Украинство это религия

Архимандрит Аввакум Кременчуг
-Про що ти думаєш? –Про прийдешнiсть!
Состояние дел в Украинской Православной Церкви далеко от идеального.
Патриарх приехал и уехал Украинская Церковь остается о своими проблемами один на один. Она раздрблена и обескуражена, но все же лелеющая смутную надежду на объединение. Люди в украинском обществе разобщены и обозлены. А что мы хотели, чего ожидали от патриарха? Патриарх сказал то, что должен был сказать. Если бы он дал автокефалию Украинской церкви, это был бы с его стороны безответственный шаг, перед своей страной, своим народом, да и доброй половиной все той же Украины, где люди остаются верными России, Русской церкви.
*
Как говорил Александр Исаевич Солженицын: «В мире нет ни виноватых, ни не виноватых!»
Трагичное сплетение исторических узлов. В этой ситуации никто не виноват. Не виновата Россия
 и ее Церковь, что на крутом историческом разломе осталась одна и ей, ой как необходимо сохранять, цементировать остатки былой целостности. Не виновата и Украина и ее Церковь, что вследствие того же разлома осталась с проблемой разделения, которую куда не пихни, все будет плохо. Будут новые расколы, новые деления – дальнейшая атомизация, расщепления атомов.
*
В этом размышлении о судьбах Церкви, в рамках общецерковной дискуссии, я буду писать не
с точки зрения «как нужно», или – «нужно все обустроить, так и не иначе, а иначе так как и не так!» Это смешно теперь давать советы, когда даже правительственные и церковные постановления не работают. Я буду говорить с точки зрения пессимиста, точки зрения обреченности бытия, не вынося никому морально-императивных приговоров. А великий оптимизм произрастает из великого пессимизма.
*
Русские говорят: если бы не было ретивых украинцев, националистов, автокефалистов, то мы бы жили тихо и мирно. Все в жизни не так просто. Если бы не было конфликтов, люди бы их изобрели заново: условная война человеческого сознания одного против всех, и всех против одно всегда действенна. Борьба умозрительных «вицлипуцли» против «контрапуцли». Сознание человека, не замечая того,  приучают к конфликту, к борьбе еще с самого раннего периода его жизни: спортивные состязания и победы на них, интеллектуальные олимпиады и прочее. С самого начала, с детства, школы настраивает человека на разделение, борьбу, противостояние, победу. В этом заложен необходимый общемировой прогресс, процесс развития, совершенствования общества. С этим ничего не поделаешь,
человек неисправимо конфликтен. Такова диалектика бытия.
*
ДВЕ ЦЕРКВИ ВСЕГДА
Человек по природе неисправимо конфликтен и разделителен.
Притча. Один моряк потерпел кораблекрушение и попал на необитаемый остров. Ему довелось провести там пять лет. Он построил хижину, наладил быт, но постоянно думал о большом мире. А вокруг царил полный покой... Моряк и не подозревал, что на свете есть такие мирные уголки. Но остров был совершенно необитаем, ни единой живой души — это была единственная беда, во всем остальном жизнь там была чудесна. Красивые ручьи, фруктовые деревья: вдоволь еды, полный покой, никаких тревог и опасностей, никаких бед. Рай первозданный да и только! Прежде моряк только мечтать мог о таком счастье — и вот оно свалилось ему на голову! Но тишина была нестерпима. Тишину вообще трудно вынести, ее нужно уметь выдерживать, иначе она может убить.
Факт – для человека нигде нет чувства Рая.
Тому моряку приходилось очень трудно, но у него был талант к архитектуре, и он принялся строить разные штуки: просто макеты, лишь бы чем-то себя занять. Он сделал целую улицу и дал ей имя; там были две церкви — одна прямо возле его дома, вторая — на другом конце городка. Он построил кинотеатр, спорткомплекс, универмаг, разные магазины, чтобы было куда ходить за покупками, театры, стадионы, зоны отдыха, развлечений. Моряк в создал целый город, целый свой человеческий мир в миниатюре. Через пять лет появился наконец-то корабль. Он бросил якорь в заливе. Моряк был вне себя от счастья. К берегу причалила спасительная шлюпка. Наш робинзон выскочил из хижины и помчался по песку — он уже предвкушал возвращение в большой мир.  Впрочем, сказал он спасающему его человеку, прежде чем ты заберешь меня на большую землю, давай погуляем. Я хочу показать тебе свой город, выстроенный моими руками в эти трудные для меня одинокие годы».
