Баловень Богатого дома, гл. 4 Перичанд Миттро

Шурыгин Олег
Баловень Богатого дома. Перичанд Миттро

Перевод с бенгальского

Гл.4. Рассказ о том, как в Калькутте преподавали английский язык – особенности детского образования – Матилал попадает в плохую компанию и как следствие оказывается в полицейском участке.

Когда англичане только начали приезжать в Калькутту по торговым делам, там занималось торговлей (из местного населения)  не так уж и много настоящих купцов, причем по-английски в Калькутте не говорил тогда ни один человек. Поэтому все люди общались с англичанами только посредством знаков. Но такова природа человека: при наличии определенного энтузиазма и вполне понятной мотивации, так или иначе, благодаря знакам, люди постепенно начали перенимать какие-то английские слова. Но потом, с открытием Верховного суда, через судебную систему английский язык гораздо глубже начал проникать в нашу жизнь. Вот тогда-то Рамарама Мишри и Анандирам Дас сумели более глубоко изучить английский язык. Учеником Рамарама Мишри был Раманараян Мишри, – человек, выступавший в роли адвоката или судебного поверенного. Ему в своей жизни довелось написать очень много разных исковых заявлений, апелляций и петиций, поэтому он, поднаторев в этом деле, в конце концов открыл свою собственную школу, где за 14-15 рупий в месяц благополучно обучал учеников, зарабатывая таким образом себе на хлеб. Это он научил преподавательскому делу очень многих людей, таких, например, как цирюльник  Рамалочан и Кришнамохан Басу. Ученики на их занятиях обычно штудировали какую-нибудь миссионерскую книгу, заучивая наизусть содержащиеся в ней истории. Если такой ученик на свадьбе или во время какого-нибудь застолья мог блеснуть своей эрудицией, его высказывания встречали бурными аплодисментами.
Вот так и Шороборон Сахиб, пообщавшись какое-то время с такими учителями, вскоре открыл свою собственную школу. В этой школе обучались дети самых разных людей.
Если у ученика есть желание учиться, то в какой бы школе он ни был, он всегда, благодаря своим собственным усилиям, сможет получить хоть какое-то знание. В каждой школе есть свои достоинства и свои недостатки, но существует много учеников, которые, перемещаясь из школы в школу, своими жалобами только тянут время и запудривают мозги своим родителям. Вот и Матилал, проучившись два или три дня в школе Шороборона Сахиба, перешел в учебное заведение Калуса Сахиба.
Ну а что такое обучение вообще? Если ребенок будет видеть перед глазами хороший пример или должное отношение к процессу, то обучение пойдет ему на пользу. Но для достижения такого состояния надо, чтобы ребенок видел положительные примеры всюду: как в доме, так и вне его, и, конечно же, изо всех сил старался следовать им. А для этого надо, чтобы и отец, и мать тоже принимали активное участие в воспитании своего сына, и тогда, в результате объединения всех усилий (учителя и родителей) может появиться положительный результат. Потому что ребенок обычно следует примеру своего отца. Ребенок будет поступать хорошо только если перед ним будет положительный пример его отца. Если отец пьяница, то ребенок тоже в свое время захочет пить вино, а как же иначе? Хотя иногда может быть и так: отец занимается всяким бредом, а ребенок, вопреки всем ожиданиям, как бы в пику своему родителю, становится вполне достойным человеком. Если же отец поступает достойно, то ему даже  не надо специально обучать своего сына: видя перед собой пример своего отца, ребенок автоматически вырастет хорошим человеком. Хорошо бы еще, если мать будет очень внимательно следить за воспитанием своего сына. Благодаря ласковым словам, неустанной заботе и поцелуям матери сердце ребенка становится очень мягким и добрым,  и такой ребенок обязательно вырастает хорошим человеком. Если ребенок знает, что его любящая мать не одобрит такой поступок, то он не будет его совершать. Задача учителя – не делать из ребенка попугая, не заставлять его бездумно повторять преподанный ему материал. Конечно, механическое заучивание улучшает память, но если от этого не развивается разум или не появляется опыт, то все эти занятия ; просто показная и напрасная трата времени. Поэтому с ребенком любого возраста надо в первую очередь работать на развитие его умственных способностей – только так он сможет получить настоящее благо, и ; ничего формального и механического!
