Сага. 2. Мои корни от матери

Ольга Реймова
 Продолжение "Семейной саги".
               
Мамин дед (мой прадед) Галактионов Андрей (примерно 1840-45 года рождения) жил в городе Белебее (Башкирия), был купцом второй гильдии по мясному делу. Служил городским головой города Белебея.  К сожалению, я не знаю, в какие годы. 

Мама рассказывала, что он отличался крепким здоровьем, был добродушным и серьёзным, очень уважаемым господином города.

Высокий, рыжеватый блондин, с окладистой бородой, голубыми глазами и светлыми бровями, как у меня. Мама говорила, что я на него похожа. 

Женился он на Александре (примерно 1850 года рождения) по происхождению из крепостных крестьян. Александра была красивая, красоту сохранила до старости. Блондинка с большими голубыми глазами, с красивыми толстыми косами. По характеру спокойная, не многословная, больше слушала, чем говорила.

Люди её уважали. Она много помогала бедным. На все престольные праздники, особенно на пасху, возила в тюрьму заключённым хлеб, яйца и другие продукты. Замуж вышла рано. Андрей Галактионов заприметил её в хороводе, куда она вышла впервые. И на другой день прислал сватов. 

Жили они с ним богато. У них было три дочери. Младшую звали Елизавета – это моя бабушка, родилась в 1880 году.

По рассказам моей мамы и других знакомых бабушка Елизавета была красивая с длинными толстыми каштановыми косами, серьёзная. Мечтательная и таинственная. Много читала, была необщительна, с величавой осанкой. Соседи называли её гордой.  Училась в местной гимназии. Долго искала своё назначение в жизни, уходила в монастырь, но почему-то разочаровалась и ушла снова в мирскую жизнь. К ней сватались знатные купцы, приезжали за ней из Нижнего Новгорода, но она замуж не собиралась.
Никого ещё не полюбила.
Хорошо шила, шила для магазина модные платья, имела швейный цех, учениц. Замуж вышла в двадцать четыре года по любви.

Ходила молиться в церковь, там её и заприметил наш дед Корнилов Иван Семёнович - приказчик у какого-то  купца, красавец, брюнет с русыми усами и голубыми глазами. Елизавета была старше его на два года, влюбилась со всей силой своей глубокой и необыкновенной натуры  и вышла за него замуж. Её отец  дал в приданое  магазин с красным товаром (магазинчик, где торговали ситцем и прочей галантереей).

Мой дед Иван  был одарён от природы многими талантами:  хорошо рисовал, имел хороший слух,  пел, занимался фигурным катанием.  Пел арии из опер, исполнял арию Демона. Участвовал во всех благотворительных концертах в дворянском собрании, а так же в госпиталях во время войны 1914 года.
 
Хорошо танцевал на льду на фигурных коньках,  особенно ему удавались вальсы. На балах получал призы отличного танцора.
Дружил с братьями Сыромятниковыми, с Василием (живописец) и Вениамином, который женился на кузине моей мамы, Зинаиде.

Очень любил читать. Любимый писатель у него Антон Павлович Чехов. Обожал его юмористические рассказы.

Был атеист, весельчак, балагур. Мама вспоминала, что они вместе  часто выезжали на природу,  а когда жили в Уфе, то  в парк на Случевской горе. 
Её отец брал с собой мольберт для этюдов (этюдник – так мама говорила) и рисовал, а её мама  Елизавета сидела в раскладном кресле, с накинутой на плечи ротондой, и любовалась природой.

Елизавета любила природу и радовалась каждому цветочку, а мою маму Марию это удивляло: подумаешь: цветок, как цветок. 
Я  помню про свою маму Марию, что она уже в возрасте и в старости очень любила цветы, любовалась на них, ухаживалаь за ними, а вот в детстве не понимала восторгов своей мамы, и часто вспоминала эти эпизоды из детства. 