И он показал  приплывшему капитану построенный город. Больше всего гостя поразила вторая церковь: «Одна церковь — это я еще понимаю, но зачем вторая?» «Поясняю! Я хожу только в эту, а в ту другую — ни ногой, она еретическая, раскольниче, отступническая», — богословски, деловито,
 со знанием дела, пояснил моряк.
*
Человек биологически и психологически запрограммирован на разделение, на раскол. Вам, человеческому сознанию, обществу, всегда нужны две церкви, по меньшей мере две веры, ведь разум требует двойственности, тройственности, множественности, объектов ненависти, отрицания, порицания, козла отпущения наконец. Человек биологически расколо-конфликтно-разделителен. Эту церковь ты одобряешь, а в ту — ни ногой. То ложная вера, туда ходят только заблудшие души, ты с ними ничего общего не имеешь. Ты же в правой, спасительной вере! Те все остальные неверные,
 не спасительны и погибшие, сатанисты, служители дьявола, даже почти и не люди.
Тот моряк был на острове один, но создал в своей  душе целый наш человеческий мир, модель людского общества в миниатюре, «по образу и подобию своему», со всеми его конфликтами и противоречиями. Так было всегда и так будет дальше. С этим ничего не поделаешь и сие надобно принять как должное.
Мир двойствен, тройствен словом – множествен. А Бог в многообразии форм бытия.
*
У нас на Полтавщине тоже вспыхивают конфликты, очаги недоразумений с Киевским патриархатом. Священники переходят вместе с общинами к нам, так мы думаем, что они должны переходить вместе
с храмами. Но, не тут то было. Храмы остаются за Киевским Патриархатом, который глядя на нас, по нашему примеру, в 90е смутные годы, документально переоформил их в свою собственность.
Или владельцы храмов симпатизируют Киевскому Патриархату.
*
Начинаются затяжные войны на осаду, на противостояние на многие годы. «Вялотекущая шизофрения». И деться от него никуда не денешься. Мы, все участники конфликтов, ситуативно поставлены в условия противостояния. Не увернуться никому, кто зачисляет себя к той или иной общине. Но, что самое печальное - данное противостояние бесперспективно. Служба на столиках и табуретках перед закрытыми храмами, это не раннее христианство а, осадная, досадная, упорная война на измот, измор противника. А кто этот противник спросите вы? Да свой же украинец, брат незрящий гречкосiйШевченко.
*
Украинская идея жива. Это своего рода новая религия. Пример: село Пирогово под Киевом привлекает многочисленных посетителей среди них дважды был и я. Музей под открытым небом украинской  народной архитектуры и быта. Ходя по этому музею, понимаешь, в чем сила и величие украинского этноса. Украинский народ эстетичен и религиозен по своей сути. Да, русские в литературе и искусстве впереди планеты всей, с этим никто не поспорит. Но, в эстетике быта украинец все же впереди. Статистика свидетельствует: украинцы в два в три раза больше посещают храмы в дни праздников, чем в той же России. Эти цифры приведены и в этом году и все в тот же перевес посещаемости на Украине. Хата крестьянина 18-19х веков это своего рода святыня, малый храм, домашняя церковь. Она уставлена образами в которой от малейшего луча огненным жаром горит и переливается фольга, киоты образов, красиво убранные долговышиванными рушниками, печь и та расписанная цветами из рая. А как начнет диакон петь в церкви с хором Леонтовича «Зiйшла зоря вечорова, та над Почаевом стала», то в том песнопении сколько туги, надежды, веры, что словами обычными не передать. Украинство – это религия.
Я это понял давно, еще общаясь со старым нашим священником отцом Василием, а он был
убежденный сторонник той еще первой автокефалии 1921 года митрополита Васыля Лыпкивского.
Помню какое откровение-озарения я получил в требной комнате батюшки Василия. Один раз он попросил ему помочь убрать. Раньше я, как то, не обращал внимания на его образа. А то, убирая, стал выше на стул и О! Господи! А там, на иконах Господь и Матерь Божия в вышитых сорочках, в украинских одностроях, вышитые мереживом – красное с черным воротники, груди, рукава орнаментом украинским на предплечье и возле запястья искусно инкрустированы. Украинская народная икона!
