Бабушкин комод

Сергей Мехреньгин
Из сборника "Адрес нашего детства".

     Деревянный, покрытый коричневой краской, с тремя большими внизу и двумя верхними, маленькими  выдвижными  ящиками, закрывающимися на ключ, он занимал  почетное место в правом дальнем углу большой комнаты бабушкиной избы.
     Такой комод в то время был, пожалуй, в каждом доме.
     Тот, что находился у бабушки, был изготовлен по заказу местным плотником. И всегда был покрыт белой, вышитой салфеткой «ришелье».
     Что же так притягивало к нему?
     Может быть, искусственные, «заграничные» цветы в двух высоких вазах - «козьих ножках» или костяные слоники, выстроенные в шеренгу? Или глиняная балерина, застывшая в пируэте?
     А, может быть, танцовщицы в цветастых юбках или маленький белый гуттаперчевый лебедь?..
     Для меня, шестилетней девочки, это был целый мир, в который я завороженно заглядывала каждый раз, приходя к бабушке.
     И сколько было радости, когда разрешалось вытереть пыль в этом чудесном мире!
     Каждый предмет на комоде занимал свое место.
     Девять слоников стояли под углом друг к другу, их хоботы направлены к окну, которое находилось слева от комода.
     Как-то я направила их в сторону двери. Бабушка тогда сказала: - Пусть они смотрят в окно и только тогда, когда сердиты, поворачиваются к двери. Это будет означать, что они хотят от нас уйти.
     Но самым большим счастьем для меня было разрешение бабушки поиграть маленьким гуттаперчевым  лебедем.
     Его можно держать в ладонях и разговаривать с ним, а можно опустить в таз с водой и наблюдать, как он плавает.
     Маленькие ящики комода бабушка открывала не часто. Там хранился небольшой семейный архив: документы, медали, грамоты, фотографии, письма. В них таился мир воспоминаний.
     Фотография Василия, ее любимого парня, с которым была помолвлена, но их свадьба так и не состоялась: Василия убили в первую мировую войну. Долго ждала своего возлюбленного Анна, надеялась… Не дождалась.
     Немногочисленные, короткие, скупые (тщательно проверяемые военной цензурой) письма деда с Великой Отечественной войны, его последняя фотография с фронта.
     «Добрый день, Анна Павловна и дети Шура, Коля, Граня и Рита, и бабушка.
     Спешу прислать свой сердечный привет и желаю всего хорошего в жизни вашей.    
     Уведомляю вас, Нюра, в том, что я живу пока ничего. Жив, здоров, на старом месте. Пишу 6 ноября. Завтра праздник.
     Нам выдали фуфайки и суконные портянки. Снега еще нет, но морозит. На праздник дали 100 граммов белого хлеба…», - пишет дедушка в последней своей почтовой открытке с фронта.
     С войны дедушка не вернулся.
     Поэтому детей поднимала одна, без мужа. Работала в колхозе, на пекарне, занималась организацией Шалакушского русского народного хора, посвятила ему многие годы.
     Ставили хороводы, пляски, русскую северную свадьбу, с успехом выступали на многих сценах, в т.ч. на столичных.
     И, конечно же, здесь, в левом маленьком ящике комода, бабушкина гордость – грамоты и медали за успехи хора в конкурсах, книги, программы выступлений, благодарности, фотографии участников хора в северных костюмах.
     Бабушка рассказывала нам о выступлении в Кремлевском концертном зале, о том, как приглашали её остаться для работы с хором в Москве.
     В Московской консерватории, куда её пригласили после выступления хора, пропела больше двух десятков шалакушских песен, рассказывала о своём дедушке Иване Фроловиче и прадеде.
     Фрол Пузанов был на 25 лет взят для службы в армии. Отслужил 12. Ранили в ногу в Бородинском сражении.
     Отец бабушки, Павел Иванович, в молодости был бурлаком, водил барки с лесом по реке Моше в Онегу, а оттуда – в Питер.
     В семейном кругу, будучи ещё маленькой девочкой, и запомнила бабушка исторические песни о войне с французами, бурлацкие  песни, былины. Дивились московские песенники ее уникальной памяти.
     …Можно рассказывать часами, да хозяйственные дела отвлекают.
     Ящик комода вновь осторожно поглощает вынутые, было, на стол семейные ценности, и бабушка плотно задвигает его. Ключик дважды проворачивается в замочной скважине.
     Но не так просто закрыть на ключ воспоминания. И лицо бабушки какое-то время ещё привычно хранит их отпечаток, в своей задумчивости она возвращается далеко-далеко назад...

Из воспоминаний Нины Боровской (Пузановой).*

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

На снимке справа - Пётр Михайлович Пузанов после тяжёлого ранения и контузии (госпитальное фото, воспроизведено из "Книги памяти" Шалакушской средней школы).
Слева - текст последней почтовой открытки, присланной П.М.Пузановым с фронта своей семье.

Репродукция и коллаж - Сергей Мехреньгин.

~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~ ~

* http://www.proza.ru/2017/09/17/1484