58. Помпейская трагедия

Книга Кентавриды
Насколько я могу судить по сохранившимся изображениям, лучше всего к кентаврам относились на юге Италии. Их часто рисовали на стенах залов и комнат в Помпеях, Геркулануме, Стабиях и в других городах в окрестностях нынешнего Неаполя, которые ныне можно было бы назвать курортными (там строились загородные виллы аристократии и изобиловали всевозможные развлекательные заведения, от театров и терм до таверн и лупанаров).
И хотя до нас дошли далеко не все кентаврические образы, присутствовавшие в той области Италии, их количество изумляет, а художественное качество заставляет усомниться в том, что римляне были в изящных искусствах всего лишь подражателями греков.  А уж содержание и вовсе предподносит сюрпризы.


     http://kentauris.livejournal.com/64212.html
Кентавр. Роспись дома в Стабиях

Лишь небольшая часть этих изображений, включавших в себя, помимо фресок, мозаик и рельефов, также статуи, вазы, геммы и кубки, посвящена кровавым сюжетам вроде битвы с лапифами или убийства Несса Гераклом. Такое, конечно, тоже встречалось, но заметно реже, чем в Греции, и без свойственного грекам непримиримого ожесточения по отношению к нашему народу. Взять хотя бы сцену убийства Несса из так называемого «Дома Кентавра». Изящные певучие линии, плавные движения, мягкие краски, – если не знать сюжета, можно подумать, что Несс и Геракл просто беседуют, а Деянира с некоторым нетерпением ждёт.

 http://kentauris.livejournal.com/42472.html
Геракл убивает Несса.
Роспись в «Доме кентавра» в Помпеях

Аналогичную картину мы наблюдаем на фреске из виллы в Геркулануме. Позы участников конфликта напоминают движения балетных танцоров; лица не искажены страстью, облик кентавра далёк от карикатурного или гротескного. Гибель Несса и здесь показана отстранённо, без натуралистических подробностей: красота рисунка искупает жестокость содержания.  Возможно, это сделано потому, что фреска украшала частное жилое помещение, а кому же было бы приятно изо дня в день смотреть на кровавые ужасы? Но мне-то кажется, причина была в том, что обитатели юга Италии не испытывали к кентаврам никакой личной вражды, и если уж кому-то взбрела в голову прихоть заиметь стену с такой росписью, то её выполнили в эпически-отстранённой манере.               


 http://kentauris.livejournal.com/121423.html
Геракл убивает Несса. Роспись дома в Геркулануме


Чаще, однако, кентавры присутствовали в мирных сценах пиршеств и вакхических празднеств или просто как настенное или напольное украшение, несущее вместе с тем и некоторую защитную функцию. Думаю, недаром единственное во всей античной живописи изображение Эвритиона, нежно целующего руку Гипподамии, присутствует именно в Помпеях. Другие, безымянные, кентавры, охраняют источники и фонтаны, бродят по воображаемым кущам, пьют вино, музицируют, веселятся…


      http://kentauris.livejournal.com/101209.html
Серебряный кубок из Помпей

 http://kentauris.livejournal.com/64428.html
http://kentauris.livejournal.com/64517.html
Мозаика из Помпей

Имена владельцев некоторых вилл в той округе известны.
Например, в Оплонтисе на окраине теперешнего Неаполя находилась вилла Поппеи Сабины, которая некоторое время была супругой императора Нерона (именно про неё Клаудио Монтеверди написал в 1642 году оперу «Коронация Поппеи»). Эту виллу раскопали лишь в 1970-х годах и обнаружили там, в частности, неплохо сохранившиеся мраморные статуи двух кентавров (юного и пожилого) и кентавриды.


     http://kentauris.livejournal.com/101085.html
Кентавры с виллы императрицы Поппеи Сабины в Оплонтисе

Вообще, в отличие от греков, почти никогда не изображавших кентаврид, этруски и римляне делали это не так уж редко. Я полагаю, это можно объяснить только тем, что они чаще имели возможность видеть кентаврид и общаться с ними. Ни в коем случае не буду утверждать, что для статуй с виллы Поппеи позировали живые кентавры, но само наличие такой традиции заставляет предположить, что в основе её лежали довольно доверительные отношения между людьми и нашим народом.

Скорее всего, некое общение могло происходить во время сельских праздников и обрядов вроде Сатурналий. Об этом можно судить по сохранившимся фрескам с так называемой «виллы Цицерона» в Помпеях. Марк Туллий, вероятно, действительно имел там виллу (в зените славы у него их было несколько по всей Италии), но принадлежность ему данной конкретной постройки документально не подтверждена. Впрочем, характер росписей вполне соответствует его вкусам и характеру: никаких кровавых сцен с битвами и убийствами, но и никакой бесстыдной фривольности (а в Помпеях на стенах, бывало, всякое изображали). Веселье, изящество, юмор с лёгким привкусом ностальгии, танцующие, музицирующие, резво скачущие фигуры всех родов и полов — кентавры, сатиры, силены, вакханки, нимфы, люди…

 
http://kentauris.livejournal.com/369611.html
 

 

Нетрудно поверить, что этой прелестью наслаждался человек, знавший толк в искусстве и отличавшийся в обыденной жизни добротой, сердечностью и дружелюбием. Сам он к кентаврам не имел ни малейшего отношения и, скорее всего, никогда их живьём не видел, но в росписях помпейской виллы они представлены совсем не враждебным, а лишь несколько бесшабашными.
Кентаврические сюжеты с виллы Цицерона завоевали необычайную популярность ещё в античное время и много раз воспроизводились в европейском искусстве непосредственно, в виде копии, или опосредованно, в виде аллюзии. 
Не очень хорошо сохранившаяся  крайняя слева фигура была в 18 веке истолкована как кентаврида-вакханка, везущая на спине двуногую подругу с тирсом.