Один раз с отцом Романом(ныне владыка Филипп полтавский и Миргородский) решили в свят вечер посетить отца Василия в 1987 году, а было это как раз на святвечер. Отец Роман говорит: «наверное,
 в такой вечер отец Василий сидит один, скучает. А а был он уже к тому времени заштатным, не служащим. - Давайте сделаем старцу приятное, посетим, разговорим, развеселим!» Ну, и пошли. Зашли в дом, а там, многолюдно. Вечеря накрыта не в той комнате в которой мы всегда бывали, где батюшка крестил, но в другой, куда нас отец Василий не предпочитал пускать. Комната – свитлыця уставлена была в украинском стиле. Да, помню, были образа, но главное резануло зрение – большой вышитый портрет Тараса Шевченко. Тут же на стене, на ковре были развешаны набор музыкальных инструментов кобзы, бандуры, цимбалы, даже лира была одна. И меня поразило, что инструменты были не в единственном экземпляре. Это была собрана за многие годы довольно таки искусная коллекция украинских народных музыкальных инструментов. Ну, и отец Василий восседающий за столом,
как родоначальник патриарх в окружении детей, родственников и знакомых.
*
Почему победит украинская идея? Потому, что западный и центральный украинец выше самосознанием чем житель восточной Украины. Он мобилизованней, собранней, дисциплинированей. И главное - у него есть идея! Мы восточные вялы, ни сюда, ни туда не годимся. Диалог с украинцами, своими соплеменниками никуда не денешься, придется держать. Это большая половина страны!
Это свои по роду и по истории люди кость от кости, плоть от плоти.
*
В октябре 2009 дело сдвинулось с мертвой точки. Начался диалог между разрозненными церквами. Искать диалога с разрозненными нашими братьями начинают молодые священники. По мере того как духовенство 20го века будут забирать года, будет сглаживаться острота конфликта, будут появляться мосты между единоверными, контакты на человеческом уровне. Но, должно пройти какое то время.
*
АПОСТОЛЬСКОЕ ПРЕЕМСТВО И ГРАНИЦЫ БЛАГОДАТИ
В действительности, вопрос об апостольском преемстве возможности и условиях её разрыва в православной экклесиологии является одним из самых сложных и запутанных. Что до вопроса о том, возможна ли передача апостольского преемства в хиротонии, совершаемой вне Православной Церкви остаётся открытым до сих пор! Церковная история с самого начала не добавляет ясности в сей вопрос. Так, например, I Вселенский Собор (325 г.) признаёт действительность хиротоний и передачу апостольского преемства у раскольников новатиан. На этом же соборе решено было принимать в сущем сане еретиков мелетиан, включая самого расколоучителя еп. Мелетия. А Карфагенский Собор (411 г) постановляет принимать еретиков донатистов вообще без всякой дискриминации
и равноправно делить с ними кафедры.
Можно вспомнить и о св. Марке Эфесском, который будучи непримиримым противником унии, принимая участие в Ферраро-Флорентийском соборе (1438-1445), все же признавал католическую иерархию. К тому же, стоит напомнить, что, несмотря на догматические отличия или присутствие ересей, Русская православная Церковь признаёт апостольское преемство и действительность хиротоний, реальность благодати, например, в дохалкидонских церквах (в которых догматы отличаются в учении о сочетании двух природ – божественной и человеческой – во Христе), в римско-католической и в некоторых старокатолических церквах – то есть в тех обществах, которые мы должны считать еретиками и, исходя из упомянутого утверждения, безусловно отказывать в признании благодати. Здесь же не лишним можно будет вспомнить и труд святителя Московского Филарета (Дроздова)
"О непрерывности епископского рукоположения в Англиканской Церкви", где он, в частности, пишет, что православный христианин с радостью и любовью находит следы благодати и за пределами Православия. Так что всё не так просто, как может показаться на первый взгляд, и как мы привыкли думать. К тому же напомню, что с нашими православными украинскими братьями, пребывающими в расколе, нас вовсе не разделяют догматические отличия…
А, как быть со святыми, которые принимали крещение и даже рукоположение от еретиков?
Василий Великий и Кирилл Иерусалимский – от ариан, св. Анатолий Константипольский – от монофизитов. В конце концов, как быть с почитаемым Православной церковью святым равноапостольным Константином Великим, который под конец своей жизни получил на смертном одре крещение из рук арианина Евсевия Никомидийского, радикального и наиболее активного арианского лидера? Как же мы смеем почитать их в качестве святых!? Ведь они по сути не получили благодатных
Таинств Церкви и следовательно, по Правилам, даже не явлются членами Церкви, а не то что упаси Боже сказать - святыми?
