Рустам как Рус

Петр Золин 2

Рустам как Рус…
Ростем как Рос.

«Короткой истории» Руси давно и более убедительно противостоит «полномасштабная история» России (Отечества, Отчизны, Родины), которая всячески замалчивается или искажается антирусизмом. Это касается и упорного игнорирования неонорманизмом и неомасонством многотысячелетних корней ономастики на «рос-рус».  rus и есть rus. Самосознание в языках этносов палеолита http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/007a/02110002.htm
Росия – Россия (краткие заметки по отечественной истории)
http://www.trinitas.ru/rus/doc/avtr/00/0163-00.htm
Приильменье – истоки Словенска-Новгорода: места, языки, этносы…
http://proza.ru/2009/07/11/375, http://proza.ru/2009/05/20/687 ,
Русы - цари Урарту http://proza.ru/2009/06/09/886 ,
Скифы князя Роша -http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=2#2
Арсак - аорс Арсании http://proza.ru/avtor/zolinpm&book=2#2
От мифов к реальной истории России http://proza.ru/avtor/zolinpm1 и др.

Корни Роса-Руса http://proza.ru/2009/08/26/1277

Роси;я (греч. ;;;;;) — наиболее раннее византийское название Руси, используемое с VIII—IX вв. для обозначения Скифии по мере ее христианизации (окончательно обозначение закрепилось со времен императора Константина Багрянородного, крестившего княгиню Ольгу). Вместе с тем у ряда народов, знающих словено-русов многие века и тысячелетия, для России и русских закрепились иные названия: «vene» (эстонцы, финны), «krivi» (некоторые балтские народы, включая латышей) и т. п. Вероятно, держава, ранее известная как Великая Скифия, вернула себе в IX—XI вв. название околопотопных времен. http://traditio.ru/wiki/Росия
В средневековой легенде о Чехе, Лехе и Русе (записи с 12 – 13 вв. н.э.) Руса обычно относят к поздним героям, что помладше Чеха и Леха будет.
http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=151&n=11
Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 320 с ISBN 5-85803-063-7 см.

Правда, еще в 18 веке В.Н.Татищев заложил основы крайне негативного отношения историографии к этой легенде, как и к библейским истокам ононима Росия-Русь.
С учетом перехода на Великую Скифию по мере христианизации ононима Росия - хотя бы по отношению к библейским истокам Василий Никитич, вероятнее всего, не прав.

По В.Н.Татищеву История Российская ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА 30. Русь, Рутены, Роксания, Роксалания и Россия
4. Чех. Лех. Рус. Прус. Поляки как о себе самих древностию и храбростию хвастая, не стыдятся басни слагать, так и других к тому заодно привлекать не скупятся. Так вот Гагек, деривации имени бои, Богемия и чехи не зная как сыскать какого языка и что значит, сложил басню, якобы из Кроации два князя славянские Чех и Лех с родами своими, придя около 500 года после Христа, поселились, и от Чеха чехи, а от Леха ляхи, или поляки, проименовались. Сия их басня довольно от Страбона и Плиния, как в гл. 13 и 14 о переходе славян в Богемию и Польшу от Дуная, и самих их сказанием об иенетах в гл. 35, обличается. Но Длугош 1 и Меховий, кн. I, гл. 3, не довольствуясь тем, еще третьего брата или внука Русса прибавили и от него имя Руси производят, чего Стрыковский, стр. 112, отвергает. Иные же четвертым братом Прусом умножили, что хотя бы тем отвергается, что они тогда никакого письма не имели, историй древних не показывают, от кого бы то взять и спустя примерно 1000 лет по преданиям внести, несомненно, не могли. Но довольно того к обличению лжи, что все сии имена не славянские, а особенно русь и порусь, или берусь, а по сути сарматские. Первое значит чермный, или красный, а второе черемноголовый. Леха же имя от чего произошло, о том выше, гл. 22, показано, что от гепидов ленчане переведено, а чехи, думаю, от Зихии из Колхиса принесли, гл. 16, н. 21.

