Праздник

Сергей Мехреньгин
     02 сентября 2017 года Валерий Ермолин, бывший моряк Северного морского пароходства и многие годы электрик одного из автохозяйств г. Архангельска, со-автор сборника "Адрес нашего детства", завершил свой земной путь. "Праздник" - одно из произведений этого сборника, в котором Валерий Ермолин успел поделиться своими воспоминаниями.
~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

     Канун большого церковного праздника.
     Сквозь утренний сон, лёжа в спальне своей архангельской квартиры, я слышу, как жена Вера уже хлопочет по дому, готовится пойти в церковь.
     Потом она вернётся, позовёт меня - помочь накрывать на стол. И, доставая из ящика стола вилки, отливающие блеском "нержавейки", я иной раз не удержусь и воскликну: - Как хорошо, что их не надо чистить шкуркой!..
    
     ...К шалакушским посиделкам по случаю очередного праздника начинали готовиться заранее.
     Мыли окна и крашеные полы. Некрашеные, в коридоре, натирали дресвой*. Непременно меняли на чистое бельё, скатерти и занавески, готовили угощение.
     И вот наступал праздничный день.
     Совершив молитву, к бабуле стекались её верные, многолетние подруги по совместному колхозному труду, поселковому житью-бытью и пению в местном хоре.
     В тёплом месте, возле печки появлялся лагун** сваренного по такому случаю домашнего пива, которое разливали по большим графинам.
     Вместе с ним на свежей скатерти стола появлялись великолепные рыбники, румяные пироги с различной начинкой, которая только была возможна в условиях северных деревень, окружённых лесами и болотами, обилием озёр и рек.
     И, конечно же, среди прочих угощений - особо любимые мной шаньги, также приготовленные умелыми руками бабушки Анны.
     Но прежде, чем усадить гостей за стол, необходимо было восстановить нормальный вид железных вилок, которые неминуемо темнели без частого употребления, потому что были изготовлены из обыкновенного, чёрного металла. Проще говоря - из железа.
     И вот эту процедуру - начищать шкуркой вилки до блеска - бабуля поручала мне. И надо сказать - у меня неплохо получалось!
     А иначе и быть не могло: бабуля очень любила порядок, чистоту во всём, была аккуратна, требовательна и к себе, и к окружающим.
     Когда взрослые рассаживались за столом, разливая пиво по гранёным стаканам, мы, ребятня, получив свою порцию «вкуснятины», обычно отправлялись бегать на улицу. Притом, я выбегал из дома с чувством выполненного долга: начищенные мной вилки лежали на белой скатерти, и в создании общей атмосферы праздничного торжества я тоже принимал участие.

     ...Мы уже и сами давно взрослые. И, собираясь по праздникам за столом архангельской квартиры, берём в руки столовые приборы, которые не требуют особого ухода - они изготовлены из нержавеющей стали.
     Но что-то щемящее, трогающее душу испытываешь всякий раз, заглядывая воспоминаниями в ту далёкую пору бабулиных посиделок. Когда я до блеска чистил шкуркой тёмные железные вилки.

     *Дресва – крупный песок, мелкий щебень.
     ** Лагун - деревянная ёмкость (небольшая бочка) с краном.

По воспоминаниям Валерия Ермолина.***


~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

*** http://www.proza.ru/2010/01/26/324