*
Население Украины, уже чувствуется, очень перекормили активными манифестациями истинности,
без наглядных примеров истинности и искренности в реальной жизни, на реальных живых примерах человечности. Людям, населению уже все это надоело и оно ходит в ту церковь которая ближе,
не веря ни тем ни другим попам. Ни благодатным, ни безблагодатным
*
Беда Православия, что оно изначально, в отличие от католицизма, было ориентировано на поместность. Нас всегда воспитывали, нас ориентировали на поместность, если не сказать местечковость. Сначала греческую, потом русскую, а затем и украинскую. Православие всегда несло на себе национальный, если не сказать этнофольклорный оттенок. Это не наша сегодняшняя вина. Это исторически так сложилось. Конфликтность закладывается в сознание человека еще в детстве вместе с воспитанием.
Мы взрослые научая детей простым и безыскусным играм, как постоять за себя, отстстоять себя, быть первым, не осознавая того, передаем им и первые уроки соревнования, обособления, противостояния.
*
Домик лесника.
 Дети, совершая путешествие в летний лес на природу, дошли до домика лесника и, как дети, начали играть в войну. Половина группы определили себя в партизаны, другая половина нехотя стали немцами. Начался условный бой. Партизаны пошли в атаку и выгнали, выбили немцев из домика,  затем немцы, взяв реванш, изгнали из домика партизан. Так продолжалось долго, дети играли в войну изгоняя поочередно друг друга… Война вдруг закончилась быстро и в одночасье: пришел лесник и повыгнал всех оттуда трехэтажным матом, как «немцев» так и «партизан».
Переговоры между враждующими церквами зайдут в тупик. Нам не дано силы воли и зрелости сознания поступиться своими амбициями. Очищением, наведением порядка в Церкви займется рано или поздно сильное государство. Сильная рука, сильная государственная власть со временем все равно появится. Разрозненным религиозным группировкам(как детям в домике лесника) злобствующим, проклинающим, враждующим, отнимающим храмы друг у друга, по всему видно это не под силу. Порядок можно навести только через страх сильной тиранической власти.
«И умолкла земля пред ним»Маккав.1:4.
*
Вот только неизвестно чью сторону займет в будущем новая сильная власть. Сторону Украинской идеи и Украинской Церкви или сторону Москвы. Поживем, увидим. Многое зависит от политического исхода выборов, да и те не на вечно, а всего лишь на какой то срок… опять же таки все временно, переменно, изменчиво. Мы славяне сколько живем сколько и междоусобимся друг на друга и
друг от друга и конца этому не предвидится.
*
А может пора бросить политические дрязги и чвары, или по крайней мере быть их заложниками?
Может быть нам верующим пора бросить это политическое одеяло востока и запада, которое тянут на себя политики Америки и России, или, ближе к дому, Украины и России и начать ориентировать себя, ежели мы религиозные люди, мыслить Церковно-вселенски, в каком то смысле космополитично? Ведь и призыв Христа это верх космополитизма: «Итак, идите и всему миру несите Благую Весть!» Мыслить с позиций не поместной, местечковой церкви(церквей), но с позиций Великой Христовой Вселенской Церкви!? Вот вопрос вопросов, который со временем все больше будет занимать умы мыслящих не поместно, не местечково людей. Ведь мир сегодня делается все больше и больше глобальным.   
*
Перед вселенской Православной Церковью встанет в дальнейшем вопрос единства, первенства, вселенскости. Да, этого очень не хочется национальным церквам, с их мелкими чварами, распрями, превозношением сильного. С этими презрительными шуточками о «турецком патриархе», «турецкой церкви», которые то и дело слышатся в разговорах между нашим духовенством необходимо кончать.
 В них обнаруживается лишь наша очень низкая духовность. Если в дальнейшем встанет вопрос выживания Православия в мире, все равно будет укрепляться идея целостности, вселенскости. И эти примитивные штучки-шуточки в адрес Константинопольского патриарха будут обнаруживать в нас лишь невоспитанных, недисциплинированных детей.
*
Жить поместно но, мыслить вселенски! Мне кажется Церковь накануне очистительного взрыва. Дай Бог что бы он был мене травматичен для простых людей в нашей Церкви. «Смотри! Если бьешь в человеке диавола гляди не задень Бога!» Перефразировав его можно сказать: «Если бьешь в человеке диавола, смотри, не задень самого человека!» Но, реально ли это осуществить? Ведь Русская церковь такая же поместная и тоже, давайте вспомним, долго, очень долго и упорно боролась за свою автокефалию.
Ей помогли исторические бури и вихри. Я думаю, Украинской Церкви помогут тоже...

Архимандрит Аввакум из Кременчуга