Школа в отсутствии любви

Янс
Не могу не проучаствовать в разговоре о сериале «Школа», хотя бы потому, что отдал школе без кавычек не самые худшие 22 года жизни. Сразу скажу, что какого-то ошеломляющего впечатления от сериала (просмотрел тройку серий) не получил – ни негативного, ни позитивного. По содержанию я не узнал ничего нового, а художественное исполнение оставило  равнодушным.
В школе, как в зеркале отражается все наше общество практически без искривлений Громкий и противоречивый резонанс на «Школу», возможно, обусловлен тем, что сериал взял на себя функцию этого зеркала, в котором все или почти все себя узнали – ученик – учитель – родитель. Вот об этом треугольнике мне бы и хотелось поговорить. Но прежде, несколько слов о самом сериале.
Вряд ли школа с такой концентрацией пороков существует в реальности, но в то же время все эти пороки имеют место быть в каждой школе в разных пропорциях. Потом я бы обязательно учитывал и то обстоятельство, что авторы «Школы» этим сериалом подавляют или преодолевают свои не очень приятные детские комплексы и обиды. На мой взгляд,  этот сериал про любовь. Точнее про то, что происходит с людьми, когда она отсутствует. Поэтому   все эти страсти-мордасти, представленные в фильме, секрет Полишинеля.
Подросток-девятиклассник – и в физиологическом, и психологическом плане переходит в качественно новый возраст. Переход сложный и противоречивый, в процессе которого идет самоидентификация личности,  поиски в этом мире своего «я», а отсюда – сочетание несочетаемого.  Подражание другим с одновременным желанием быть не кого непохожим.  Не случайно же в педагогике этот возраст всегда считался самым сложным.
Все, что показано в сериале с поправкой на время, технический прогресс и информационные технологии, было и 20, 30 и 40 лет назад (более далеко не заглядываю, так как не знаю).  Курили, пили, баловались наркотиками. В духе реалий того времени ассортимент был ограничен – «Прима-«Ява», пиво –портвейн,  косячок «дури». Да и хрестоматийная школьная любовь не всегда ограничивалась походами в кино и прогулками под луной. Это совсем не значит, что каждый подросток тех лет проходил через это (современные акселераты тоже не поголовно вкушают «запретные плоды). В каких-то школах подобных проблем было больше, в каких-то меньше, но показательно-стерильных учебных заведений  не существовало, да и не могло существовать. Будем помнить, что школа – зеркало общества.
Учитель, продемонстрированный в сериале,  также не является каким-то неприятным открытием. По крайней мере, для меня.  Я лет пять, как пишу о том, что среднестатистический учитель существо само по себе более, чем посредственное. И здесь со всей категоричностью могу заявить – в советской школе такого педагогического убожества не было. Вину за такую печальную учительскую метаморфозу возлагают на государство. Дескать, оно, довело учителя «до ручки». Безусловно, доля истины есть в этих словах, но не вся.
В учительской профессии всегда присутствовал флер  таинственности, какой-то метафизической особости. В силу этого она была привлекательна не только для девочек «по распределению», но и для личностей творческих  и неординарных. Да и тогда учителя не были супердобропорядочными гражданами – и пили, и гуляли, и влюблялись не только в совершеннолетних. Но этот самый флер каким-то невообразимым образом демонстрировал лучшие человеческие, учительские качества и оставлял в тени низменное и гадкое.
Сегодня налета таинственности в фигуре современного педагога нет. Сам ли он смыл налет или ему помогли, уже не важно. Важен тот факт, что учитель из лидера, хотя бы  на полшага опережавшего  своих учеников, превратился в обслугу со всеми присущими этой социальной группе качествами (грубость, хамство, унижение слабого, угодливость перед сильным). В школе правят бал этакие «учительские амазонки», озабоченные проблемами собственного выживания, а не посадками «разумного, доброго, вечного».  Много ли вы знаете учителей (я говорю учителей, подразумеваю женщин) счастливых в семейной жизни и для которых работа в школе не источник дохода, а радость существования. Разве может несчастный человек научить других счастью?
И, конечно, из школы окончательно выветрился мужской дух. Во многом проблемы школы и сериальной «Школы» обусловлены тем, что не осталось настоящего учителя-мужика(мужик – не только половая принадлежность, но и состояние духа). Именно мужикам – учителям по силам сгладить или погасить  те подростковые конфликты, с которым не в силах справиться женщина.
Я уже не раз писал, что никакие финансовые вливания кардинально не изменят кадровую ситуацию, так как нарушен один из важнейших кадровых принципов – учительская преемственность. Когда я об этом рассказываю, со мной, как правило, соглашаются, но при этом спрашивают, а, что же тогда делать?   Я отвечаю, что не знаю, и привожу аналогию с вымиранием рода. Последний  представитель рода не оставляет детей, и после его смерти род прекращает свое существование. Примерно такая же ситуация складывается с учителями – нет продолжателей «рода».
Наше государство было, есть и остается патерналистским государством, то есть, оно(государство) для своих граждан папа и мама в одном флаконе. «Плодитесь и размножайтесь, - говорило оно людям, - а мы позаботимся о вашем потомстве». В советское время вся система дошкольного и школьного образования была заточена под этот тренд. Практически полностью ложилась  на школу ответственность за моральный облик, поведение, здоровье детей и т.д. и т.п. Родители де-факто от процесса воспитания устранялись (выпил, закурил, попал в милицию – «виновата школа»). И надо отметить, что в целом школа с этими задачами худо-бедно справлялась – с одной стороны, качественный педагогический состав, с другой,  хорошая и доступная база для организации досуга. Родителей такое положение дел в целом устраивало, и больших нареканий на учебные заведения не было.
Несмотря на все телодвижения за последние двадцать лет, наше государство так и осталось патерналистским. Но школа в силу, прежде всего, кадрового оскудения  уже не в состоянии выполнять взятые ранее на себя родительские функции воспитания. Родители же в силу инерционного мышления продолжают настаивать – «школа должна, школа обязана». В итоге мы имеем то, что имеем. В частности, сериал «Школу»,  содержание которого родителей шокировало. Неужели и мой ребенок учится в такой школе?  Нет, не учится, если он живет в любви родительской и совсем чуть-чуть в любви учительской. Возможно, именно такой любви не хватало в детстве авторам фильма.
Георгий ЯНС