Америка 9. Американская легенда

Игорь Телок
Вдруг пришла довольно интересная мысль о традициях. Каждая страна, каждая культура первым делом создает свою мифологию – это как раз то, что держит нацию единой. Мы изучали в школе детально богатейшую греческую мифологию. Не вдаваясь в интереснейшие детали подсознательных архитипов и прочие научности, любая культура создает своего Героя и Антигероя – олицетворение борьбы добра и зла.

1. Америка – молодая страна и не удивительно, что ее мифология совсем современная. Впервые в истории эта мифология пришла не из устных традиций неграмотного крестьянства, а из голливудских фильмов.
2. Американский архитиповый Герой весь в фильмах. Он – свободолюбец, одинокий борец за справедливость. Он всегда одинок и бесконечно галопирует в пыльную даль американской горной полупустыни в Аризоне, Неваде, Монтане или Калифорнии.
3. Этот герой всегда в конфликте с законом – беглый ли он заключенный или шериф, его преследующий слишком усердно. И всегда присутствуют деньги или золото, и удача.
4. Пыльный и потный Герой всегда на коне и стреляет без промаха, не целясь. Наповал. Но – главное – он выхватывает свой Смит и Вессон 45-го калибра из тяжелой кожаной сбруи моментально – глаз не видит. Необычайная ловкость рук.
5. Как и все подсознательные мифы, сказки и словы о полках – американская легенда никакого фактического основания не имеет. В 19-м и 20-м веках действительно были беглые каторжники, бандиты, грабители поездов и почтовых карет, но никакого благородства в них не было, рожи ужасные. И почти все они были убиты выстрелом в спину.
6. Как и Министерство Культуры СССР когда-то, Голливуд взял реальные имена и создал вокруг них фантастическую историю, миф, ставший сердцевиной американской культуры, ее подсознательным архитипом.
7. Голливудские массовые фильмы именно потому и привлекательны везде, что они играют на архитипе Героя каждого молодого мужчины. Где бы он не вырос. Эти фильмы популярны по всему миру, забивая насмерть родные культуры. Подростков не оторвешь от примитивной, но такой обворожительной американской сказки.
8. Все американцы выросли на ней, на этой замечательной сказке. Простой и колоритной. Первый подарок к трехлетию – ковбойская форма с широкополой имитацией стетсона (шляпы), джинсами с вшитыми штрипками, с клепаной сбруей с кобурами для маленьких смит-и–вессонов. Он так же получает пластмассовую шестиконечную звезду шерифа под бронзу и серебряные шпоры. Мальчиков побогаче одаривают так же первым карликовым пони чуть больше собаки.
9. Попробую расшифровать американский миф, американского Героя.
10. Его первая привлекательность – он незаслужено обижен подавляющей силой. Что бы это ни было, она олицетворяет государство, попавшее в плохие руки. Обычно - это городской олигарх, купивший судью и другие местные власти. Или злодей, разоряющий его ранчо, созданное с огромным трудом. Злодей обязательно обижает женщин и детей.
11. Один из самых популярных сюжетов – незаконное тюремное заключение оклеветанного Героя. Он не может перенести ограничение свободы и любыми путями бежит, чтобы отмстить своим обидчикам. Бегство из тюрьмы свободолюбивого героя – пожалуй самый популярный сюжет.
12. История Злодея обязательно связана с охотой за деньгами или золотом. Именно эта цель и делает его таким отвратительным и бессердечным. Он всегда настолько уступает герою в мужской красоте, что с самого начала его судьба предначертана – такой гад жить недостоин. Его приговоренность выдают зубы – у хорошего человека - хорошие зубы.
13. Герой американской сказки, выступивший в одиночку против превосходящих сил противника, сначала терпит неоднократные поражения, и, когда уже почти все с ним, казалось бы, прояснилось – та самая счастливая случайность спасает его и повергает Злодея.
14. Это – американский миф, отражающий американскую жизнь, мировосприятие, мораль, а так же всё остальное, что положено отражать архитипному мифу. Он определяет американский характер и образ жизни. Вот он:
15. С детства привыкай действовать в одиночку. Попутчики найдутся, но рассчитывать на них не приходится. Всё зависит от тебя самого. Одиночество – нормальное состояние настоящего мужчины. У женщин с этим сложности, но это их дело.
16. Ты, и только ты сам, отвечаешь за собственные решения и поступки.
17. Несправедливость не имеет права остаться безнаказаной. Твоя цель в жизни бороться с ней. Даже, если она тебе не по зубам – в такой борьбе одинок не будешь.
18. Правильность твоей жизни делает тебя красивым. Даже красотки в длинных платьях, отхваченные уродливыми Злодеями (с плохими зубами) – будут твои, если ты прав в жизни.
19. Не доверяй государству, даже если ты у него на службе. Бюрократия ненадежна, у нее свои интересы, в большинстве случаев она к тебе безразлична. Нечего надеяться на государство, самому надо решать свои проблемы.
20. Женщин и детей надо защищать всегда. Перед женщинами – преклоняться. Они  красивые и ароматные, в отличие от тебя.
21. Владеть оружием обязательно, особенно целко стрелять из разного калибра. И уж лихо скакать на коне просто необходимо. Только так нужно удаляться в пыльное далёко. В горы. В пустыни.
22. Отчаиваться, так же, как надеяться на других – удел слабых. А ты должен быть сильным. То-есть, никогда не отчаиваться. Твой день или час прийдет, надо для этого тяжело работать, иногда с риском для жизни.