8. Мосох, князь росский. Россия от роксаланов. Макарий же, желая свое мнение за непоколебимо утвердить, оное производит от народа или князя Росса, у Иезекииля пророка, в гл. 38 и 39 именованного, которое по переводу русской Библии довольную вероятность подает, потому что весьма сему сходственно положено такое: "Сын человеческий! обрати лице твое к Гогу в земле Магог и на князя роска Месоха и Фовеля". Это я ни в какое сомнение привести, а также опровергать мудрейших мнение намерения не имею и нужды мне нет, но только то к рассмотрению полагаю, что в других обретаю. Для сыскания значения имени сего взял я пять разных на немецкий язык переводов, а именно: с Вульгаты, лютеранский, кальвинский, иудейский, галанский, да к тому на французский, в Париже переведенную, и польскую, в Кракове печатаную, в которых во всех, почитай, согласно нашел такое положение: "Обрати лице твое к Гогу и к Магогу и против князя, который высший или глава Месох и Фавель".
В греческой 70 переводчиков вместо рось положено архон или высший начальник. Здесь та разность, что роска нет и вместо Мосох Месох и Месех положено. В еврейском же языке рос значит главу, или верховность. И так видимо, что оное слово переводчик славянской Библии, приняв за название, не переведенным оставил, каковых погрешностей в переводе от незнания довольно находится, и из-за того принуждены вновь оную переводить. Еще у Моисея в Бытие, гл. 46, ст. 21, в сынах Вениаминовых во всех оных переводах положен Рос, что и в греческой есть, но в русской пропущено. Другие, может, приняв это за сомнительное, от народа роксаланов производили, о котором едва не все чужестранные новые согласны, как например Герберштейн,2 Гейденстейн в Рейнгольд, Библиотека шведская, часть I, стр. 58 и пр.
http://bibliotekar.ru/rusTatishcev/31.htm
Вместе с тем в том же веке не менее образованный М.В.Ломоносов не сомневался в реальности событий, описываемых легендой. Повествование о Чехе, Лехе и Русе было знакомо ему по сочинениям польских авторов, и в "Древней Российской истории" он писал о том, что "в половине шестого веку" Чех и Лех правили многочисленным славянским народом. Правда, персонаж по имени Рус вызывал у ученого недоверие, и он считал его вымышленным.

К сожалению, ностратические глубины архаичной ономастики тогда не обсуждались
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111096.htm
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/rus_name.htm
Джон Рональд Руэл Толкин http://lib.rus.ec/b/167957/read

Не знали гомеровского царя фракийцев Реса и урартских царей Руса
http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2415
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110033.htm
http://www.proza.ru/2009/06/09/886

В 10 веке н.э. очень образованный византиец Симеон Логофет ( Симеон Магистр, Симеон Логотет) отмечал:

«Росы, они же дромиты, получили свое имя от легендарного родоначальника Роса. Они пренебрегли повелением Бога, владевшего ими и были изгнаны соплеменниками...».

В 19 веке В.И.Даль указывал
«РУС? м. сказочное чудовище днепровских порогов».
http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/rus_name.htm

Эпический характер образа Роса-Руса веками и тысячелетиями прослеживается несомненно.

Википедия, поясняя Руса как эпического родоначальника русского народа, констатирует: Рус фигурирует в двух (предположительно связанных по устным сказаниям) книжных традициях: арабо-персидской и славянской.
При этом обе книжные традиции - вероятнее всего. - фиксируют многотысячелетние устные традиции, неизбежно отчасти резко омолаживая их - в привязке к реалиям своего времени.

Персидское «Собрание историй» в начале XII века[1]:
«Рассказывают также, что Рус и Хазар были от одной матери и отца. Затем Рус вырос и, так как не имел места, которое ему пришлось бы по душе, написал письмо Хазару и попросил у того часть его страны, чтобы там обосноваться. Рус искал и нашёл место себе. Остров не большой и не маленький, с болотистой почвой и гнилым воздухом; там он и обосновался.
Место то лесистое и труднодоступное, и никогда ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-хосров (упомянуты три эпических героя, священных для индоиранцев задолго до нашей эры) его послал к хазарам и аланам, и об этом будет сказано в своём месте, если захочет бог.

Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови.
Тот ему сказал: «Иди и порази его!»
Сын так и сделал.
И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»
Цитируя это, многие авторы не указывают, что в персидской версии легенды о Русе в начале 12 века фигурируют эпические герои, известные задолго до нашей эры.

Гуштасп (фарси), в иранской мифологии царь, провозгласивший зороастризм государственной религией Ирана. Образ восходит к авест. Виштаспе; среднеиран. Виштасп. Согласно «Шахрихаин Эран», религиозному произведению на среднеиранском языке, Виштасп повелел Зардушту - Заратушгре записать «Авесту» (1200 глав) специальным религиозным шрифтом на золотых досках и поместить её в «сокровищницу (храм) огня».  В «Денкарте» упомянута десятая, не дошедшая до нас книга «Авесты» «Виштасп-Наск», посвящённая борьбе Виштаспа с царём хионитов Арджаспом, противником зороастризма (о победе Виштаспа над ним повествует поэма на среднеиранском языке «Йадгар Зареран», ем. в ст. Арджасп).
Согласно более поздней версии - «Шахнаме», Гуштасп - сын иранского царя Лухраспа. Отец не желает уступить ему трон, и Гуштасп отправляется в Рум (Византию), где в него влюбляется дочь кесаря Китаюн (сначала увидевшая Гуштаспа во сне). Кесарь отрекается от дочери, и влюблённые скрываются от его гнева у одного из румийских вельмож. Однако Гуштасп своими подвигами (убийством чудовищного волка и др.) добивается расположения кесаря и тот отдаёт ему в жёны трёх своих дочерей, в т. ч. и Китаюн. После победы Гуштаспа над противником Рума хазарским царём Ильясом кесарь замышляет с помощью Гуштаспа завладеть Ираном, но Лухрасп добровольно уступает престол Гуштаспу. Став царём, Гуштасп начинает опасаться притязаний на трон со стороны своего сына Исфандияра и коварно губит его. http://saxum.ru/heroes/g/gushtasp.html
http://zhurnal.lib.ru/p/popow_b_i/ktomy1glava99-76.shtml

В эпосе, древним Ираном правил Лухрасп - двоюродный брат Кей Хосрова. В это время свершилось великое событие. Далекий потомок Манушчихра - Порушаспа четвертым выжал золотой сок Хаомы и у него родился чудесный сын Заратуштра, будущий пророк. Наступила последняя эра истории, Эра Разделения. Когда Заратуштре исполнилось тридцать лет, ему явился Воху Мана (в образе мудрого, сияющего мужа) и привел его в собрание Амеша Спента. Там великий Ахурамазда назвал свои святые имена и явил пророку свой божественный разум, открыв будущее. Заратуштре открылось, что Небеса противостоят царству Бесконечной Тьмы - обиталищу Ангхро Майнью.

Амеша Спента посвятили пророка в таинства истинной веры, трижды испытав его - пламенем, расплавленным металлом и острым инструментом. Заратуштре были явлены страдающие за грехи души Керсаспы и Йимы. На глазах пророка им было обещано прощение.

Заратуштра, осененный светом божественной истины, возвращается к людям и начинает проповедовать благое учение. При появлении пророка дэвы падали ниц и теряли телесный облик и люди переставали им поклоняться. Но злые колдуны карапаны преследовали Заратуштру. Десять лет проповедовал пророк, но обратил в истинную веру лишь одного своего двоюродного брата. И тогда, по совету Ахура Мазды, Заратуштра пришел в царство благородного царя Гуштаспа (сына Лухраспа).

Вначале, кавии и карапаны уговорили шаха бросить пророка в темницу и держать в голоде, холоде и жажде. Но когда Заратуштра был призван к царю, то, на глазах последнего, изможденного тело святого человека ожило и налилось здоровьем и силой. Словно пелена упала с глаз Гуштаспа. Аша Вахишта вручил царю волшебный напиток и его душа воспарила в Гаронману, где узрела все величие ахуровской веры.

Гуштасп принял святую веру, а вслед за ним обратились знатные мужи и простой народ. Но вскоре к шаху пришли посланники Арджаспа - наследника Франграсйана-Афрасиаба, владыки туранцев и потребовали отречься от истины. Гуштасп отверг эти наглые притязания. И началась невиданная по жестокости война (она подробно описана в). В ней погибли Заратуштра и престарелый отец шаха Лухрасп.