Дед Иван рисовал акварелью и углём пейзажи, делал копии картин известных художников. Мама рассказывала, что у них дома на всю стену висела копия картины Флавицкого  «Княжна Тараканова», написанная углём. К сожалению, ничего не сохранилось. Моя мама рано осталась сиротой, революция и гражданская война всё смели с  лица.

Бабушка Елизавета часто рожала детей. Родила десятерых, но выжили только трое. Моя мама была старшая в семье и ещё два сына Николай и Алексей, домашние его звали Лёня. Елизавета помогала бедным. Если знала, что в какой-то бедной семье должен родиться ребёнок, она готовила им детское приданое. Вязала свивальники, шила распашонки и другие детские вещи,рано научила Марию вязать свивальники для новорожденных детей. Умерла Елизавета рано, от родов в 1913 году. Ей было всего лишь 33 года.

Мой дед Иван Семёнович Корнилов окончил реальное училище, работал у купцов приказчиком. Кроме своих талантов, он ещё был азартный игрок, на чём и пострадал. Он играл в карты, но тогда это было модно. Его принимали в лучших домах города Уфы и Белебея. Это был светский лев, весёлого нрава. Очень любил свою дочь Марию и брал её на все вечера с собой, несмотря на то, что она была ещё ребёнком.

Так как играл азартно в карты, то вскоре проиграл всё приданое своей жены и поэтому служил приказчиком у купцов. Был честным, долги платил, купцы ему доверяли, он честно всё отрабатывал. С купцами ездил  на ярмарки в Нижний Новгород.

В 1919 году, работая уже в государственном учреждении, сделал небольшую растрату (тоже из-за карт) и тут же признался, думая, что ему поверят, как верили ему купцы и он отработает долг.  Вышло так, что его отдали под суд и отправили этапом в ссылку.
Умер он на этапе около Златоуста при загадочных обстоятельствах. В документах было указано, что умер от разрыва сердца в 1919 году.
Мария обожала своего отца. Ее мама всегда печальная, грустная, часто плакала и тайком курила в туалете, а Мария подглядывала. Сказала Мария маме, что галоши порвались, у нее на глазах сразу слезы, или скажет:
- Мама, тебя вызывают в гимназию.
-А что ты натворила?
-Ничего не натворила. Классная дама говорит, что мои кудри надо куда-то убрать. Я зашла в туалет, их мокрой рукой пригладила, а они еще хуже распушились. И еще я шла по лестнице, а навстречу мне идет учитель по математике, я реверанс на лестнице сделала и упала, и тебя вызывают, говорят, что у меня плохое поведение. А еще, когда в перемену проветривали класс, все должны выйти, а я под парту спряталась, а классная дама заметила.
Мама опять в слезы:
-Ну, что мне с тобой делать. Кто же на лестнице реверанс делает!
-А я забыла.
Но папа на всё это смотрел с юмором, смеялся, откидывая голову назад, его русые усы смешно подрагивали, и Мария тоже начинала смеяться.  Ее мама часто рожала детей, но дети умирали и выжили трое: Мария и два брата Николай и Лёнька. Лёнька очень хорошо рисовал, а Николай был беспечный, веселый, любил приврать с три короба.  Мария их очень любила, они младшие и тоже ее любили. Мария, очень красивая девочка, говорила отцу, что будет артисткой, сниматься в кино. Кино только зарождалось. Вера Холодная – ее кумир.
А папа сказал:
- Тебя в кино не возьмут, у тебя глаза очень голубые и на экране будут белые.
- Тогда я буду балериной.
Мама с папой сидели на диване обнявшись, слушали ее детский лепет, и смотрели как она изображает из себя балерину, любовались своей Марией. Волосы длинные, роскошные, белокурые, волнистые, пушистые, глаза большие ярко-голубые с поволокой. Фигурка, как статуэточка. Но они ей никогда не говорили, что она красивая, а она об этом и не думала.

Продолжение   http://www.proza.ru/2010/02/02/26