Обратная сторона медали

Алёна Токарева
Биатлонисты – народ «плечистый»! Впрочем, как и всё спортсмены. Впрочем, как и все сильные  люди, ориентированные на преодоление трудностей и нацеленные на победу. Независимо от их рода деятельности. Но вот интересная закономерность. Я ни в коем случае не пытаюсь «открыть Америку через форточку», ибо эта мысль не нова и наверняка приходила в голову многим.

Вот, скажем, молодой спортсмен. Он подаёт большие надежды, его заметили. И выходит он, полный задора и амбиций, на широкие просторы большого спорта, то бишь, начинает принимать участие в ответственных соревнованиях. Поначалу ему особенно и не нужно ничего доказывать. Выступит удачно – молодец, так держать! Потерпит поражение – скажут, что ж, молодой ещё, надо работать дальше… И он, впитав в себя справедливую критику, и, как правило, ничуть не комплексуя, с воодушевлением начинает «работу над ошибками». Ну, правильно, какие его годы, ведь всё ещё впереди! Однако проходит время. И, если он талантлив, то ему сопутствуют успех, популярность и слава. И вот тут-то наш герой, сгибаясь под их тяжёлой ношей, может забуксовать в прямом и переносном смысле. Любая неудача, а тем более череда неудач подчас ввергают иных именитых спортсменов в настоящую депрессию, парализуя их волю и закрепощая  психику. Бегал-бегал человек, стрелял-стрелял (если речь идёт о том же биатлоне), и вдруг – ноги не идут, как надо, рука дрожит в ответственный момент, да и глазомер что-то подводит. И всё это вдруг случается на пике карьеры человека, когда, казалось бы, НАДО подтверждать свою состоятельность, своё право на высокие титулы. Вот именно, что НАДО! Просто жизненно необходимо! А тут – такая оказия… Причём, зарубежные спортсмены, по моим наблюдениям, отличаются более устойчивой психикой. Не все, конечно, но зачастую. С чем это связано – с более современной, совершенной и рациональной методикой подготовки наших заморских конкурентов или же всё-таки дело в пресловутой русской душе, её чрезмерной ранимости и незащищённости? Кстати, наши футболисты (да простят меня поклонники отечественного футбола!) тоже нередко демонстрируют «психологический надлом» после первого же  гола, забитого в их ворота, и неумение биться до конца, до последней секунды матча. В отличие от тех же немцев и итальянцев, например. Конечно, уровень мастерства «наших» оставляет желать лучшего, но всё-таки…

Подобная же картина наблюдается в любой сфере деятельности. В творческой – особенно. Человек уже не может себе позволить расслабиться, снизить планку, он всё время должен доказывать свою состоятельность, чтобы удержаться «в обойме». Как бы кто-то ни подумал, что его талант иссяк! Как бы кто-то ни сказал, что он уже исписался, исчерпал  своё вдохновение, превратился в ремесленника и т.д., одним словом, «весь вышел»! А для человека публичного и известного этот груз – о-го-го! Может оказаться непосильным.

Да на любой мало-мальски интеллектуальной работе, где худо-бедно существует трудовой коллектив, молодые, поначалу открытые и полные адекватных устремлений сотрудники, достигнув определённой планки, зачастую становятся более замкнутыми, подозрительными, склонными к интригам и обеспокоенными  скорее не интересами дела, а  тем, как бы удержаться на своём «местечке», не сплоховать в глазах начальства (которое, как известно, всегда бывает непогрешимым!), как бы укрепить свои тылы на тот случай, «если что», как бы любой ценой продвинуться дальше и пр.  А то, ради чего они, собственно, занимают это «местечко», постепенно отходит на второй план. Эх, житие… Слаб человек… Ничего тут не попишешь. Хочешь жить – умей вертеться.

Да взять хотя бы наш сайт. Новый автор, как правило, приходит сюда со своими творческими идеями, глубоко убеждённый, что они кому-то интересны и нужны. Он желает общаться, охотно знакомится с работами других авторов и щедр на рецензии, ибо хочет понять, что к чему, найти единомышленников и самому, наконец, получать отклики на свои «творения». Поначалу он понятия не имеет ни о каких подводных течениях, не очень-то обращает внимание на баллы и рейтинги, не обременён ни популярностью, ни жёсткой критикой своих коллег.  Но стоит этому человеку стать заметным, как он тут же автоматически начинает ощущать на себе негативную сторону такой популярности. Он начинает бояться своим очередным произведением разочаровать читателей, часто подвергается болезненным нападкам (ведь он же на виду!), невольно обращает внимание на рейтинг и хотя бы подсознательно стремится к его вершине, да и  пишет уже, ориентируясь исключительно на то, что может привлечь внимание аудитории, а не о том, что его действительно волнует. И в какую-то минуту может ощутить, что вдохновение его почему-то покинуло, темы для творчества находятся всё труднее, хотя раньше он едва успевал их фиксировать, а сам он вовлечён в какую-то странную, бесконечную гонку. Безусловно, подобные ощущения испытывают не все, но, думаю, найдётся немало авторов, которые со мной согласятся.

Ну, и какой вывод из вышесказанного? Быть иди не быть? Иметь или не иметь? Стремиться или не стремиться?  Полагаю, что во всех случаях ответ будет утвердительным. И быть, и иметь, и стремиться… Только по возможности относиться ко всему философски и помнить, что не бывает «кругом шестнадцать». В любом успешном деле есть обратная сторона медали. Это, знаете, как лист мать-и-мачехи: мягкий да бархатистый с одной стороны, но гладкий да холодный с другой. А ещё говорят, что за всё надо платить…