Битва была выиграна сыном Гуштаспа Исфандияром. Силой благословения Заратуштры он был "бронзовотелым" - неуязвимым для оружия.
http://www.persionalii.ru/zaratushtra.html

Кей-Хосров (авест. Kavi Husravah, пехл. Kay Husraw, перс. ;; ;;;; - Кави Хаосрава, Кави Хосрав, Кай Хусроу — «знаменитый» — один из героев эпоса, легендарный царь Ирана, сын Сиявуша и внук Кей-Кавуса. Враждовал с правителем Турана — Афрасиабом.

В «Авесте»

Хаосрава приносил жертву в 100 коней, 1000 быков и 10000 овец богине Ардвисуре у озера Чайчаста[2], прося её о верховной власти над миром, об успехах в ристании колесниц и об избежании западни от злодея, и богиня дала ему удачу[3].

Хаосрава (названный «героем, сплотившим страны арийцев»[4]) молился богине Аши, чтобы он смог убить Франхрасьяна у озера Чайчаста и отомстить за своего отца Сьяваршана, а также за Аграэрату[5]; а Хаома (у Фирдоуси — отшельник Хум) молился Аши, чтобы он смог пленить Франхрасьяна и передать его связанным в руки Хаосравы; и Аши вняла их молитвам[6]. Об этом же Хаома молил богиню Дрваспу, а Хаосрава, прося об этом, приносил Дрваспе у озера Чайчаста жертву в 100 коней, 1000 быков и 10000 овец[7].

Хаосрава убил Франхрасьяна тем же оружием, которым Трайтаона убил Дахака, Франхрасьян — Зайнигу, Виштаспа сражался за истину, а Астват-Эрэта будет воевать им при конце мира[8]. В молитве огню, включенной в «Малую Авесту», упомянут Кави Хаосрава, «озеро Хаосрава» [9] и озеро Чайчаста.[10].

Его имя названо последним в перечне восьми Кавиев, чьи фраваши почитаются[11]. «Замйад-яшт» упоминает «воду Хаосрава» — название одного из трёх оттоков моря Ворукаша, который образовался, когда хварно отступало от Франхрасьяна, ловившего его[12]. Тот же яшт содержит подробный перечень достоинств Кави-Хаосравы: его сила, потомство, разумность, счастье, а также говорит:

http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайхосров

В «Судгар-наске» «Авесты» рассказывалось, как Кай Хосров ездил на Ваэ в форме верблюда, отыскал Хаоишт, Туса и Кай-Апивеха и встретил Саошьянта, который восхвалил его за подвиги[14].

Авестийскому Хаосраве этимологически соответствует ведийское имя Сушравас, «Благослав»[15].

В среднеперсидских источниках

Правление Кай Хосрова длилось 60 лет[16]. Он был сыном Сиявахша и дочери Фрасияга, и убил Фрасияга, а затем отправился в Кангдез и передал власть Лохраспу[17]. В родословной дочь Фрасьяга и мать Кай Хосрова носит имя Виспанфрья[18].

«Суждения духа разума» называют следующие основные деяния Кай Хосрова: он убил Фрасияга, истребил кумирни дэвов у озера Чечист, обустроил Кангдиз, а также его пользой названо: «благополучное осуществление воскресения и конечного воплощения с помощью победителя Сошйанса, воскресителя»[19]. «Денкард» говорит о его хварно, об убийстве им Франграсьяка и Кэрсевазда и о разрушении храма на берегу озера Чечаст[20].

Когда Кай Хосров разрушал храмы идолов на озере Чичаст, священный огонь Гушасп находился на гриве его коня и освещал его деяния; после чего огонь был установлен рядом в алтаре у горы Аснаванд[21] (храм Атур-Гушнасп был одним из трёх главных храмов огня в Иране).

Описание сооруженного Кай Хосровом Кангдеза есть в «Бундахишне»: там царила вечная весна, у него было 15 ворот (между каждыми соседними воротами нужно было ехать на колеснице 15 дней), он был построен на головах дэвов, его части имели форму рук и ног, и он мог перемещаться[22].

