Сага. 1. Мои корни от отца

Ольга Реймова
На фотографии мой дед Реймов Садек   Нурмухаметович               
==========================================================


          ПРЕДКИ СО СТОРОНЫ ОТЦА

Про своих предков со стороны отца знаю только, что одного деда звали Нурмухамет, а другого – Мусий.

Когда семья садилась за стол, ели деревянными ложками из одной миски. Все внуки сидели тихо и только исподтишка  поглядывали на строгого деда, который не разрешал шалить за столом. И шалун получал по лбу деревянной ложкой. Этот дед (для меня прадед) прожил девяносто лет и все зубы были целы. Он был очень набожный, соблюдал все религиозные обряды.

Мой дед Реймов Садек Нурмухаметович был атеистом, состоял в атеистическом обществе и имел членский билет этого общества.  Был человеком очень предприимчивым и деятельным. Его жена – моя бабушка - Реймова Гульфия Мусиевна  была женщина тихая с хорошим спокойным характером. Родила троих детей: Фатых, Сабит и Алия.

Примерно в 1911 году дед уехал из Нижегородской губернии в город Оренбург, где открыл своё дело по разведению бахчевых культур.

Папа вспоминал, что арбузы ели во всех видах – свежем, солёном, арбузном варенье.  И дела его шли неплохо. Сыновей отдал учиться в гимназию, которую они закончили, но не смогли получить документ об окончании, так как в связи с революцией и гражданской войной гимназия была закрыта.

В   1919 году, когда моему отцу было пятнадцать лет, он заболел тифом. Мать его выхаживала,  сама заразилась, и спасти её не удалось.  Через какое-то время, после её смерти, дед вернулся в свою деревню.

Про деда Садека хочу сказать, что он был не только предприимчив, но ещё и тянулся к знаниям. На русском языке говорил чисто, без акцента, выписывал и читал газеты. Любил музыку. Купил детям скрипку и самоучитель игры на скрипке, чтобы дети сами научились играть. 
Мой отец имел музыкальные способности и интерес к этому занятию, поэтому выучился играть на скрипке, балалайке, мандолине и гитаре. Но основу этому заложил ему его отец.
В то время, когда не работали учебные заведения, дед и тут не растерялся. По соседству с ними жил мулла, сын которого был математиком. Дед предложил ему платно заниматься с его сыновьями: Фатыхом (моим отцом) и Сабитом. Занятия привели к хорошему результату: мой папа хорошо знал математику,  и все наши школьные задачи по математике решал легко и многие в уме. А Сабит стал физиком-математиком,  закончил Казанский педагогический институт. Таким образом, живя в Оренбурге, дед заложил хорошие знания своим детям, несмотря на бурные политические события в стране того времени. Он думал об их будущем.

После смерти своей жены дед Садек вернулся в свою деревню, женился на молодой девушке. Она родила ему ещё четверых детей, а он занялся садово-огородным делом. Про это мой отец много не говорил, а историю эту я услышала, когда в 1962 году впервые поехала с мамой в его деревню. Учитель химии местной школы (забыла его имя) поведал  мне о том, как  мой дед развёл в их селе богатый сад-огород. Выращивали овощные культуры, фруктовые деревья. «Яблони до сих пор цветут и плодоносят», - рассказывал учитель.  Их колхоз имел большую прибыль от этого дела. Вот за это он был репрессирован в 1937 году, а в 1938 реабилитирован, но вскоре и умер.

Своих предков со стороны отца и матери я никогда не видела, не сохранились даже фотографии, кроме одной – деда Садека.
На фотографии у деда красивое и умное лицо. Он был очень  здоровым и сильным физически. На всех национальных праздниках,  сабантуях он лидировал: и по шесту забирался первый и в борьбе его никто не мог побороть. И я верю в это, так как его широкая спина, широкие плечи и физическая природная сила достались моему отцу и нам с сестрой.

Продолжение  http://www.proza.ru/2010/01/28/159