http://kentauris.livejournal.com/96415.html
   http://kentauris.livejournal.com/169564.html
Две фаянсовые тарелки второй половины 18 века


Симметричные центральные фигуры, повернутые друг к другу, объединены темой музыки. На левой кентавр-мужчина учит игре на лире подростка (этот сюжет иногда истолковывается как «Хирон и Ахилл», хотя Хирон вряд ли давал уроки на скаку).

 http://kentauris.livejournal.com/64849.html
(Рисунок Камилло Падерни, 1757-62)

На соседней картинке красивая и мощная кентаврида одной рукой держит лиру, другой — прелестного юношу.

 http://kentauris.livejournal.com/305552.html
(Англия, ваза второй половины 18 века)

 

Немыслимые позы и телодвижения смотрятся так легко и естественно,  как будто не стоят никакого труда — куда-то мчась и едва держась друг за друга, парочки ещё играют на музыкальных инструментах и о чём-то мило болтают… 
Последняя группа — едва ли не самая экспрессивная по рисунку: отчаянная вакханка скачет на кентавре, погоняя его тирсом…

Поистине цирковой номер, если учесть, что держаться девушке не за что, кроме волос кентавра, которые она намотала себе на запястье.
Этот образ зажил самостоятельной жизнью ещё в античности. Он, например, служил печаткой на золотом перстне, точная датировка которого мне неизвестна — возможно, это был ещё I век нашей эры.

 http://kentauris.livejournal.com/172498.html
(Античный перстень)

Заметим, что кентавр на фреске представлен со связанными сзади руками. Это говорит о том, что не он похитил вахканку, а скорее она — его, но, впрочем, в их отношения мы сейчас вникать не будем, а отметим сам образ, получивший в римском и мировом искусстве богатое развитие.
В 19 веке кентавр, уносящий на спине вакханку, иногда изображался со свободными руками, из-за чего эту парочку иногда путали с Нессом и Деянирой – но помилуйте, зачем паромщику бубен, а супруге Геракла – вакхический тирс?..

  http://kentauris.livejournal.com/175591.html
http://kentauris.livejournal.com/114629.html
Артюр Ле Дюк, статуи 1876 и 1878 годов


Всё сказанное о кентаврических образах в искусстве древнего Рима, и особенно Южной Италии, может означать только одно: до катастрофического извержения Везувия, похоронившего Помпеи в роковой день 24 августа 79 года, Геркуланум, Стабии и другие соседние города, кентавры спокойно обитали в окрестных лесах, скалах и рощах, и никто их там не преследовал.
Другое дело, что о них упорно молчали.
Я могу лишь предположить, почему.

Местные жители, имевшие с кентаврами давние, глубокие и едва ли не родственные связи, должны были всерьёз относиться к их предостережениям насчёт излишней болтливости, которая была чревата большими бедами не только для самих кентавров, но и для всех, кто их окружал. А сельские жители, будучи богобоязненными, суеверными и прочно связанными с духами земли, воды и леса, не осмеливались их гневать. Ибо, обидев кентавров, можно было навлечь на себя месть нимф, сатиров, местных богов – или даже самой Дианы, взявшей италийских кентавров под своё покровительство, поскольку они помогали поддерживать порядок в её владениях.
Гостившие же в своих виллах наездами аристократы и знаменитости, вроде Цицерона, вряд ли бы стали рассказывать всем и каждому о собственных встречах с двусущностными, не рискуя стать предметом язвительных насмешек со стороны сограждан, которые давно от подобных встреч отвыкли и не слишком верили в их возможность в том мире, где шла ожесточённая борьба за консульские должности, Катилина устраивал заговоры, Цезарь враждовал с Помпеем, а Красс наживал миллионы на спекуляции земельными участками… Ну какие тут могут быть, скажите на милость, кентавры?

Да и не бродили знатные римляне просто так, в одиночестве, по горным тропам и скалистым берегам. Времена были или уже не те, или ещё не те – гулять без свиты и охраны никакому патрицию или сенатору не пришло бы в голову, а эпоха экологического туризма была ещё далеко впереди. Со своей стороны, кентавры избегали пользоваться людскими дорогами, да и не было в этом надобности, поскольку дороги связывали между собой города, где кентаврам появляться было незачем. В горах же любой разумный кентавр, заслышав издали голоса и топот целого отряда двуногих, несущих или сопровождающих паланкин знатной особы, поспешил бы скрыться в колючие дебри или затаиться в глубокой пещере.

Я допускаю, что кто-то из вельмож, узнав от говорливых рабов о присутствии кентавров в окрестностях своей виллы, мог пожелать отправиться на охоту за редкими тварями – но, мне кажется, ни один местный житель не стал бы участвовать в таком деле, и постарался бы убедить господина в том, что его желание совершенно неисполнимо, потому что никаких кентавров тут нет и не было, разве что в совсем древние времена.

Так или иначе, но гибельное извержение покрыло мраком и эту тайну.
Возможностей уцелеть у кентавров практически не было.
Последний день Помпеи стал и последним днём существования местного кентаврического племени, о котором с тех пор ни слуху, ни духу.
В других областях Италии, не затронутых извержением, они жили ещё довольно долго, века и даже тысячелетия.
Но удар, нанесённый вулканом, был непоправим и невосполним, ибо кентавры с юга, попавшие когда-то на Аппенины одними из первых, знали и помнили много такого, о чём не ведали или успели забыть их собратья на севере.