По «Денкарду», второе пришествие Кай Хосрова, который будет править всем миром, ожидается перед концом света, и он будет помощником Саошьянта[23]. До этого его тело сохраняется нетленным в тайном месте на троне[24].
[править]

Образ в «Шахнаме»

Описание жизни и правления идеального справедливого царя[25] Кей-Хосрова занимает около четверти поэмы Фирдоуси (около 25 тыс. строк)[26], что намного больше, чем описание правления любого другого царя Ирана. Однако подвиги в нескончаемых войнах с туранцами совершают обычно его богатыри, прежде всего Ростем (Рустам).
http://ru.wikipedia.org/wiki/Кайхосров

Очевидно,  авторы Википедии демонстративно занижают возраст Рустама, так как – вероятно - до Руса от этого образа «рукой подать». Эпопея Фирдоуси написана примерно в 976—1011, этим рубежом как бы можно и обрезать появление образа . Но Шахнаме; (перс. ;;;;;;; — «Книга царей», «Книга о царях», «Царь-книга») — выдающийся памятник персидско-таджикской литературы, национальный эпос иранских народов. В Книге царей описывается история Ирана от древних времен до проникновения ислама в VII веке. Шахнаме —  название прозаических и стихотворных сводов, что первоначально назывались «Худай-наме» («Хватай-намак»),  и лишь впоследствии появилось название «Шахнаме». От многих сводов сохранились лишь фрагменты в пересказе различных авторов.

 Рустам (фарси; восходит к ср.-Иран. Ротастахм, «богатырь»), герой иранского эпоса, богатырь. Образ Рустама принадлежит к систанскому, или сакско-согдийскому, эпическому циклу и – к сожалению, - отсутствует в «Авесте».
В ряде источников Рустам выступает как противник зороастризма. Первое сохранившееся письменное упоминание о Рустаме содержится в согдийском фрагменте 5 в., повествующем о битве Рустама с дэвами.
Как Ротастахм Рустам фигурирует в парфянских поэмах «Ядгар Зареран» и «Драхт Асурик», в пехлевийском «Бахман-Яште» (в нём он - борец против арабского нашествия). В «Шахнаме» Рустам - чудесно родившийся сын богатыря Заля и Рудабы, дочери кабульского владыки Мехраба из рода Заххака. Дед Рустама - богатырь из рода Джамшида (сын Гаршаспа-Яерсаслы и внук Исрита-Гркгы) Нариман, прославившийся своими подвигами на службе у Фаридуна.
Богатырская мощь Рустама проявляется уже в детстве: он убивает булавой дикого белого слона, выбирает себе могучего коня Рахша. С годами Рустам становится главной опорой иранских царей в борьбе против туранцев, возглавляемых Афрасиабом. Рустам возводит на престол первого царя династии Кейянидов Кай Кубада, неоднократно спасает Кай Кавуса. При спасении Кай Кавуса, попавшего во время похода в Мазендеран в плен к Белому дэву, Рустам совершает семь подвигов: убивает дикого льва, дракона-аждарха, чародейку-ведьму, Белого дэва, находит чудесный источник, берёт в плен разбойника Авлада, умерщвляет мазендеранского шаха Аржанг-дэва. Здесь он отчасти повторяет подвиги Геракла – родоначальника и скифов (по эпосу греков).

Рустам - воспитатель Сиявуша (см. Сиаваршан). Мстя за смерть воспитанника, Рустам вместе с его сыном Кай Хусроу идёт войной на Афрасиаба, в которой тот погибает (во время боёв с туранцами Рустам убивает чудовищного Акван-дэва). В Самангане Рустам влюбляется в дочь царя - красавицу Тахмину, которая после его отъезда рождает от него сына - богатыря Сухраба, служащего Афрасиабу.
Во время похода Сухраба в Иран по воле рока происходит трёхкратный поединок не опознавших друг друга Рустама и Сухраба. В третьем поединке Рустам хитростью одолевает и убивает Сухраба, и лишь после этого узнаёт сына. Также волей рока Рустам вынужден вступить в бой со своим любимым другом Исфандияром. С помощью хитроумного Заля, наученного Симургом, Рустам узнаёт, что глаз - единственное уязвимое место Исфандияра, и пронзает его отравленной стрелой. Невольный убийца сына и друга, Рустам погибает, попав в волчью яму, приготовленную его коварным братом Шагадом. http://myfhology.narod.ru/heroes/r/rustam.html

Признается, что предание о Рустаме и Сухрабе имеет много общего с германскими и кельтскими героическими легендами и мифами.

