Путешествие из Алма-Аты в Ленинград и обратно... в

Любовь Эйзель
        Путешествие из Алма-Аты в Ленинград и
             обратно... в Штуттгарт.



                Перед окончанием восьмого класса, к нам пришла завуч Динора Давыдовна и предложила подумать, кто бы мог поехать на экскурсию в Москву и Ленинград. Очень заманчиво, мы все громко обсуждали, но надежды  на эту поездку у меня не было. До сих пор удивляюсь, почему мои родители меня отправили? Семья наша жила очень скромно, всё ещё выплачивали ссуду за дом. Нас четверо детей, правда старший Геннадий служил в Армии, двое младших учились в начальной школе.
С нами жила тётя Паша, папина старшая сестра. Жили как говорится  - «от получки до получки».
                Радости не было предела, когда объявили, что я могу поехать. С нашего класса нас было только двое с Люськой, остальные с восьмого «а» и двое с девятого, мальчик и девочка.
                В поезд сели все взволнованные, возбуждённые, конечно горластые. Пока все разместились, утряслись – проехали  Алма-Ату-1 и давай пожитки раскрывать, еду доставать. Мы с Люсей оказались в одном купе, с нами ещё женщина с ребёнком.  Сбегали за  кипятком, сели пить чай и надо же:  Люся как-то неловко передала соседке чай и облила её. Боже сколько воплей было и проклятий на нашу голову и всю группу. Видимо пока рассаживались и устраивались, мы ей уже порядком надоели, а тут ещё травма. Но мало-помалу все успокоились, соседка отделалась лёгким покраснением кожи, мы же всю дорогу были осторожнее.
                Проехали Кызыл-Кумы более-менее удачно, жара была не сильная, а приближаясь к Казани, всё ждали появления Кремля. Не спали всю ночь, боялись проспать. Сопровождали нас в поездке историк и географ, так что всю дорогу что-нибудь нам рассказывали. Кремль появился в предрассветной дымке, как что-то сказочное, совершенно новое, невиданное архитектурное сооружение. Мы ведь ещё не были избалованы телепутешествиями Юрия Сенкевича или Дмитрия Крылова. Телевидения  в Алма-Ате ещё не было.
                С трепетом и восторженным ожиданием чуда, въезжали мы в Москву.
Разместились в школе, в спортивном зале на гимнастических матах, побросали вещички и скорей, скорей смотреть Москву. Я думаю, что мои впечатления не сильно отличались от других, из всех только Лена уже была здесь. Все были в восторге и оглушены. Днём бегали по музеям, вечерами по театрам. В театре Красной Армии были на дебюте Фёдора Чиханкова в спектакле «Учитель танцев.» На выставке достижений народного хозяйства, как тогда она называлась ВДНХ-а, нас конечно поразило многое, но то что мы увидели экспериментальное цветное телевидение, это ещё не видя чёрно-белого, превзошло все наши восторги. И вот уже прошло полвека  с той поры. Какие же они ёмкие эти полвека в развитии технического прогресса. Трое с лишним суток мы ехали до Москвы, а теперь, нажал кнопочку, «кликнул мышкой» и пожалуйста, из разных стран общаемся с семьёй дочери, видя друг друга. А ещё могу пройтись по улицам  Семилатинска, заглянуть на свою бывшую дачу, опять при помощи «мышки». Разное время – разные чудеса.
                Притихшие ходили мы по Третьяковской галлерее, с большим интересом по музею оружия, побывали на Бородинском поле, где воспроизведена панорама сражения русских войск с Наполеоном, были в храмах Кремля, в Мавзолее, где ещё был и Сталин. Всё прошло оглушительной чередой, а вот метро поразило меня больше всего. Я в него влюбилась. Этот запах, сутолока людская, где ты такой затеряный, затеряный и всё-таки сам по себе. Монументальность станций, отделка разным камнем, орнаменты, всё это больше всего запомнилось и понравилось в Москве.
                И вот Ленинград! Опять мы разместились в школе, в самом центре, на Фонтанке, близ Невского. Белые ночи! Череда экскурсий, вертишь головой туда-сюда, совершенно некогда всё осознать. Спать ложились – солнце в окно, вставали рано – опять солнце в окно.