Живя в своем доме в Байдьябате, Матилал не получил никакого морального воспитания. Но в Бахубаджаре ситуация стала даже еще более сложной. В доме Бечарама Бабу жили два его племянника, Халадхар и Гададхар. Они с самого рождения не видели своего отца. Из страха перед матерью и дядей, они время от времени посещали школу, но это было так, только для виду, они там сидели, переглядывались, зевали, шалили и потом уходили домой. Если им делали замечания – они просто пропускали их мимо ушей. Матери они говорили: «Ничего, всё образуется!» Ну а рыбак рыбака, как говорится… Вот и Матилал сразу понял, что они одного поля ягоды. Так они начали вместе целыми днями бегать, резвиться и шалить. Где один – там и все остальные, вместе ходят, вместе гуляют, вместе спят и вместе едят. В общем, ходили они везде рука с рукой. Так что мать этих двух ребят даже сказала: «Да они с Матилалом прямо как родные братья!»
Будь-то ребенок, юноша или старик, человек все равно не сможет постоянно заниматься одним и тем же делом. Ему по любому в течение дня придется менять свой род деятельности. Поэтому день ребенка нужно разбивать на особые части, отводя определенное время для игр и для занятий. Постоянно играть или постоянно заниматься было бы для ребенка совсем не хорошо.  Но занятия спортом и различные игры дают один положительный результат: укрепляя тело, они подготавливают почву для плодотворного обучения. Если все силы ребенка направить только на учебу, его ум потеряет восприимчивость и способность быстро и правильно схватывать материал. Но игры помогут избавиться от этой проблемы, причем подвижные, я имею в виду. А карты и кости ни к чему хорошему не приведут, разве что усилят природную лень, от которой происходит так много несчастий. Подобно тому, как постоянная учеба не принесет настоящей пользы, так же и постоянные игры притупят разум и просто сделают тело ребенка сильным и довольно спортивным, но ум его при этом не получит совсем ничего, даже не сможет отличать правильных поступков от неверных действий. Сколько детей было испорчено неправильным воспитанием!
Халадхар, Гададхар и Матилал ходят как заправские хулиганы: делают что захотят, никого не слушают и ни на кого не обращают внимания. Карты, кости, воздушные змеи, голуби, ручные щеглы – всегда что-то полностью поглощает их умы. Едят без конца, без конца где-то валяются, а если придет слуга звать их домой, то говорят: «Эй, отвали, мы никуда не пойдем!» Придет служанка со словами: «Ваша мать хочет срочно вас видеть!» Они в ответ: «Пошла вон, уродина, мы тебя!» Она им скажет: «Ох, когда только научат вас вежливому обращению!» А тем временем от их шалостей начал страдать весь дом. День и ночь от них стоял такой шум, что люди были вынуждены затыкать уши даже в гостиной, потому что только и слышался какой-то странный, невменяемый смех, от курения табака, ганджи и гашиша в доме было невозможно продохнуть, дым заволакивал всё вокруг, но ребята не боялись никого, кроме хозяина, ему они старались не попадаться на глаза, но однажды и он, почувствовав запах гашиша, зажал пальцами нос и сказал: «Что за бред!»
Ничего нет страшней неблагоприятного общения. Оно способно свести на нет все усилия родителей и учителей, ну а без влияния учителей и родителей последствия неблагоприятного общения даже невозможно описать.
Поэтому от такого общения характер Матилала безнадежно портился, ухудшаясь день ото дня. Дня два в неделю ребята посещали школу, где с большим трудом высиживали несколько уроков, не понимая совершенно происходящего вокруг них. При этом они могли щипать и дергать других учеников, рисовать на доске, но ни в коем случае не слушать объяснения учителя, - этим они не могли заниматься и пяти минут. То есть, внимание их было очень рассеянным, всё, что они делали, это ссорились с другими учениками или как-нибудь шалили и развлекались! Существуют такие учителя, которые могут правильно обходиться с подобными Матилалу учениками, при помощи индивидуального подхода побуждая их усиленно заниматься на уроках. Они подбирают ключик к каждому ученику. Но в это время школа Каллуса Сахиба ничем не отличалась от государственных. В ней не придавали особого значения индивидуальности каждого ученика, всех чесали под одну гребенку, заставляя во всех классах изучать одни и те же книги. Учителя не думали о том, что перед изучением какой-нибудь сложной книги, надо сначала пройти несколько более простых, совсем нет, там, для увеличения престижа школы, детей пичкали сразу самым сложным материалом, не думая о его усвоении, но просто заставляя детей заучивать это всё наизусть. Так что это знание в будущем не могло найти  своего практического применения, детям просто вдалбливали в головы какую-то информацию.
