Научил!

Сергей Аршинов
Почему так получается, что одним дозволено все, а другим ничего? Одни воруют миллионами, и ничего им за это не бывает. В крайнем случае, переведут на другую должность, где воровство не так заметно для окружающих, но более доступно, масштабно и безнаказанно. А другие – залезут в чужой карман, украдут три рубля, и сразу же в тюрьму. Одни разрушают государства, губят судьбы миллионов людей, уничтожают целые народы и на этом зарабатывают себе авторитет крупных политических деятелей. Другие лишь заявляют о своих взглядах и сразу же становятся диссидентами. Или одни нарушают все и вся, и все им сходит с рук. А другие лишь только сделают шаг всторону, как тут же – расстрел на месте.

Но это хорошо, если все, что творят подобные деятели, действительно заканчивается благополучно и для них самих, и для окружающих. А если они себя только мнят эдакими исключительными личностями, избранниками Судьбы, а на самом деле оказываются самыми обычными Раскольниковыми?!

Но есть еще более интересные индивидуумы, которые абсолютно точно знают, что и как делать можно, и что и как делать ни в коем случае нельзя. Больше того, они даже учат других, как именно то или иное следует делать, и что может произойти, если отступить от установленного порядка и правил хоть на один малюсенький шажок. Причем не просто учат, а для убедительности демонстрируют все наглядно, чтобы добиться максимального эффекта и научить навсегда. Чтобы их обучаемые в будущем уж точно никогда больше не поступили так, как не положено. При этом почему-то они считают, что одно дело – демонстрация, и совсем другое дело – жизнь. Что при ИХ демонстрации все происходит как на экране, а они находятся у этого экрана с указкой, и что им, как обучающим, можно все для той же наглядности даже подергать Судьбу за хвост, чтобы продемонстрировать, как она умеет лягаться. Что, если очень захотеть, то можно изобразить даже маленький ядерный взрыв, чтобы обучаемые собственными глазами увидели, что такое световое и тепловое излучение или, скажем, ударная волна. Но только совсем маленький, чтобы никто серьезно не пострадал(!)


В одном из соединений подводных лодок Северного флота наступила черная полоса. Сколько ни проводили инструктажей и тренировок по борьбе за живучесть, сколько ни принимали зачетов по знанию инструкций и других руководящих документов, аварийность не только никак не снижалась, а наоборот, все росла и росла. Причем большая часть случаев происходила исключительно по вине личного состава. И заканчивались они нередко или выводом из строя техники (порой даже целых кораблей), или серьезными травмами, или тяжелыми увечьями, а иногда и гибелью людей.

Военнослужащим, например, запрещено ношение обручальных колец и других украшений. Но запрещено это не ради того, чтобы их как-то унизить, оскорбить их чувства, задавить их собственное «Я» и прочее и прочее. А лишь для того, чтобы это, во-вторых, не отвлекало их от службы, а во-первых, потому что эти украшения нередко являются источниками травматизма.

Некоторые господа офицеры относятся к этому требованию, мягко говоря, с прохладцей. Так вот один из офицеров этого соединения как-то утром добирался на службу на попутной грузовой машине. Когда он выпрыгивал из кузова, то зацепился обручальным кольцом за торчавший в борту гвоздь… и остался без пальца.

Один командир отделения электриков – старшина третьего года службы, которому до увольнения в запас оставалось около двух месяцев, который сам прекрасно знал все инструкции и давно учил более молодых матросов, грамотно обосновывая все требования, - решил, что он уже настолько опытный, что с ним ничего случиться не может, что все случается только с молодыми дурачками, что у него настолько хорошо работают вентиляция и печи дожигания водорода, что ему можно покурить прямо в аккумуляторной яме во время зарядки батареи… В итоге произошел взрыв, в результате которого этого умельца просто размазало по подволоку (хорошо еще – лодка находилась в базе, и в этот момент в отсеке никого другого не оказалось, так что кроме него самого никто другой не погиб, да и возникший пожар погасили довольно быстро), а подводная лодка была выведена из строя.

На другой лодке такой же командир отделения электриков оказался до ужаса хозяйственным, бережливым и запасливым: чтобы никто «не спер» перед проверкой старшим помощником наличия и содержания аварийного инструмента, он ножовку с аварийного щита спрятал под распределительный щит. В итоге в море во время качки ножовка попала на силовые кабели и замкнула их… В ходе возникшего пожара погибли двое – сам виновник и еще один матрос-первогодок, а подводная лодка тоже была выведена из строя.

