами, но без катастрофических проблем, вроде девиантного поведения.
А в проекте графически точно представляется перед телезрителями последний вид социального класса – как раз семьи с недостатком воспитательных ресурсов, где ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что в полной мере сказывается на детях. Старшее поколение отчаянно пытается заработать хотя бы медную копейку в тяжёлые времена экономического кризиса, но безуспешно, поскольку массовая безработица по стране с пугающей быстротой поглощает даже самые банальные возможности.

От недостатка внимания и заботы в условиях так называемого общественного перелома, чадо тоже пытается найти для себя  занятие по душе и с любопытством озирается вокруг. И что же попадает в его поле зрения?

Сверстники, погрязшие в до боли схожих проблемах, обделённые любовью и опекой, придающие этому значение, или же, напротив, привыкшие к такому положению вещей, но усиленно пытающиеся без меры пустить себя во все тяжкие: малолетние романы, направленные на то, чтобы слепо подражать взрослым, а ещё лучше - доказать всему окружению: «я – это и есть уже давно этот взрослый»; похождения по дискотекам и тусовкам, как модно ныне выражаться, раннее употребление алкогольных напитков и курение, поздние гулянки, и хорошо, если подросток удосужится заявиться домой раньше одиннадцати, где его давно уже дожидается ремень сурового отца, которого хлебом не корми – дай руки распустить – и наставления уставшей матери. Вопли, крики, бьющаяся вдребезги посуда, хлопанье дверьми, плач и угрозы в адрес зрелых членов семьи – всё это вполне уже предсказуемо.

И проект Валерии Гай Германики, обходя установленные каноны и рамки, напрямую повествует обо всех щекотливых ситуациях, возникающих в школах под давящим гнётом внешних условий.

Собственно поэтому и возникает сейчас всё больше дискуссий по поводу поднявшего шум сериала. Бунт затронул общественную среду до глубины души: одна за другой выходят передачи вместе с отзывами, посвящённые двум вопросам, рождённым аудиторией:  «Какую роль сыграет проект в жизни народа: положительную или отрицательную? Зачем и для чего его запустили, может быть, чтобы снова создать эффект пиара? Тогда, давайте потребуем прекратить показ «Школы», ибо это в дальнейшем настроит подрастающее поколение против значимых объектов окружающего мира, да ещё и выставит в непригодном свете!»

Население возмущается и негодует: одни отстаивают побуждение режиссёра и работников проекта донести до человека правду в громком смысле этого слова – другие настаивают на том, что постановочные события по определению быть таковыми не могут и всё чересчур преувеличено. В интернете на форумах и в группах популярного ныне сайта «В Контакте» без конца ведутся споры и обсуждения, высказываются различные мнения на этот счёт, причём, стоит обратить внимание на возрастные и профессиональные категории индивидов, потому как ввиду этих причин произносятся совершенно противоположные реплики.

Московские ребята единогласно кричат: «Это абсурд, кошмар и ложь! Сейчас никто так почти не живёт, всё показанное в сериале можно смело назвать бредом сценариста, решившего привлечь тинэйджера к телевизору и увлечь очередной коммерческой  программой, либо же отыграться за собственное безрадостное детство, прошедшее через тернии к звёздам!»

Лично мной тоже был проведён социальный опрос в вышеупомянутом «Контакте» и по Санкт-Петербургу, из которого я вынесла великое множество точек зрения, изложить которые намерена в сжатой и краткой форме. По большей части склонна доверять объективной и нейтральной позиции «Комсомольской правды», сотрудники которой утверждают, что данный проект полезен для ознакомления с изнанкой школы, разными проблемами, которые не видят и иногда даже не хотят понимать взрослые, и что цель сериала, помимо естественной наживы, обучающая.

«Это реальность, и от неё не убежать, сколько ни старайся упорно закрывать глаза, но психологическое давление, а порой и зверство жестоких детей, не умеющих быть толерантными друг к другу, имеют место быть, ровно, как и недопонимание учителей, отсутствие поддержки и дружеского совета» - излагает представитель «Комсомольской правды» на сайте kp.ru.

Студенты же характеризуют «Школу» как пустую трату времени, не несущую обогащения для мировоззрения и мозга, после просмотра которой надолго остаётся в душе неприятный осадок. Остальная часть молодых людей считает некоторые моменты правдоподобными, и даже советует ознакомиться и с ранее созданным Германикой фильмом «Все умрут, а я останусь», даже предлагает западные аналоги «Слон», упоминавшийся в сериале, «Класс» и советский вариант «Доживём до понедельника».

Кроме вышесказанного, следует отметить и тот факт, что университетские преподаватели имеют совсем иной подход к этому сериалу: «Напротив, он чем-то притягивает», вследствие чего они поощряют и рекомендуют, не видя ничего криминального. Вероятно, здесь сказываются их наблюдения и за молодёжью и общение с внедрением новаторских методов и умением принимать вещи спокойно такими, какие они есть на сегодняшний день, не стараясь порицать изменчивые нравы бытия.

А нам лишь остаётся гадать: на чью сторону вставать, в тот момент, когда враждуют и выступают с яростными речами города России, Министерство образования и педсоветы? Пожалуй, я рискну здесь ответить, что поскольку уже несколько десятков лет в нашей стране царит демократия – значит, мы вправе сами выбирать для себя то, что нам ближе, соглашаться или нет, но бескомпромиссно и категорично критикуя  творчество молодого поколения, мы вряд ли добьёмся мирной обстановки в и без того накалённом страстями государстве. Если нам есть, что сказать – то вперёд, создавайте новое и доказывайте свою правоту! Если нет – оставайтесь при своём мнении, но и давайте другим определиться с ним.

(Продолжение следует)