Фирдоуси А., «Шах-Наме. Критический текст», т.т.1-9, Москва 1960-71
Бертельс Е. Э. «История Хоремской литературы. Избранные труды», Москва 1960.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Ростем_(Шахнаме)

Является ли Ростем (Рустам) одним из родоначальников росов-русов, утверждать трудно. Но он ничем не хуже библейского Роша-Роса. Да вот и Семен Логофет в 10 веке констатировал: «Росы, они же дромиты, получили свое имя от легендарного родоначальника Роса. Они пренебрегли повелением Бога,  владевшего ими и были изгнаны соплеменниками...». Такой могла быть судьба и соратников Ростема-Рустама.

Есть свои пояснения и следующему фрагменту легенды начала 12 века.
Рассказывают также, что у Руса был сын, которому в схватке с каким-то человеком разбили голову. Он пришёл к отцу весь в крови.
Тот ему сказал: «Иди и порази его!»
Сын так и сделал.
И остался такой обычай, что если кто-либо (русов) ранит, они не успокоятся, пока не отомстят. И если дашь им весь мир, они все равно не отступятся от этого. И один другому у них не оказывает доверия. Когда родится сын, отец кладет ему на живот меч и говорит: «Вот тебе наследство!»

Подобные констатации обильны в ранней арабской литературе
http://nationalism.org/eliseev/rusy.htm
http://www.lants.tellur.ru/history/DRSZI/
http://www.guma.oglib.ru/bgl/1677.html
http://bibliotekar.ru/rusKiev/11.htm и др.
Археологи в средневековом Новгороде обнаружили немало деревянных мечей, которые со временем могли заменять в ритуалах посвящения подростков боевое оружие. Эти мечи использовались детьми и в играх. http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/70.htm

Среди имитаций вооружения наиболее представительная серия деревянных одноручных двулезвийных мечей — 87 экз. Целый экземпляр найден один (рис. 1:1), который позволяет определять длину клинков детских игрушек — 28 см, при ширине — 5 см.

У остальных мечей клинки обломаны. Зато целых, прекрасно имитирующих оригиналы рукоятей детских мечей с характерными навершиями много. Они являются благодатным материалом для исследователей вооружения. В городских напластованиях находки железных мечей чрезвычайно редки, поэтому используя серию деревянных детских мечей, обнаруженных в четко датируемых стратиграфических напластованиях Новгорода, можно выявить типологически-эволюционные изменения боевого оружия средневековых новгородцев. Проделанная несколько лет назад работа по сопоставлению детских мечей с их оригиналами выявила, что они хронологически и типологически полностью соответствуют общеевропейским стандартам.

Персидское собрание историй в начале 12 века сообщало и следующее:

...И Славянин пришел к Русу, чтобы там обосноваться. Рус ему ответил, что это место тесное (для нас двоих). Такой же ответ дали Кимари и Хазар. Между ними началась ссора и сражение, и Славянин бежал и достиг того места, где ныне земля славян. Затем он сказал: "Здесь обоснуюсь и им легко отомщу". (Славяне) делают жилища под землей, так чтобы холод, который бывает наверху, их не достал. И он (Славянин) приказал чтобы принесли много дров, камней и угля, и эти камни бросали в огонь, и на них лили воду, пока не пошел пар и под землей стало тепло. И сейчас они зимой делают так же. И та земля обильна. И много занимаются они торговлей...

Этот сюжет отчасти напоминает сюжет Повести временных лет о посещении апостолом Андреем с учениками — словен в округе будущего Новгорода, где апостол удивлялся парным баням словен. Противопоставление здесь Руса и Славена отличается от этногенетических легенд самих восточных славян, где Рус и Словен выступают скифскими князьями, друзьями или братьями. Персидская легенда о Русе воспроизводит свидетельства арабо-персидских авторов IX—X вв. о славянах и русах, в особенности близка к сочинению Ибн Русте (см. письменные свидетельства о руси).