На третьей лодке в автономке один из матросов перед выбросом мусора засунул не до конца отработавшую пластину регенерации* в мешок с отходами… Сильного пожара чудом удалось избежать, но у парня здорово обгорели руки.

На четвертой лодке какой-то матрос полез что-то подкрутить у работающего механизма, в результате чего его руку затянуло под вал… Механизм успели вовремя остановить, но руку потом долго собирали по кусочкам.

Командование соединения было страшно озабочено этим валом происшествий и требовало от командиров подводных лодок строжайшего контроля за каждым офицером, мичманом и матросом. Поэтому перед каждым занятием, перед каждой тренировкой, перед каждыми работами, перед всем, перед чем только было можно, проводились тщательнейшие инструктажи с контрольными опросами и обязательными росписями в журналах инструктажей.

Учитывая горький опыт, на одной из подводных лодок перед выходом в море старший помощник командира, в который уже раз(!), решил провести тщательнейший и подробнейший инструктаж по всем имевшим место случаям (и по тем, которых еще не было, но которые могли произойти) с наглядной демонстрацией. Для этого он построил весь экипаж на пирсе и битый час рассказывал и показывал, что и как надо делать и чего делать не следует. Он вспомнил все случаи, начиная со спуска на воду самой первой подводной лодки, показывал, как может намотать на вращающиеся части различные золотые и серебряные цепочки или лохмотья вовремя не зашитой или слишком свободной и болтающейся формы, зацепить кольца, «шибануть» током, придавить не закрепленным «по-походному» оборудованием…

Апофеозом занятия было учение по снаряжению и разрядке регенерационной установки. Поскольку погода стояла сухая, проведению этого занятия прямо на пирсе ничего не мешало. Наоборот, это было даже очень хорошо провести такое занятие на открытом, ничем особенно не ограниченном пространстве, так чтобы всем все было видно.
С особыми предосторожностями и тщательным соблюдением всех правил химик-
 ___________________
* для пополнения кислорода в воздухе на дизельных подводных лодках используются специальные установки, в которые «заряжаются» пластины регенерации, состоящие из специального вещества «О-3». Это вещество крайне опасно, поскольку воспламеняется (а нередко и взрывается) при попадании на него жидкости, горюче-смазочных материалов, да и многого другого. Горит оно при температуре в ТРИ ТЫСЯЧИ градусов и при горении выделяет огромное количество кислорода, так что само поддерживает горение, в связи с чем погасить его практически невозможно. А при такой температуре горит даже металл.

санинструктор вскрыл новую банку регенерации и произвел демонстрационную операцию. Затем, чтобы гарантированно восстановить ранее имевшиеся навыки, все командиры отсеков и еще по паре человек из каждого отсека проделали эту операцию по несколько раз, после чего все пластины были аккуратно сложены обратно в банку.

- А теперь, чтобы Вы, с…, не думали, что начальники Вас только стращают, - объявил старпом, - я покажу Вам, как эта зараза горит!

Не мудрствуя лукаво, он взял специально припасенную по такому случаю старую грязную ветошь, обильно полил ее из канистры соляркой, чтобы она наверняка произвела запланированный им эффект, немного пожмыхал в руках, чтобы она как следует пропиталась, подошел к сиротливо стоящей на пирсе перед самой серединой строя открытой банке, зачем-то заглянул в нее, потом принял несколько наклонное в сторону от банки положение, чуть-чуть присел на полусогнутых ногах, прикрыл ладонью свободной руки лицо, вытянул другую руку и бросил ветошь в банку…

Эффект превзошел, вероятно, даже его самые смелые ожидания: поскольку солярки старпом не пожалел, она пролилась с тряпки в банку, когда ветошь еще не успела до нее долететь. Как и следовало ожидать, регенерация не просто загорелась, а взорвалась с оглушительным грохотом. Поскольку банка стояла метрах в пяти перед строем, то лишь ближайших к ней человек пять-шесть немного обожгло и чуть-чуть поранило осколками самой банки и разлетевшимися кусочками регенерации. Старпому же оторвало кисть протянутой над банкой руки, выбило глаз, обожгло все лицо и закрывавшую его руку.

Не только идти в море, но и служить ему после этого уже больше не пришлось. А все, кого он таким образом наставлял, запомнили этот урок на всю оставшуюся жизнь.

 НАУЧИЛ!!!





15.05.07.