Переход. гл 1

Валерий Журенко
Тёмные тучи опустились к поверхности океана до самого горизонта.Шквальный Nord-Ost бросал в лицо сыпавший без конца снег.Порою казалось,что океан и небо слились воедино.Корабль скрипел всеми шпангоутами,выбираясь с очередной,навалившейся на него волны.Переваливаясь с борта на борт,то резко проваливаясь,так что всё внутри подпирало к горлу,то опять поднимаясь форштевнем к небу,он,казалось,был игрушкой для,наваливавшихся одна за другой,огромных волн.Сумашедшей силы ветер,сплошная стена снега,наваливающиеся горами волны и резко проваливающийся,казалось в бездну а затем дёргаясь всем корпусом выбирающийся на гребень волны корабль,заставляли стоящего у руля матроса,всё чаще опускать глаза на положение курса.Широко расставив ноги,держась за поручни,он мог видеть океан только через очиститель стекла ходовой рубки,вращавшегося с бешенной скоростью,сбрасывая ,безконца,налипавший снег и потоки воды,от накрывавшей корабль волны.Но даже то, что он видел заставляло его сжиматься в комок и где-то внутри просить всех Святых,чтобы корабль смог выдержать очередной удар волны,высота которой,закрывала всё впереди.Чёрный,как и само небо,океан,казалось,уже сделал всё чтобы корабль не выбрался с наваливавшегося на него вала воды.Но какой-то ,только кораблю известной,живучестью,он вновь выбирался из неё и с немыслимым упорством,проваливаясь вниз,ждал следующей,как бы бросая вызов стихии.Капитан дал команду стоять матросам вахту у руля по часу,ибо больше,психологически,человеку выдержать было невозможно.Кеп. и ст.пом. постоянно находились в рубке.Молча ст.пом.постоянно тёр стекло иллюминатора,надеясь увидеть хоть какой-нибудь просвет в снежном заряде.Его беспокоило положение закреплённой на баке дорки[моторной лодки].Находясь ещё в Ла-Манше,на вынужденном дрейфе из-за постоянно штормившего океана Северо-Восточной Атлантики,не дававшего возможности бросать трал.Ст.пом.проводил тренаж с экипажем по борьбе за живучесть и креплению всех спас.средств.Единственное,что не проверил сам,была дорка а именно на неё приходится самый мощьный удар волны.При каждом накате волны,рубка полностью накрывалась водой и было слышно как скрипели кильблоки,на которых была закреплена дорка.Подтяжка троссов-обязанность боцмана.Ст.пом.знал его не первый год,но всё же беспокойство не покидало.
Когда была получена команда покинуть Ла-Манш и переходить в Северо-Западную Атлантику-под Канаду.Всему экипажу стало ясно,предстоит  тяжёлый переход через Атлантику в самое суровое время,зимнее,когда океан спокойным не бывает.Казалось,что закреплено всё,что необходимо.Но по закону подлости где-то,что-то будет не так.
Вот и теперь,когда наступала ночь и радист принёс сводку погоды,ст.пом от волнения только резче начал тереть стекло  иллюминатора.Прошли почти сутки после выхода в открытый океан,а это значит,что глубина пошла на увеличение,волны стали выше расстояние между ними намного увеличилось.Теперь корабль проваливаясь между волн,оказывался как бы между двумя горами.Одна прошла,другая наступает.
Прокатившись по кораблю,очередная волна достала и пеленгаторной палубы..Ст.пом.понял-входим в полосу урагана.Ещё раз взглянул на сводку погоды,подощёл к кепу и как можно спокойнее сказал:”Михаил Ивановичь идите отдыхать,нам предстоит кошмарная ночь,я буду в рубке сколько необходимо”.Но кеп,опытный моряк,понимал ст.пому.не хотелось,что бы кеп.видел его волнения или даже страха перед предстоящей ночью.Ст.пом.шёл первый рейс в этой должности.И от того как пройдёт рейс,зависела его дальнейшая работа.Т.е. это последняя ступенька,которую нужно пройти,чтобы стать настоящим капитаном.Много стар.помов.так и остаются ст.помами до пенсии.А капитанами становятся единицы.Требования слишком велики.Капитан на рыболовецком трауреле-это всё.От умения находить общий язык с экипажем,что немаловажно в длительном пребывании в рейсе,до высокого профессионализма в работе по поиску и добычи рыбы.Хороших капитанов знают все в объединении,работающих на разных судах,потому что их немного.Стать хорошим капитаном очень не просто.Балансировать между требованиями экипажа и требованиями начальства выдерживает не каждый.И только человек,наделённый истенно человеческими качествами и воспитавший в себе профессионала,может стать капитаном.