Но Матилал был очень способным ребенком, поэтому какое-то знание и лоск он всё-таки приобретал, приобретал от общения с отцом, от вращения в свете, от окружавших его людей и, конечно же, от преподавателей в школе. Но в разных школах преподают разные люди, кто-то не жалеет жизни и сил на благо своих учеников, а кто-то просто ходит и покручивает свои усы, думая, когда же наконец истечет время урока. Каллуса Сахиб был похож на владельца (известной в те времена) школы с Баньяновой улицы Вакрешвара Бабу. Так же как и Вакрешвар Бабу, Каллуса Сахиб ходил по домам богатых людей, непрестанно повторяя: «Будьте уверены, я с вашего сына не спускаю глаз, ведь это такой ребенок, сын таких уважаемых родителей! Не мальчик, а золото!» Все дети в его школе усиленно занимались, но вот насколько хорошо они усваивали преподанный материал – это вопрос. Этой темы обычно не касались, ведь зачем хозяину школы лишние проблемы. Если в голове ребенка возникал какой-нибудь вопрос, ему обычно говорили: «Слушай, посмотри в словаре!» Когда ученик выполнял письменный перевод, учитель особо не старался исправлять его ошибки, так, разве что иногда, он мог заменить какое-нибудь слово типа «работа» на «труд», а когда ученик спрашивал о причине подобной замены, учитель обычно отвечал: «Да ты совсем от рук отбился, сказано тебе, что это так, и точка!» Порой учитель подходил к сыну какого-нибудь значительного человека и с необыкновенным почтением задавал ему такой вопрос: «А какую прибыль приносят вам ваши земли?» Так что Матилал, естественно, очень быстро стал одним из самых любимых учеников Вакрешвара Бабу. Ведь сегодня дерево дает цвет, а завтра уже приносит плоды, сегодня – пучок редиски, а завтра – уже дорогой носовой платок, поэтому Вакрешвар Бабу решил не выпускать из рук такого многообещающего ученика, ведь, кто знает, быть может, со временем этот ученик сможет превратиться для него в настоящее плодоносное дерево! Но кто я такой, чтобы осуждать этих школьных учителей?
Наступила осень (месяц Шарат), время поклонения Богине Дурге – повсюду, на улицах и базаре, слышен несмолкаемый шум людей, и этот шум еще более усиливается отчаянными криками Матилала. Ну как тут усидеть в школе? Просто смотреть по сторонам, вертеть головой или откровенно валять дурака? Ведь в такие дни трудно сосредоточиться даже на секунду! Поэтому, обманув учителя, Матилал сразу же из школы отправился домой. Купил по дороге кулек бетеля и пошел, рассматривая с интересом прилавки придорожных магазинчиков: здесь голуби, а здесь – воздушные змеи… Так, сделал равнодушное лицо, никого поблизости не видно… Но тут к нему незаметно подкрался сержант полиции и несколько его подчиненных, подкрался – и внезапно схватил его за руку! А затем сказал: «Так, сейчас отправишься с нами в участок, потому что видно по всему, что ты – прогульщик и хулиган!» Тут Матилал начал изо всех сил вырывать свою руку, но куда там! Сержант оказался очень сильным человеком. Поэтому он без особых усилий потащил Матилала в участок. А Матилал в отчаянии упал на землю, перепачкал свою одежду пылью и попытался еще раз вырвать свою руку – но получил в ответ только несколько несильных ударов. После чего Матилал просто растянулся на земле и горько заплакал, вспоминая своего отца. В эти минуты в его голове промелькнула мысль, что до такого состояния его довело общение с нехорошими людьми. Тут вокруг стало собираться много людей, и они спрашивали друг у друга: «Что здесь произошло?» А два старика так начали говорить между собой об этом ребенке: «Ну зачем же так его бить? Ведь это очень красивый ребенок – с лицом, как полная луна, и вообще… Слушая его вопли, сердце так и разрывается от горя!»
Еще до захода Солнца Матилала доставили в участок, а там уже находились все его друзья: Халадхар, Гададхар и несколько других мальчиков из его района. Все они, с понурыми головами, грустно выстроились в один ряд у стены. А начальник участка, который должен был провести с ними воспитательную работу, как назло уже ушел домой. Поэтому всех задержанных решено было отправить в тюрьму.