Стромок - село Арсеньевского района Тульской облас

Анатолий Луковкин
ПРИСТУПАЯ к написанию очередной краеведческой статьи по истории села или деревни, - как говорили древние римляне, «от Ромула до наших дней», - приходится отвечать на основные три вопроса: когда образовалось данное селение, кто являлся его основателем и что означало его название. И если в нашем случае на первые два вопроса можно было как-то ответить хотя бы приблизительно, то на третий вопрос, сколько ни приходилось ломать голову, ответа не находилось. Выручил, как всегда, «господин счастливый случай».
                1.
…Дело было в 80-х годах прошедшего столетия. Я (Василий Константинович Гузеев) работал преподавателем одной из военных академий. Летом мы очень часто выезжали в лагеря, и на занятия приходилось отправляться на машинах или автобусах за несколько километров. Однажды, на занятиях по  тактике и оперативному искусству пришлось отправиться за сотню километров. Оказались мы в Волоколамском районе Московской области. Время было обеденное, и мы остановились на перекур возле одной деревни со странным названием Страмницы. Как бывает в таких случаях, когда останавливаются военные, к ним обязательно подходят служилые люди. Так и в тот раз, к нам пожаловал восьмидесятилетний старик, отрекомендовавшийся, тем, что он служил у Рокоссовского. Поговорили о житье - бытье. И в конце разговора я поинтересовался у него, как же так: и местность хорошая, рядом лес и речка, а вот название для деревни выбрали какое-то неблагозвучное. И он поведал нам историю названия деревни. (Да простят меня женщины - это с их молчаливого согласия произошло оно).
В добрые старые времена деревня принадлежала монастырю Волоколамского уезда. Заметим, кстати, что до 1490 года многие крупные монастыри имели две половины: мужскую и женскую - под общим управлением духовного отца. И как бы ни строги были монастырские уставы, случаи нарушения нравственности имели место, ведь монахи и монашки были молодыми, а жизнь иногда, несмотря ни какие запреты, требовала свое.
Монастырское начальство строжайше наказывало за несоблюдение норм морали. И все, кто подвергался такому сраму (страму) подлежали выселению в дальние монастырские деревни под строгий надзор. Так, постепенно деревня и стала носить название Страмницы. Основа этого слова «срам» («страм»), что в словаре В. Даля трактуется как стыд, позор, поругание. И, безусловно, в первую очередь, это касалось лиц женского пола.
2.
ПЕРЕХОДЯ к предмету нашего исследования -  селению Стромок, уместно хотя бы коротко изложить некоторые сведения об истории местности, на которой оно располагалось. А располагалось это селение во времена Древней Руси на территории Верховского княжества (в верховьях Оки), куда входили более мелкие уделы (княжества): Новосильское удельное княжество, Белевское, Воротынское,Мезецкое, Одоевское.
Мы уже писали о том, что удельные князья считали  своим долгом в течение своей жизни отстроить на своей земле монастырь, чтобы священнослужители ежегодно в определенные дни читали акафисты  (хвалебные песнопения) перед – всеми прихожанами, а князья считали, что в таких случаях память о них в лице потомком будет вечной. К примеру, белевские князья отстроили в 1525 году Белевский Спасо-Преображенский монастырь и приписали к нему во владение многие свои вотчины.
Воротынские удельные князья не хотели отставать от белевских и отстроили Шаровкин (Шаровский), или Шаров-Успенский монастырь, располагавшийся близ села Ильинское Калужской губернии Перемышленского уезда, в девяти верстах к юго-западу от Перемышля, на правом берегу реки Жиздра, недалеко от впадения ее в Оку. Основан он был в XVI веке иноком Феогностом, скончавшимся в 1545 году. В 1684 году монастырь был приписан к Московскому Донскому монастырю.
Согласно монастырским архивам Воротынские князья    выделили    монастырю вотчины: «С-цо Ильинское, деревня Митино на речке Песочне, да под той же деревней мельница, деревня Селюменевская, Петровская тож, село Варваренки на реке Пторе, деревня Кузменки на р. Пторе, с-цо Нижнее Олопово на р. Стольне, деревня. Момрякова, что на р. Оке; 15 пустошей, под монастырем, перевоз на р. Жиздра, рыбная ловля на р. Жиздра с бобровым гоном да под деревней Момряковой рыбная ловля по р. Оке, одного берегу полуверсты, а в другом месте, на р. Оке, где лавливали государевы ловцы. Да и монастырю же шесть озер с рыбными ловлями да плесо на р. Оке Дорогань, в коем ловил рыбу обще с живоначальные Троицы Лютиковым монастырем и бобровые гоны по обе стороны против своих берегов до Желоховских вод, что дал князь Воротынский, а к тому же Шаровкину монастырю    луг  отменный  на Оке 21 десятины, сена ставили 120 копен, да Новосильского уезда село Голубки на р. Зуше с церковью Казанской Богородицы и деревню Городилово, в Белевском уезде в Погорельском стане село Страмок с церковью Рождества Богородицы. Всего в вотчинах в 1740 году числится крестьян и бобылей 1696 душ мужескаго пола».
Из вышеперечисленных монастырских архивных документов можно сделать следующие выводы:  село с самого начала принадлежало монастырю, и носило название, правильное написание которого было через букву «а» - Страмок, как в архивных документах, а стало быть, основа его — «страм», что означало, как и в первом случае: стыд, позор, поношение. Село относилось к наиболее удаленным селениям монастыря и можно с большой долей уверенности предполагать, что оно являлось ссыльным местом монахов и монахинь.