23. Деньги – прекрасно, если они честно заработаны. Но краденые деньги – проклятье. Рано или поздно за них приходится расплачиваться. Отношениями с другими людьми в первую очередь, а то и своей жизнью. Не в деньгах счастье.
24. По-настоящему сильный человек не нуждается в материальных благах. Спать на голой земле у костра под звездами, подложив седло под голову, не раздеваясь и в обнимку с винчестером (при этом пробор никогда не залохмачивается) – вот твое счастье.
25. Голливуд настолько детально и многократно обработал базовую идею, что она превратилась в реальность. Реальность – это совсем не то, что было, а то, что люди считают реальностью. Истории нет. И прекрасный американский миф тому прекрасное свидетельство.
26. Судьбы великих американских преступников – грабителей поездов и банков, смелых беглецов из тюрем прекрасно известны, ведь они произошли совсем недавно и прошли через американскую юридическую систему. Их реальная жизнь мало кого интересует – они стали легендой. На самом деле они были такими же бессовестными и безжалостными, как и знакомые русским Чикотилы и Иванковы. Но Голливуд превратил их в героев и создал весьма привлекательный и полезный миф.
27. Интересно, что среди американских героев нет военных, совершающих умопомрачительные подвиги. Нет матросовых, закрывающих грудью амбразуры, или Жуковых, посылающих четыре ванька на каждого немца. Война в американском мифе всегда негативна, даже когда ее пытаются сделать красивой сказкой.
28. Стать военным, то-есть добровольно пойти в армию – для американца последний возможный выбор. Только те, кто не могут конкурировать в нормальной жизни, или неспособны контролировать себя – добровольно идут служить. Большей частью потому, что армия оплачивает обучение в колледже.
29. Есть еще малюсенькая категория потомственных военных - ограниченных и неумных, вроде МакКейна – конкурента Обамы в Президенты. Его отец был адмиралом, дед тоже из тупых.
30. У каждого народа есть свой миф. Этот миф меняется с временем. Некоторые мифы стали базой мировых религий, например Ветхий Завет. Сейчас пришли к выводу, что Библия только слегка отражает реально происшедшие события, а в массе – национальный миф, созданный евреями в вавилонском пленении.
31. Мифология изучает мифы разных народов. Базовые мифы у всех народов одинаковы – Герой, Злодей, Борьба Добра со Злом. На базовую идею накручивается сказка, определяющая национальный характер. При отсутствии собственного приемлимого мифа нация распадается. Оказывается, легенда является совершенно необходимой связкой в менталитете нации. Умер миф – умирает нация.
32. Голливудский миф продолжает жить, усложняясь и углубляясь. Один из последних фильмов мирового класса «Нет места для стариков» (No Country for the Old Mеn) выигравший все возможные призы. Режиссеры – братья Коэн развивают тему гибельности погони за деньгами и бессмертия Зла. Потрясающе.
33. Ковбоев осталось не так много, и они теряют свою реальность. Им на смену приходит Герой – спортсмен. Его история близка всем: борьба с собой, с собственными недостатками. Упорство в достижении совершенства. Неожиданная победа, приносящая мировую известность. Падение из-за женщины или зазнайства. Потеря совершенства. Опять борьба с собой и вторичное ликование.
34. Футболисты, бейзболисты и боксеры-тяжеловесы вытесняют пыльных ковбоев. К ним сейчас пристраивается игрок в европейский футбол – девушка или юноша. В пять лет дети сбрасывают ковбойские дела и размахивают битой или гоняют мяч. Американский национальный миф потихоньку сдвигатся в этом направлении. Здесь некоторые сложности с живыми: многие Герои-спортсмены спиваются, попадают в тюрьмы, их периодически убивают в драках и тому подобное. С ними сложно. Майк Тайсон начал так многообещающе, в 18 лет перебил столько носов и челюстей – его прочили в Нового Героя. Попал в тюрьму.
35. К счастью, полно умерших спортсменов или достаточно старых, чтобы избежать кутузку.
36. Другими кандидатами в мифические Герои выступают рок-музыканты. Элвис Пресли ухитрился умереть молодым, и легенда о нем набирает силу. Во всех городах, особенно в Лас Вегасе полно имитаторов «Короля». Легенды о том, что Король жив, что его видели в супермаркете или на бензоколонке не умирают. Миф нации постепенно трансформируется, но база его осталась прежней. Меняется ударение. Сейчас – это успех, достигнутый работой над собой, самоусовершенствованием, упорством, превосходящим врожденные недостатки.
37. По совести говоря, мне, выросшему на мифе о Чапаеве, Матросове и Стаханове, американcкий миф нравится куда больше. Он намного человечней, понятней и приемлим для любого эммигранта. Может быть поэтому так легко растворяются вновь приезжие в американском национальном котле.
38. Куда труднее воспринять Иванушку-дурака, лежащего на печи, или маршалла Брежнева, победившего всех врагов. Уже не говоря о любимом воре в законе, лихом Иванкове – Япончике, просидевшем по тюрьмам 35 лет.

Дополнение: переизбрание Обамы в 2012-м выявило новую тенденцию в эволюции американского мифа. Герой-одиночка, типичный для старой Америки, вдруг явно покачнулся - его сменяет группа, объединенная одним желанием, идеей, стремлением. Тенденция связана с демографическим сдвигом: 45% населения - новые эмигранты и их дети, приехавшие из разных стран, особенно из Азии. А там на индивидуализм смотрят косо.

Здесь я что-то уж совсем осерьезнел, право. Так нельзя. Потянет диссертацию писать!

http://www.youtube.com/watch?v=mTg5V2oA_hY&feature=related

Продолжение следует.