Кеп.,уходя в свою каюту,предупредил ст. пома.”Александр Васильевичь пригласите ст.меха. и 2-го эл.меха,объясните им положение.Только не нагнетайте обстановку,все и так всё понимают.Уделите внимание людям идущим в первый рейс.”Закрывая дверь в каюту предупредил,чтобы обо всех изменениях погоды или ситуации,докладывали сразу.
Ночь в океане,в штормовую погоду ,приходит как-то незаметно.Чёрные,низко нависшие тучи,делали океан таким же чёрным.Поэтому в дневное время было довольно пасмурно.Ходовые огни не выключались вообще.Единственное что отличало день от ночи,это кромешная тьма.
Второй штурман,как и все члены экипажа,внутренне готовился к любому исходу событий.Дело,казалось,привычное.Зимние месяцы в Северной Атлантике ,в боьшинстве своём,штормовые.В такую погоду много времени команда болтается без дела,кроме несения вахты и мелкого ремонта.Тралить нет возможности,когда корму поднимает вверх и бросает вниз с такой силой,что устоять на палубе без страховки невозможно-смоет в мгновенье.Но тем не менее.моряки стараются попасть на судно уходящее в рейс,именно в зимнее время.Ответ здесь прост.Пол года в рейсе в зимнее-весенее время,зато потом,в тёплое время года,находятся с семьями,отдыхают.Конечно,не всем и не всегда “везёт”уходить в океан только на этот период.Суда в океане работают круглый год и уж если ты выбрал для себя такую профессию,то приходится уходить в рейс не тогда когда  тебе этого хочется,а когда нужно.
В обязанности 2-го штурмана входит ,кроме судоводительских,ещё и центровка судна т.е.правильное распределение груза вдоль корпуса  для лучшей остойчивости,а значит и плавучести судна.
За топливо он был спокоен,там работает система перекачки.А вот в грузовом трюме находилось более 150-ти тонн упакоыванной продукции.Как поведёт себя этот груз-головная боль.
Ураган это не шторм,к которому привыкли.Ураган,это необузданная стихия,с которой даже бывалые моряки встречаются очень редко.А те,кто проходил через это и выжил,помнит каждый такой случай по седине,появившейся раньше времени.
Звонок телефона не был для штурмана неожиданным.Он привычно поднял трубку и услышал голос ст.пома.,как ему показалось,тревожный.Необходимо поднятся в ходовую рубку.Поднялся с койки,накинул штормовку и уже ,открывая дверь,почувствовал как пол уходит из под ног и не успев ухватится за ручку двери,его отбросило к столику каюты.Больно ударившись боком,ругнулся и вместе с выравнивающимся судном,вышел из каюты.Пройти по коридору можно только держась за поручни.Хватаясь то за првую.то за левую сторону он шёл по коридору,понимая что судно уже не движется как прежде а просто вырабатывает против волны,напрягая все свои лошадиные силы.
Открывая дверь в рубку,услышал глухой удар по корпусу рубки.Судно,проваливаясь вниз,как бы занесло его в рубку.Удержался на ногах только благодаря ручке двери,за которую держался.В рубке.кроме ст.пома. уже находились ст.механик и 2-й эл.механик.
Сложившуюся обстановку ст.пом.пытался доложить как можно спокойнее,поэтому карту погоды то скручивал,то раскручивал.непонимая зачем он это делает.А обстоятельства,как оказалось,усложнились.Циклон сместился,вопреки прогнозам и судно оказалось в центре разбушевавшейся стихии.До ближайшего судна было 600 миль.Под килем более 3000 метров.А если учесть заправленные топливные танки и груз в 150 тонн,то ситуация принимала угрожающий характер.