Тамара

Светлана Александрова
С Тамарой мы знакомы со студенческих лет. Она была на редкость правильная девушка: чистюля, правдолюба, добрая и внимательная до щепетильности. Порой она шокировала меня своей неуёмной заботой.
Жила она с мужем и двумя детьми в большой комнате в деревянном старом доме, с соседями. Кухня у них была общей. Когда же подошла очередь на отдельную квартиру со всеми удобствами, Тамара уступила её соседям, объясняя это тем, что другим людям живётся хуже.
Я всегда рядом с ней чувствовала себя недостойной. Она, на удивление, всегда была весела, довольна, всё у неё спорилось.
Потихоньку наша дружба пошла на убыль, видно я понимала, что никогда не достигну её планки, а чувствовать постоянно свою ущербность рядом с ней не хотелось.
 Я уехала в другой город и, разом всё оборвалось. Правда, потом долго мучили меня сомнения, а хорошо ли я сделала, ведь Тамара очень любила меня, опекала, делилась своими секретами.
Прошли годы, прежде чем я поняла, что эта дружба очень тяготила меня, поэтому расставание было неизбежным.
Я вернулась в свой город, спустя шесть лет.
Прошло ещё десять лет, и мы не разу не встретились с Тамарой.
И вот однажды, когда я поднималась по лестнице в чужом подъезде, дверь внезапно открылась, и на пороге стояла Тамара.
Конечно, я узнала её сразу; та же добродушная улыбка, ласковая речь и открытые объятья. Она затащила меня в квартиру, раздела. Тут же появились ребятишки: два мальчика лет шести и восьми и девочка четырёх лет. Все они были черноглазы, смуглы.
 Пока я соображала, как это получилось, вошёл восточный мужчина, и вопрос отпал сам собой. Но, зато засверлил другой, а где же первый муж красавец-блондин? И где две дочки, которым должно быть от восемнадцати до двадцати лет? Но спросить об этом было неловко, тем более что передо мной царила полная идиллия. Нерусский мужчина говорил с сильным акцентом, но при этом был обаятелен и любвеобилен. Он просто светился от гордости за своё семейство. Меня он встретил как давнюю знакомую, усадил в мягкое кресло, принес домашние тапочки. Тамара искрилась от счастья.
Я огляделась. Квартира огромная, всё продумано до мелочей - добротно и комфортно. Принесли чай в красивой посуде. Все дружно уселись за стол. Пошли разговоры. О прошлом  - ни гу-гу. Я с нетерпением ждала, когда же мы останемся одни с Тамарой.
Наконец, дети убежали в соседнюю комнату, а муж вышел. Мне так хотелось её расспросить, но Тамара, как-то незаметно уводила разговор в сторону. Тогда я пошла на хитрость и заговорила о том, как нынче трудно стало прокормить семью, как мало платят, тем самым, давая всячески понять, что у неё, как видно, таких проблем нет. Она внимательно слушала, кивала, как - будто что-то оценивала, обдумывала. Заметив, что мои слова попали на благодатную почву, я продолжила жаловаться на судьбу. Она ещё какое-то время слушала, а потом сказала, на удивление просто:
- Я эту проблему давно решила для себя. Другие времена – другая жизнь. Стоит только рискнуть, попробовать, а там дело пойдёт. Хочешь, научу?
Я загорелась. Тем более, что это предлагала Тамара, которая дурного не посоветует.
- Пошли в другую комнату. Там у меня склад и офис.
Я с нетерпением поднялась с уютного кресла, и мы пошли в дальнюю комнату. Здесь действительно был склад: одежда, обувь, ткани, посуда – просто глаза разбегались от обилия товаров. В углу, в полумраке, стоял небольшой письменный столик, заваленный бумагами и самодельными, деревянными штемпелями всех форм и размеров.
Тамара подвела меня к столику.
- Сейчас я тебе всё объясню.
Она взяла в руки первый попавшийся штемпель, и в это время в комнате послышался шорох. Мы обернулись, застыв от изумления. В дальнем углу комнаты стояли два человека в милицейской форме и рылись в вещах, что-то отыскивая.
Когда и как они вошли было необъяснимой загадкой.
- Кто из вас хозяйка?
- Я, - неуверенно ответила Тамара.
А мне шепнула, заслонив собой стол:
- Быстро собери все штемпели и уходи.
Я от испуга трясущимися руками с трудом расстегнула свою сумочку и смела всё со стола.
В прихожей я быстро оделась и выскочила на улицу.
- Что это было? Уж не сон ли? Что делать со штемпелями?
Я завернула за угол и быстро пошла прочь. Пройдя несколько кварталов, я отыскала урну и высыпала содержимое сумочки.