Все это говорит о том, что образ Руса в эпосе (даже в записях) значительно древнее образов Чеха и Леха.

Согласно западнославянской этногенетической легенде, Рус — князь, родоначальник и вождь племени русов, названного по его имени, его братьями были Чех и Лех (родоначальник поляков). Легенда известна – в частности, - по «Великой Польской хронике»:

«В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов… от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй — Рус, третий — Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами.»[5]

Именно в Великопольской хронике легенда появилась в законченном виде в XIV веке, так как в рукописи, написанной в 1295—1296 гг. (из библиотеки Яна Годийовского), отсутствует фрагмент о братьях. Предполагают, что автор версии о 3 братьях добавил Руса к легенде о лехе по имени Чех из хорватской земли, известной по чешской стихотворной хронике Далимила Мезиржицкого (Dalimil Meziricsky), созданной в 1308—1314 гг.[6] Чех и Лех фигурируют в чешской «Хронике» Яна Пшибика из Пулкавы (XIV век), все 3 брата у польского историка Яна Длугоша (XV век).

В XVII веке легенда о Русе нашла отражение у русских летописцев и авторов популярных тогда «Хронографов». Историки предполагают, что «Сказание о Словене и Русе», где появился Рус, было составлено митрополитом новгородским Киприаном (1626—1634 гг.).[7] В этой легенде Рус — брат князя Словена, родоначальника и вождя славян; они вместе двинулись из Причерноморья на север. Упоминается также их сестра Илмера, по имени которой якобы называется озеро Ильмень. Рус признается эпическим основателем города Руса.
; 1 2 А. П. Новосельцев ВОСТОЧНЫЕ ИСТОЧНИКИ О ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯНАХ И РУСИ VI—IX вв.
; 1 2 Мыльников А. С. Картина славянского мира: взгляд из Восточной Европы. Этногенетические легенды, догадки, протогипотезы XVI — начала XVIII века. СПб.: Петербургское Востоковедение, 1996. 320 с ISBN 5-85803-063-7 см.
; Ипатьевский список «Повести временных лет»//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; ПСРЛ. — Т. 1. Лаврентьевская летопись. — Л., 1926-28. — VIII с. — 579 стлб//«Ізборник». Історія України IX—XVIII
; Великая Польская хроника. Пролог. ; Предисловие к Великопольской хронике
; Из доклада Е. С. Галкиной на Всероссийской конференции молодых специалистов «Вопросы славяно-русского рукописного наследия»
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рус

Осмысляя образ Роса-Руса надо помнить ностратические истоки корня, эпического царя фракийцев Реса, урартских царей Руса, библейского Роша (главу) и иных подобных реальных и мифических героев, аорсов, роксоланов, росомонов и другие этносы Великой Скифии.

Есть и более дальние аналоги.
Город на месте испанской Мелильи был основан финикийцами, имевшими немало связей со Скифией, за несколько веков до нашей эры. И называлась фактория Русадир (Руссадир или Русаддир), как явствует из надписей в некрополе, расположенном вблизи от города.
 http://ru.wikipedia.org/wiki/Мелилья
Факт стоически замалчивается антирусизмом.
Или взять Россос (Русополис), недалеко от более известного Скифополя. Россос известен на берегу Средиземного моря недалеко от Антиохи примерно с 4 века до н.э.
Факт в упор не видит антирусизм, как и всю созвучную ономастику до средних веков.

Такое поведение антирусизма можно относить к реальной науке ?!
Ростема (Рустама ) на этих политизированных мерзавцев
http://ru.wiktionary.org/wiki/мерзавец   явно нет.

Рустам (Ростем) не претендует на родоначалие всем росам-русам, но вот в числе прочих эпических родоначальников (Реса, Роша-Роса, Руса Поднепровья, Роса Логофета) он быть явно не прочь.

Краткий свод материалов по отечественной истории
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111074.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111080.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111078.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111087.htm
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111086.htm