                Однажды Лёша девятиклассник предложил мне сбежать вечером и побродить  одним по городу. Это был Ленинград не экскурсионых маршрутов, а город наших любимых писателей и их персонажей. Мы пробродили почти всю ночь и почти молча, каждый был в своём  Ленинграде, или Петрограде, или Петербурге. Всю ночь было светло и город был наш. Лёша курил какие-то сигареты, он мне казался таким взрослым, дым от сигарет совсем не противным, а даже приятным. Нет не было никакой влюблённости, было единение в любви к городу. Мы пришли такие счастливые и притихшие, что нас даже не ругали.
                Гуляя по городу, мы обедали в кафе, а тут зашли в Елисеевский магазин на Невском. Смотрю, девчонка в таком же платье, как у меня, очень удивилась, хотела подойти поближе рассмотреть, а она на меня двинулась, не в миг сообразила, что это же моё отражение в зеркале. Провинция! Здесь я позволила себе купить сто грамм  севрюги и тут же в магазине и съела. Вкуснотища!
                Не было у меня фотоаппарата, не было денег, чтобы купить разные буклеты, всё надо было сохранить в памяти. Конечно старалась свои впечатления  записать. Но главное впечатление в том, что это сказка и страх, что она может никогда не повториться, и никогда я больше не увижу этот город на Неве.
                На обратном пути мы уже были более тихие, совсем тихие, наполненные всем виденным. Делились своими впечатлениями, а потом начались Кызыл-Кумы. В переводе с казахского это красные пески.  Стояла такая адская жара – пустыня! В поезде, где так ограничено пространство, жару переносить ещё труднее. Все наши впечатления плавились, плавились.
                А самым неожиданным по приезде, стало известие о том, что нашу школу расформировали и мы должны идти в другую. А как хотелось поделиться с соклассниками обо всём. И осталось одно чувство – желание  побывать ещё в Ленинграде, во что бы –то ни стало. Но ещё надо было выполнить одно поручение. Девятиклассница Лена, с которой мы подружились в поездке, осталась погостить у своей сестры в Москве, а меня попросила сходить  к её родителям и отнести московские гостинцы. Жили они в доме учёных , рядом со школой. Лена по секрету мне рассказала, что её папа ядерщик, у него есть орден Ленина, и  у них совсем другая фамилия. На звонок вышла полная женщина в белом накрахмаленом  переднике, как в ресторане. На моё робкое объяснение, кто я и зачем пришла, она с восторгом громко крикнула – «Это от Леночки» и пригласила меня войти . Я вошла в просторную комнату, со мной поздоровались за руку родители Лены. Я очень удивилась, что папа довольно пожилой человек, с совершенно седой головой и маленькой, тоже седой бородкой. Они собирались обедать, круглый стол был сервирован красивой посудой на двоих. Пригласили меня к обеду, я отказалась и скромно присела на край кожаного  чёрного дивана. Меня расспрашивали о нашей поездке, о самочуствии Леночки. Женщина в фартуке вынесла на блюде курицу. К счастью я была не голодна, но на долгие годы осталось желание, когда-нибудь съесть курицу вдвоём. Думая о курице и отвечая на вопросы, я потихоньку осматривала комнату. Кроме стола и дивана, в комнате были только полки с книгами до потолка, а комната была высоченная. Ещё я подумала, наверное Лена про папу не придумывала. Ведь в это время Казахстан был центром по изучению и испытанию атомной энергии.
                Волею случая, или судьбы, но спустя три года я поступила в Семипалатинский  пединститут на физико-математическое отделение. И на себе не раз испытала результаты ядерных и атомных взрывов. Частенько город трясло, как при землятресении. Мы все знали , что не далеко от города атомный полигон, где проходят эти испытания, но относились к этому очень легкомысленно и доверчиво, ведь мы не знали всей правды. Живя в  этом маленьком провинциальном городе, я грезила Ленинградом. Какими счастливыми мне казались те люди, у кого дети уезжали в Ленинград учиться и оставались там. Когда дочь заканчивала школу, я ей предложила ехать поступать в Ленинград. Она недоумённо спросила: «Разве это возможно?» Оказалось возможно. Дочь поступила и закончила Ленинградскую Лесотехническую Академию, вышла замуж , работает на крупном электро-техническом заводе. Внучки родились. Одна в Ленинграде, другая уже в Санкт – Петербурге. Я часто бываю у них и теперь у меня обратная дорога уже в Штуттгарт, минуя Кызыл-Кумы.



                Декабрь  2007год. Штуттгарт.