Он пришел в образе сибирского мужика

Сергей Корягин
                Звезды смерти стояли над нами,
                И безвинная корчилась Русь
                Под железными сапогами
                И под шинами черных марусь
                (Анна Ахматова)

Чтобы охарактеризовать природное или общественное явление, надо прежде всего  найти  главное его качество. А потом – определить степень этого качества. Возьмём природу. Камень, например. Твёрдость. – Какова его твёрдость? Глина. – Какова её вязкость? Дерево. – Насколько оно пригодно как строительный материал? Общественное бытие. Здесь главным качеством, по моему мнению, является отношение к человеческой жизни. Готовность её ценить, беречь, защищать. С этой позиции становится понятным, что есть нацизм. – Это 27 миллионов убитых русских, 6  миллионов убитых евреев, Освенцим, Бухенвальд, Дахау и другие лагеря. И т.д., и т.д. Становится понятным, что есть его «брат» по свирепости, брутальности – советский режим. Это – ГУЛАГ, три (как минимум) голодомора, миллионы расстрелянных в застенках НКВД. Коллективизация, наказанные народы. Уничтожение цвета русского воинства, священнослужителей, интеллигенции и т.д.  Политическое и духовное рабство народа.

 Передо мной статья, перепечатанная из Интернета, которая впервые была опубликована в «Известиях» 17 марта 2004 года. О чем статья? В день депортации чеченцев женщины и дети села Хайбах не могли спуститься с гор и тем самым срывали план. Их живьем сожгли в конюшне колхоза имени Берии. 705 душ. Это было 23 февраля 1944 года.  С этой позиции становится понятным, что есть исламизм – ещё одно страшное общественное явление. Это – погибшие дети Беслана, взрывы домов, террор. Есть, правда, у нас маститый писатель, который в одной газете заявил, что существуют ценности, которые выше человеческой жизни.

После преамбулы я ставлю вопрос, что есть Б.Н. Ельцин как общественное явление для России. И отвечаю: это человек, который разрушил коммунизм в России. Не просто очистил коммунистические «конюшни» (как Геракл – конюшни Авгиевы), а физически разрушил их и снёс. Без преследования своих противников. И положил начало духовному развенчанию одного из главных зол мира. В отличие от иудеев, мы не ждали прихода Мессии, потому что большевики убили нашу надежду. Мы поверили им, что их власть будет длиться до конца всех веков… А он пришёл! В образе сибирского мужика. «Фарисеи» пытались поднять на него Меч дважды, однако граждане не пошли за ними. И не в последнюю очередь потому, что большинство из них без больших колебаний перешли на сторону посланника Истории. «Ельцин дал нам свободу», – продолжу я свою мысль словами президента Путина

Как президент он инициировал принятие новой Конституции,  преобразование экономики. Нашей идеологией стала идеология свободы. В самом начале реформ Ельцина поддерживало большинство. Многие надеялись получить больше хлеба, больше мяса, больше денег. Мало кто думал о том, откуда всё это взять. Но обнаружилось, что новая экономическая система требует от гражданина способностей и значительных умственных и физических усилий. А Ельцин дал больше свободы. «Свобода? Что с ней делать? Вы дайте мне хорошую работу, хорошую зарплату, квартиру, бесплатное лечение и бесплатную  школу!» – слышал я не раз.

Справедливое требование. Однако в эпоху великих перемен (скажем так: в революционную эпоху) производство хиреет, и все блага на стол поступают в мизерном количестве; нравственные и правовые  связи распадаются, преступность матереет. И нас не обошли эти беды. «Нас обманули!» – спохватились обиженные граждане. «Нас предали, продали, обобрали, обокрали!» – разбушевались оставшиеся без работы партийные пропагандисты. «Вы этого хотели?!» – обращаясь к массам, неистовствовал  способный кинорежиссёр и недалекий политик С. Говорухин.

Наивные попутчики Ельцина тоже от него отшатнулись. С ним остались лишь те, кто понял смысл происходящего в России.
Владимир Путин, разумно используя деньги, «принесённые ветром», стабилизировал экономику, уравновесил общественные силы.  Не задушил свободы. Впрочем, склонность к унификации, авторитаризму, возрождению «окопной» идеологии – обнаружил. Время раскроет карты новых политиков. 28 апреля 2007 года