                3.
ДАЛЬНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ села Стромок равивалась следующим бразом. В 1764 году, 26-го февраля  Екатерина II издает указ под названием «О духовных штатах». По этому указу от монастырей были отобраны все вотчинные имения, за оставлением им небольшой части земли и служителей, а вместо того на содержание назначено денежное годовое жалованье. Село Стромок из разряда монастырского владения перешло в государственное. Вместе с тем, заметно поубавилось и количество монастырей. По состоянию на 1762 г. были: 881 монастырь (скит, пустынь), а после 1764 года их стало 375. С Щаровкиным монастырем произошла следующая  метаморфоза. (В 1775 году из-за появления в округе разбойников иноки  покинули монастырь и перешли в Лютиков  монастырь, куда перевезли все вещи. Через год он сгорел, уцелели лишь церкви, из коих часть ризницы передана в церковь села Ильинское).
С 1764 года из села Стромок образовался самостоятельный приход, куда вошли дополнительно деревни Рахлеево и Мезгея. Существовавший в селе деревянный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен в 1866 году стараниями местного приходского священника Петра Воскресенского, церковного старосты - крестьянина Герасима Казанина  и прихожан. Причт церкви на 1895 год состоял из священника и двух псаломщиков. За церковью числилось 39 десятин земли, из которых две десятины - усадебной и две
сенокосной.

4.
СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД, начавшийся после революции 1917 года, ничего примечательного селу не дал.
Была уничтожена церковь, село Стромок вошло в состав Рахлеевского сельского Совета, а сейчас - округа. И в настоящее время на карте района есть село Стромок. Но от села, по - существу, осталось лишь одно название. Доброго десятка жителей здесь не сохранилось. Из старожилов проживают: Кузьма Евдокимович Трегубов с супругой, Николай Иванович Лунев да Нина Петровна Скирдкова с мужем, а остальные — приезжие. В большинстве своем — дачники.
Воду стромокские жители берут из колодца, а продукты (хлеб и прочее) покупают в Рахлеевском магазине. До него - километр с небольшим (по бездорожью проделывает каждый по необходимости). Село летом благоухает зеленью, сорняками, а поле, что подступает к Стромку, зарастает молодой порослью, Глядишь, со временем - лес будет.
Из живности местное население все больше держит птицу да коз и рассчитывает лишь на свои силы да небогатую пенсию, которую зарабатывали всю свою сознательную  жизнь.
         В. К. Гузеев, кандидат военных наук, краевед.
        А. И. Луковкин, кандидат технических наук, краевед.
(Опуликована в газете «Арсеньевские вести» 27 марта 2002 года, №25)