Баку и молокане 6. Пароходы на Каспии

Генадий Леонов
            В ходе выяснения  имен членов семьи Колесниковых и сферы их деятельности обнаружил информацию о наличии судов, ходящих на Каспии под их именами.
       
            Судьба этих пароходов настолько интересна, что решил посвятить им отдельную главу.
 


                Пароход «Иван Колесников»

Построен в 1898 г.
Водоизмещение 2191 т.
Скорость 10 узлов

В декабре 1918 года переименован в «Седагет»

Во время гражданской войны входил в состав флота английских интервентов и белогвардейского флота в качестве вспомогательного крейсера

В 1923 году переименован в «Карл Маркс»

Как товаропассажирский пароход  входил в состав Каспийского пароходства

Мобилизован в июле 1941 г. и вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ПВО ВН-4

8.10.1941 г. переформирован в транспорт «Карл Маркс». [1]


            Есть сведения, что в начале августа 1915 года пароходом «Иван Колесников» (принадлежавшим на тот момент Русско-Кавказскому обществу) добиралась до Астары группа турецких военнопленных, совершивших побег с острова Наргин. [2]

            Прошло несколько лет и по свидетельству А.И. Микояна на пароходе «Иван Колесников» пытались эвакуироваться уже бакинские комиссары:

            «14 августа 1918 г., во второй половине дня, 17 пароходов, на которые были погружены наши воинские части и техника, один за другим стали отчаливать от пристани Баку. Первым ушел "Колесников", на котором находились народные комиссары и многие другие ответственные работники. Мы стояли на пристани и махали им руками, провожая своих друзей, как мы тогда думали, в добрый путь.

            Каковы же были наши удивление и тревога, когда мы узнали, что все корабли были окружены около острова Жилого военной флотилией "Диктатуры Центрокаспия" и насильно возвращены в военный порт, войска разоружены и на этих же кораблях отправлены в Астрахань. Бакинские же комиссары и другие руководящие работники (35 человек) во главе с Шаумяном арестованы и заключены в тюрьму».[3]



                Пароход «Михаил Колесников»

Построен в 1898 г.
Водоизмещение 2227 т.
Скорость 10 узлов

В 1920 году переименован в «Чичерин»

Как товаропассажирский пароход входил в состав Каспийского пароходства

Мобилизован 21.07.1941 г. и 22.07.1941 г. вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ПВО ВН-1

16.10.1941 г. переклассифицирован в учебный корабль «Чичерин»

13.04.1942 г. разоружен и переформирован в транспорт «Чичерин». [1]


            18 мая 1920 года пароход «М. Колесников» участвует как десантный корабль в операции по захвату персидскога порта Энзели. Об этом пишет Широкорад А.Б.:

            «14 мая 1920 г. в Баку Раскольников издает совершенно секретный приказ по флотилии: «Оставшиеся в распоряжении противника суда в настоящее время интернированы в бухте Энзели, охраняемой английскими войсками…

            …С целью не допустить возможности противнику вновь воссоздать боевую силу на море и в корне обеспечить за нами господство на Каспийском море необходимо захватить в свои руки все находящиеся в Энзели плавучие средства…
 
            …Для высадки в районе Кумаль-Кавру назначаю 1-й, 2-й и 3-й десотряды под командой военмора Кожанова. Для перевозки десанта назначаю пароходы «Березань», «М.Колесников» и «Паризиен». Посадку десанта на суда произвести в г. Баку в день, который будет указан дополнительно. Суда с десантом совершают переход по морю совместно с флотом…».[4]




                Танкер «Александра Колесникова»

Построен в 1903 г.
Полная вместимость 1350 брт.
 
В 1920 году переименован в «Александра Зеленая»

18.01.1924 г. переименован в «Володарский»

Входил в состав пароходства «Касптанкер»

Мобилизован 14.07.1943 г., переоборудован в несамоходную зенитную батарею №1140 и 7.10.1943 г. включен в состав Каспийской флотилии

24.11.1943 г. разоружен и переформирован в плавсредство. [5]

Сохранилось фото танкера. [6]



            А еще встретился пароход, имеющий в своем имени знаковую для бакинских молокан фамилию «Скобелев». Хотя, вполне вероятно, что этот пароход был назван в честь генерала М.Д. Скобелева, а не кого-либо из семьи известных бакинских мельников…

               


                Пароход «Скобелев»

Построен в 1902 г.
Водоизмещение 1624 т.
Скорость 11.8/9 узлов

25.04.1923 г. переименован в «Тов. Фомин»

05.07.1937 г. переименован в «Шаумян»

Как товаропассажирский пароход  входил в состав Каспийского пароходства

Мобилизован 25.06.1941 г. и вошел в состав Каспийской флотилии в качестве корабля ПВО ВН-2

16.10.1941 г. переклассифицирован в учебный корабль «Шаумян» и передан Отряду учебных кораблей Каспийского ВВМУ

9.05.1945 г. возвращен в Каспийскую флотилию. [1]

Сохранилось фото парохода. [7]



Источники:
[1] Интернет-справочник корабельного состава ВМФ СССР времен 2-й мировой войны (http://sovnavy-ww2.narod.ru/aaw/typ_chicherin.htm )
[2] Mirabbas M;mm;dov, «Вещь новая, а дружба старая хороша» (http://www.bona-mente.info/index_ru.php?n=55 )
[3] Микоян А.И., «Так было» (http://militera.lib.ru/memo/russian/mikoyan/01.html  )
[4] Широкорад А.Б., «Великая речная война. 1918–1920 годы» (http://militera.lib.ru/h/shirokorad_ab3/22.html )
[5] Интернет-справочник корабельного состава ВМФ СССР времен 2-й мировой войны (http://www.sovnavy-ww2.by.ru/batteries/typ_faa.htm )
[6] Интернет-справочник корабельного состава ВМФ СССР времен 2-й мировой войны (http://sovnavy-ww2.narod.ru/batteries/pic/kolesnikova.jpg )
[7] Интернет-справочник корабельного состава ВМФ СССР времен 2-й мировой войны (http://sovnavy-ww2.narod.ru/aaw/pic/shauman.jpg)

© Copyright: Генадий Леонов, 2010
Свидетельство о публикации №11001280002