Окно в собачий рай

Александр Сибирцев
Автомат по оперативной хирургии...


Сегодня моя дочь, студентка лечебного факультета  N-ской Государственной медицинской академии, сдает первый экзамен зимней сессии 4-го курса - Топографическую анатомию с курсом оперативной хирургии.

 Она - уже повзрослевшая, позади три самых тяжелых курса и "экватор" - так студенты - медики в шутку называют летнию сессию 3-го курса. Сдал - можешь жениться (выходить замуж), теперь, зачетка работает на тебя.

Топографическая анатомия (топочка)- это первый экзамен за все предшествующие зимние сессии, который дочка сдает по-настоящему, т.е. тянет билет. Три курса  зимние сессии отлетали "автоматами", она у меня- умница, школа с золотой медалью...

- Доча, что за хрень? (у нас корифанские отношения), почему не автомат? Это же "топочка", а не "фарма" (фармакология) ?
- Пап, ну, там же "автомат" без кружка не ставят, ты ЧТО, забыл? Какой мне кружок?

Это разговор недельной давности, а сейчас она вошла в здание, а я жду в машине. Жду и смотрю на высокий бетонный забор, которым обнесен
 учебный корпус, состоящий из одного трехэтажного и нескольких одноэтажных помещений; морг, виварий...

Это бетонное ограждение то же, что и 24 года назад, когда я был таким же студентом.., но по топочке у меня был автомат: я три года  очень активно, занимался в кружке оператиной хирургии. Подготовил студенческую научную работу, докладывал на "обществе"...

Собака, которой я смоделировал человеческую болезнь, погибла...
Их умирало  много...
после полостных операций погибали практически все.
Если кто-то умудрялся вопреки нашим стараниям выжить, его оперировали повторно...
и третий раз...
Итог всегда один - специальным металлическим крючком, дежурный по кружку, за пах и в мусорный контейнер во дворе, обнесенном высокой бетонной оградой...

Врачи - пидорасы!!! - эта надпись просвечивает сквозь слой извести на бетоне рядом с воротами. Сделана баллончиком,  ярко-красной краской, видимо символизирует кровь...
Да-а-а... круто...
в ТО время писали «врачи –убийцы»...
Освенцим...Бухенвальд...Фашисты...
Нахлынувшая память начинает доминировать над реальностью...

Осень 1986г. Летом мы перевалили "экватор", чувствуем себя практически врачами. Я - однозначно хирург!  «Нож - вершина медицины»-  слова великого Аммосова.
 Позади летние каникулы... 4 курс, начало занятий...

Сразу же, в сентябре , записываюсь на кружок оперативной хирургии, желание оперировать на грани маниакального. Два года работы санитаром в оперблоке Городской клинической больницы не в счет, хоть я и полностью растворился там в атмосфере ХИРУРГИИ. Ярко - красная надпись крупными буквами на обе створки стеклянной двери – ОПЕРБЛОК  и ниже -СТОЙ!

Непередаваемый, резко -специфичкский запах прожженного кварцевыми лампами воздуха за этой дверью. Реальная возможность прикоснуться к настоящим хирургам рукой, когда завязывал и развязывал им вязки стерильных халатов на спине...
О-о-о, кем они казались мне тогда!!!

У вышедшего на крыльцо студента, я стрельнул сигарету, и отойдя к воротам, присел, прислонившись спиной к тополю. Все, как тогда, даже тополь тот-же, только я сейчас- человек давно некурящий. Сигарету попросил специально, обострить чувства...я тогда курил...

Курю, смотрю на ворота, через которые сейчас так же, как и тогда, выезжает старенький газик с будкой. Машина другая, но делает то же самое- привозит отловленных собак  для кружка оперативной хирургии...

Мы (кружковцы),  должны были их перетаскивать из будки машины в подвал, где располагался виварий.Он и сейчас там же. Вспоминаю, что злых барбосов, непонаслышке знавших, что такое жизнь, тащили на палке с удавкой на конце...
многих молодых "балбесов" переносили просто на руках...
Первый раз мне стало как-то не по себе, когда один из таких бестолочей лизнул мне руку, пока я его нес, засунул его в клетку, а он сел и улыбается...язык розовый высунул... твою мать!...может быть, завтра я буду брить ему живот или голову, а он мне руку лизнул... и лыбится...гад!...такое дерьмо в душе......

Один раз в неделю дежурство по виварию. Кормить собак, их около 20, объедками из студенческой столовки главного корпуса, их в баках привозила все та же машина, чистить клетки и выдавать...выдавать пса в операционную, предварительно выбрив операционное поле. Потом принимать его назад, со швами под повязкой, как правило, все они еще были в полунаркозе...скулили, пытались подняться на связанные лапы, падая бились головой о пол клетки...

Своего "Шницеля", это я дал ему такое погоняло, потому что всегда подкармливал его этим незатейливым продуктом из буфета этого же корпуса, я берег с сентября по февраль. Это он, паразит, умудрился меня лизнуть, когда я его перетаскивал в подвал. Я просто просил пацанов не трогать его...сказал, что заберу домой в деревню.

 В общаге я был известен тем, что редкая драка обходилась без моего участия, родился и вырос-то в деревне...два раза не повторял... И Шницель просто жил в виварии, зачастую даже не в клетке, а просто мешаясь под ногами.

За неделю до начала сессии  я получил свой  более, чем заслуженный автомат по топочке, и уехал на каникулы к другу в Москву...
Возвращаюсь в середине февраля. Вечером в общаге гудеж - встреча после каникул. Набираем портвейна, вечером танцы в переходе 6 этажа...с другом выходим покурить на балкон:
- Сань, это....Шницелю резекцию желудка сделали...эвентрация у него...
- Кто?
-Хер его знает...какой-то мудак с пед.фака... он топочку завалил, устроился лаборантом в виварий...

ОН лежал на боку... рядом у живота петли его кишок,багрово-синие, почти черные,  в грязи и соломе...дышит тяжело, глаза закрыты...
Он выгрыз швы из живота, они ему мешали, от них было больно...и кишечник вывалился...эвентрация....
Из денег, которые мать дала на неделю, я купил бутылку Агдама сторожу вивария - дяде Вите... он помог Шницелю......

Сейчас у меня высшая категория по хирургии...
Что мне дал кружок?
 НИЧЕГО!!!
Кроме автомата по топочке...
Хирургом становишься в клинике, оперируя людей с Учителем....только так!!!

Тысячу! Нет! Миллион раз правы те пацаны, которые пишут ночью на бетонной ограде вивария...